Вторник, 26.11.2024, 07:02

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2010 » Октябрь » 22 » АРМЯНСКАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ ОБЩИНА ИРАНА
01:14
АРМЯНСКАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ ОБЩИНА ИРАНА
Версия для печати
Среди армянских протестантских общин Ближнего Востока особое место занимает армянская протестантская община Ирана, образованная в середине XIXв.

Иран является одной из ближневосточных стран, не входившей раньше в состав Османской империи. Следовательно, формирование армянской протестантской общины здесь, в отличие от других ближневосточных стран (Турции, Сирии, Ливана), происходило независимо от процесса формирования армянских протестантских общин в Османской империи. Если в Османской империи власти терпимо относились и в чем-то даже поощряли формирование и расширение армянских протестантских общин (с целью раскола Армянства), то в Иране власти боролись против этого явления, считая, что оно дает западным государствам возможность вмешиваться во внутренние дела Ирана и влиять на происходящие в стране процессы1. Несмотря на сопротивление властей, протестантство тем не менее смогло проникнуть в Иран и найти распространение также среди армянства.

Сегодня армяне-протестанты Ирана, наряду с армянской апостольской и католической общинами, являются одним из конфессиональных пластов иранского армянства. Их изучение важно не только с точки зрения обобщения арменоведческих исследований, но и в аспекте полного раскрытия и консолидации потенциала Армянства, что предполагает изучение его различных сегментов. Современные региональные и глобальные процессы вокруг Ирана, содержащие и религиозную составляющую, в свою очередь придают этому вопросу дополнительную актуальность.

Исследования армянской протестантской общиной Ирана сосредоточены в основном на следующих вопросах:

  • Численность и географическая рассеянность армян-протестантов,
  • Организационные структуры,
  • Армяне-протестанты в иранской среде.

Численность и рассеянность

Численность армянской протестантской общины в Иране с течением времени подвергалась изменениям, связанным с увеличением или уменьшением общей численности армян в стране. Так, в результате Геноцида армян рост численности армянства в Иране привел также к росту числа армян-протестантов. До исламской революции 1979г. численность армян в Иране составляла около 300 тыс. человек. После революции под влиянием различных факторов армяне начали мигрировать из страны, в результате чего их численность сократилась почти вдвое2. Сокращение общей численности иранских армян не могло не сказаться и на численности армян-протестантов. Несмотря на новую волну протестантского миссионерства в Иране в конце XXв., число армян-протестантов не увеличивается, поскольку миссионерская деятельность осуществляется в основном среди мусульманского населения.

Определение численности армянской протестантской общины Ирана является сегодня одной из самых сложных задач армянского протестантства страны. Дело в том, что статистика в этом вопросе довольно сложна. Христианство в Иране делится на два сегмента:

  1. Национальный, охватывающий общины, сформированные на национальном принципе и имеющие национальную характеристику. К ним относится также Армянская Апостольская церковь3.
  2. Всеобщий, в который входят общины, отличающиеся этническим многообразием или не сформированные на национальном принципе. Такой общиной является протестантская4. Внутреннее разделение здесь производится на основе языкового критерия. Соответственно, протестантство в Иране составляют в основном ираноязычные, армяноязычные и ассириоязычные.

Статистика не делает разницы между вышеупомянутыми языковыми группами, рассматривая их как одно целое – протестантскую общину. Согласно статистическим данным, численность протестантской общины в Иране составляет 8.5 тыс. человек. Статистика не показывает, сколько из них являются армянами. Тем не менее можно предположить, что армяне по своему удельному весу являются вторыми после ираноязычных, поскольку:

  • армяне в Иране по своей численности несравнимо уступают ираноязычным, однако превосходят ассириоязычных,
  • миссионерская деятельность осуществляется в основном среди мусульманского населения Ирана, вследствие чего увеличивается численность ираноязычных протестантов.

География армянской протестантской общины Ирана охватывает Тегеран, Новую Джугу, Тебриз, Арал, Хамадан5, однако ее превалирующее большинство сосредоточено в столице Тегеране. Об этом свидетельствуют два обстоятельства:

  • превалирующее большинство армян Ирана (около 70%) сосредоточено в Тегеране6,
  • в Тегеране сосредоточены армянские протестантские организационные структуры7.

