Иран является одной из ближневосточных стран, не входившей раньше в
состав Османской империи. Следовательно, формирование армянской
протестантской общины здесь, в отличие от других ближневосточных стран
(Турции, Сирии, Ливана), происходило независимо от процесса формирования
армянских протестантских общин в Османской империи. Если в Османской
империи власти терпимо относились и в чем-то даже поощряли формирование и
расширение армянских протестантских общин (с целью раскола Армянства),
то в Иране власти боролись против этого явления, считая, что оно дает
западным государствам возможность вмешиваться во внутренние дела Ирана и
влиять на происходящие в стране процессы1.
Несмотря на сопротивление властей, протестантство тем не менее смогло
проникнуть в Иран и найти распространение также среди армянства.
Сегодня армяне-протестанты Ирана, наряду с армянской апостольской и
католической общинами, являются одним из конфессиональных пластов
иранского армянства. Их изучение важно не только с точки зрения
обобщения арменоведческих исследований, но и в аспекте полного раскрытия
и консолидации потенциала Армянства, что предполагает изучение его
различных сегментов. Современные региональные и глобальные процессы
вокруг Ирана, содержащие и религиозную составляющую, в свою очередь
придают этому вопросу дополнительную актуальность.
Исследования армянской протестантской общиной Ирана сосредоточены в основном на следующих вопросах:
- Численность и географическая рассеянность армян-протестантов,
- Организационные структуры,
- Армяне-протестанты в иранской среде.
Численность и рассеянность
Численность армянской протестантской общины в Иране с течением
времени подвергалась изменениям, связанным с увеличением или уменьшением
общей численности армян в стране. Так, в результате Геноцида армян рост
численности армянства в Иране привел также к росту числа
армян-протестантов. До исламской революции 1979г. численность армян в
Иране составляла около 300 тыс. человек. После революции под влиянием
различных факторов армяне начали мигрировать из страны, в результате
чего их численность сократилась почти вдвое2.
Сокращение общей численности иранских армян не могло не сказаться и на
численности армян-протестантов. Несмотря на новую волну протестантского
миссионерства в Иране в конце XXв., число армян-протестантов не
увеличивается, поскольку миссионерская деятельность осуществляется в
основном среди мусульманского населения.
Определение численности армянской протестантской общины Ирана
является сегодня одной из самых сложных задач армянского протестантства
страны. Дело в том, что статистика в этом вопросе довольно сложна.
Христианство в Иране делится на два сегмента:
- Национальный, охватывающий общины, сформированные на
национальном принципе и имеющие национальную характеристику. К ним
относится также Армянская Апостольская церковь3.
- Всеобщий, в который входят общины, отличающиеся этническим
многообразием или не сформированные на национальном принципе. Такой
общиной является протестантская4.
Внутреннее разделение здесь производится на основе языкового критерия.
Соответственно, протестантство в Иране составляют в основном
ираноязычные, армяноязычные и ассириоязычные.
Статистика не делает разницы между вышеупомянутыми языковыми
группами, рассматривая их как одно целое – протестантскую общину.
Согласно статистическим данным, численность протестантской общины в
Иране составляет 8.5 тыс. человек. Статистика не показывает, сколько из
них являются армянами. Тем не менее можно предположить, что армяне по
своему удельному весу являются вторыми после ираноязычных, поскольку:
- армяне в Иране по своей численности несравнимо уступают ираноязычным, однако превосходят ассириоязычных,
- миссионерская деятельность осуществляется в основном среди
мусульманского населения Ирана, вследствие чего увеличивается
численность ираноязычных протестантов.
География армянской протестантской общины Ирана охватывает Тегеран, Новую Джугу, Тебриз, Арал, Хамадан5, однако ее превалирующее большинство сосредоточено в столице Тегеране. Об этом свидетельствуют два обстоятельства:
- превалирующее большинство армян Ирана (около 70%) сосредоточено в Тегеране6,
- в Тегеране сосредоточены армянские протестантские организационные структуры7.
Организационные структуры
Организационные структуры армянской протестантской общины Ирана
малочисленны (7), однако в видовом плане выделяются многообразием.
Помимо церковных структур сюда входят образовательные, социальные и иные
структуры, Все они сосредоточены в Тегеране.
По направленности своей деятельности структуры армянской
протестантской общины Ирана можно разделить на 5 частей: руководящие
(1), церковные (3), образовательные (1), социальные (1) и информационные
(1).
- Руководящей структурой Ирана является Армянская
Евангелическая ассоциация, являющаяся филиалом Армянской Евангелической
ассоциации Америки. Председатель ассоциации – преподобный Сергей
Шахвердян, в то же время духовный пастырь Армянских евангелических
церквей Св.Ованеса и Огешунч8.
- Самой древней церковной структурой является армянская
евангелическая церковь Св.Ованеса, основанная в 1876г. Действуют также
армянские евангелические церкви Огешунч и Шнорали9.
Тот факт, что двумя из трех действующих в Тегеране армянских
евангелических церквей, а также евангелической ассоциацией руководит
один и тот же человек (преподобный Сергей Шахвердян), позволяет
предположить, что в армянская евангелическая община Ирана испытывает
нехватку священнослужителей.