Организационные структуры

Организационные структуры армянской протестантской общины Ирана малочисленны (7), однако в видовом плане выделяются многообразием. Помимо церковных структур сюда входят образовательные, социальные и иные структуры, Все они сосредоточены в Тегеране.

По направленности своей деятельности структуры армянской протестантской общины Ирана можно разделить на 5 частей: руководящие (1), церковные (3), образовательные (1), социальные (1) и информационные (1).

  1. Руководящей структурой Ирана является Армянская Евангелическая ассоциация, являющаяся филиалом Армянской Евангелической ассоциации Америки. Председатель ассоциации – преподобный Сергей Шахвердян, в то же время духовный пастырь Армянских евангелических церквей Св.Ованеса и Огешунч8.
  2. Самой древней церковной структурой является армянская евангелическая церковь Св.Ованеса, основанная в 1876г. Действуют также армянские евангелические церкви Огешунч и Шнорали9. Тот факт, что двумя из трех действующих в Тегеране армянских евангелических церквей, а также евангелической ассоциацией руководит один и тот же человек (преподобный Сергей Шахвердян), позволяет предположить, что в армянская евангелическая община Ирана испытывает нехватку священнослужителей.
  3. Единственным образовательным учреждением является армянская евангелическая школа «Гоар Месропян».
  4. Единственной социальной структурой – христианский лагерь «Евангелический сад».
  5. Единственный информационный орган – ежеквартальный журнал «Сурандак» («Вестник»).

Сравнительный анализ показывает, что в плане организационных структур армянская протестантская община Ирана имеет общности и различия с армянскими протестантскими общинами других стран Ближнего Востока. Общность заключается в видовом многообразии организационных структур. Армянская протестантская община Ирана, как и армянские протестантские общины Ливана и Сирии, помимо церковных, имеет также социальные, образовательные и иные структуры.

Различия наблюдаются по двум параметрам: количестве организационных структур и их географической рассеянности:

  • В плане количества армянские протестантские структуры Ирана существенно уступают армянским протестантским структурам Ливана и Сирии. Помимо церковных структур, которые также по своему количеству уступают армянским протестантским церквям Ливана и Сирии, в армянской протестантской общине Ирана действуют по одной из всех других структур.
  • С точки зрения рассеянности, если армянские протестантские структуры Ливана и Сирии имеют более широкий географический охват, то армянские протестантские структуры Ирана сосредоточены в столице Тегеране.

Армянская протестантская община в иранской среде

Вопрос можно рассматривать более узко или более широко:

  • в узком смысле обсуждается положение армянской протестантской общины в рамках армянства Ирана,
  • в широком смысле рассматриваются ее взаимоотношения с иранским государством и обществом.
  1. Положение армянской протестантской общины в рамках армянства Ирана. В рамках армянской общины Ирана армянская протестантская община в основном находится в нормальных отношениях с местными армянскими апостольскими и католическими общинами. Случаев конфронтации не зафиксировано. В общинной жизни отношения строятся в духе партнерства. Это очевидно, в частности, в образовательной сфере, на примере армянской евангелической школы «Гоар Месропян». Школа находится в ведении Армянской Апостольской церкви. Здесь получают образование дети как протестантов, так и адептов ААЦ 10.
  2. Взаимоотношения с иранским государством и обществом. Иная ситуация царит во взаимоотношениях армянской протестантской общины с иранским государством и обществом, которые не могут оцениваться однозначно. С одной стороны, конституция и законы Ирана гарантируют определенные права и свободы для религиозных меньшинств. Но, с другой стороны, налицо подчеркнуто негативное отношение иранского государства и общества к протестантам и, в частности, их миссионерской деятельности. Протестанты в Иране, в отличие от других христианских общин, воспринимаются как чуждый элемент и инструмент в руках внешних (западных, еврейских) сил.

Протестантское миссионерство, берущее начало в Иране в 1830г., вновь получило широкий размах в последние десятилетия. Активно происходит процесс обращения в христианство (протестантство) мусульманского населения Ирана. Согласно данным миссионерской организации «Международное антиохское пастырство» (Inter¬na¬tio¬nal Antioch Ministries), в последнее время вследствие перманентного роста в Иране числа обращенных в христианство, сегодня в этой стране численность христиан составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек. Организация поставила перед собой цель довести удельный вес христиан в Иране до 10% от общего числа населения11. В этом случае, по грубым подсчетам, христианское население Ирана составит около 7 млн. человек.

Активная миссионерская деятельность в Иране в свою очередь вызывает противодействие государства и мусульман-фанатиков. В этой исламской стране «восприятие миссионеров протестантских церквей как реализаторов западного воздействия ставит их в положение врагов государства и общества»12. Миссионерская деятельность запрещена на государственном уровне, за верообращение установлена смертная казнь. Что касается противодействия мусульман-фанатиков, то оно проявляется в основном в виде нападений на протестантов и насилия в их отношении.

В миссионерскую деятельность в Иране напрямую вовлечены также армяне-протестанты, поскольку для внешних миссионерских организаций подготовка и «задействование» в Иране местных миссионеров является серьезной находкой. Еще в 1950-х гг. активную миссионерскую деятельность разворачивал армянин по национальности Сет Егназар, организуя в своей тегеранской квартире ежедневные молитвы и обучение Библии, что имело большое значение в деле распространения христианства в Иране13.

Не случайно, что армяне-протестанты Ирана также становятся мишенью противодействия. Это противодействие в их отношении стало заметным в 1990-х гг. и проявлялось в нападениях на армянских деятелей-протестантов. В 1994г. жертвами таких нападений стали двое армян, служителей протестантской церкви14.

Сегодня ситуация для армян-протестантов сравнительно благополучнее, нежели в 1990-х, однако проблема еще полностью не нейтрализована, поскольку негативное отношение иранского государства и верующих-фанатиков к протестантам и их миссионерам не изменилось. Здесь проблема не ограничивается только вопросом безопасности армян-протестантов. Негативное отношение к ним иранского общества может перерасти в негативное отношение к иранским армянам вообще, ставя под угрозу также армяно-иранские отношения. Следовательно, требуется большая осторожность и осмотрительность, чтобы опять не настроить иранское общество против армян-протестантов.

Ваграм Овян

Ваграм Овян - эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк»

1См. Тигран Ганаланян, Армяне-протестанты, «21-ый ВЕК», 2010г., # 4, с. 39-40.

2A Look At Iran's Christian Minority http://www.payvand.com/news/04/dec/1207.html

3См. Minority Rights Group International, World Directory of Minorities and Indigenous Peoples - Iran: Christians, 2008 http://www.unhcr.org/refworld/docid/49749d0b2d.html

4Там же.

5Манук Манукян, Будни армянской общины Ирана, Ереван, 2000, с. 40.

6Давид Петросян, Армянская община в Иране http://patmaban.com/index.php?name=news&op=view&id=70

7См. AMAA Directory 2010: Armenian Evangelical Churches, Institutions, Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 12 http://www.amaa.org/Directory%20for%20website.pdf

8Там же.

9Там же.

10Immigration and Refugee Board of Canada, Iran: Rights of Armenian churches, their locations and language(s) of instruction, 1 December 1998, IRN30743.E http://www.unhcr.org/refworld/docid/3ae6ad264.html

11В Иране начинается христианское пробуждение? http://news.invictory.org/issue13676.html

12Сергей Кривошеев, Экзогенная «евангелизация» Ирана: Persian Ministry (Служение Персии) ведет религиозную войну на территории Ирана http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=1980

13См. Teymour Shaheeni, The Church in Iran: Her Past, Her Present, Her Future http://www.elam.com/articles/Church-in-Iran/

14Minority Rights Group International, World Directory of Minorities and Indigenous Peoples - Iran : Christians, 2008 http://www.unhcr.org/refworld/docid/49749d0b2d.html

«Глобус Национальная безопасность», номер 5

Просмотров: 835 | Добавил: ANA | Теги: ПРОТЕСТАНТСКАЯ, ИРАНА, армянская, ОБЩИНА | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024