- Единственным образовательным учреждением является армянская евангелическая школа «Гоар Месропян».
- Единственной социальной структурой – христианский лагерь «Евангелический сад».
- Единственный информационный орган – ежеквартальный журнал «Сурандак» («Вестник»).
Сравнительный анализ показывает, что в плане организационных структур
армянская протестантская община Ирана имеет общности и различия с
армянскими протестантскими общинами других стран Ближнего Востока.
Общность заключается в видовом многообразии организационных структур.
Армянская протестантская община Ирана, как и армянские протестантские
общины Ливана и Сирии, помимо церковных, имеет также социальные,
образовательные и иные структуры.
Различия наблюдаются по двум параметрам: количестве организационных структур и их географической рассеянности:
- В плане количества армянские протестантские структуры Ирана
существенно уступают армянским протестантским структурам Ливана и
Сирии. Помимо церковных структур, которые также по своему количеству
уступают армянским протестантским церквям Ливана и Сирии, в армянской
протестантской общине Ирана действуют по одной из всех других структур.
- С точки зрения рассеянности, если армянские протестантские
структуры Ливана и Сирии имеют более широкий географический охват, то
армянские протестантские структуры Ирана сосредоточены в столице
Тегеране.
Армянская протестантская община в иранской среде
Вопрос можно рассматривать более узко или более широко:
- в узком смысле обсуждается положение армянской протестантской общины в рамках армянства Ирана,
- в широком смысле рассматриваются ее взаимоотношения с иранским государством и обществом.
- Положение армянской протестантской общины в рамках армянства Ирана.
В рамках армянской общины Ирана армянская протестантская община в
основном находится в нормальных отношениях с местными армянскими
апостольскими и католическими общинами. Случаев конфронтации не
зафиксировано. В общинной жизни отношения строятся в духе партнерства.
Это очевидно, в частности, в образовательной сфере, на примере армянской
евангелической школы «Гоар Месропян». Школа находится в ведении
Армянской Апостольской церкви. Здесь получают образование дети как
протестантов, так и адептов ААЦ 10.
- Взаимоотношения с иранским государством и обществом. Иная
ситуация царит во взаимоотношениях армянской протестантской общины с
иранским государством и обществом, которые не могут оцениваться
однозначно. С одной стороны, конституция и законы Ирана гарантируют
определенные права и свободы для религиозных меньшинств. Но, с другой
стороны, налицо подчеркнуто негативное отношение иранского государства и
общества к протестантам и, в частности, их миссионерской деятельности.
Протестанты в Иране, в отличие от других христианских общин,
воспринимаются как чуждый элемент и инструмент в руках внешних
(западных, еврейских) сил.
Протестантское миссионерство, берущее начало в Иране в 1830г., вновь
получило широкий размах в последние десятилетия. Активно происходит
процесс обращения в христианство (протестантство) мусульманского
населения Ирана. Согласно данным миссионерской организации
«Международное антиохское пастырство» (Inter¬na¬tio¬nal Antioch
Ministries), в последнее время вследствие перманентного роста в Иране
числа обращенных в христианство, сегодня в этой стране численность
христиан составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек. Организация поставила
перед собой цель довести удельный вес христиан в Иране до 10% от общего
числа населения11. В этом случае, по грубым подсчетам, христианское население Ирана составит около 7 млн. человек.
Активная миссионерская деятельность в Иране в свою очередь вызывает
противодействие государства и мусульман-фанатиков. В этой исламской
стране «восприятие миссионеров протестантских церквей как реализаторов
западного воздействия ставит их в положение врагов государства и
общества»12.
Миссионерская деятельность запрещена на государственном уровне, за
верообращение установлена смертная казнь. Что касается противодействия
мусульман-фанатиков, то оно проявляется в основном в виде нападений на
протестантов и насилия в их отношении.
В миссионерскую деятельность в Иране напрямую вовлечены также
армяне-протестанты, поскольку для внешних миссионерских организаций
подготовка и «задействование» в Иране местных миссионеров является
серьезной находкой. Еще в 1950-х гг. активную миссионерскую деятельность
разворачивал армянин по национальности Сет Егназар, организуя в своей
тегеранской квартире ежедневные молитвы и обучение Библии, что имело
большое значение в деле распространения христианства в Иране13.
Не случайно, что армяне-протестанты Ирана также становятся мишенью
противодействия. Это противодействие в их отношении стало заметным в
1990-х гг. и проявлялось в нападениях на армянских
деятелей-протестантов. В 1994г. жертвами таких нападений стали двое
армян, служителей протестантской церкви14.
Сегодня ситуация для армян-протестантов сравнительно благополучнее,
нежели в 1990-х, однако проблема еще полностью не нейтрализована,
поскольку негативное отношение иранского государства и
верующих-фанатиков к протестантам и их миссионерам не изменилось. Здесь
проблема не ограничивается только вопросом безопасности
армян-протестантов. Негативное отношение к ним иранского общества может
перерасти в негативное отношение к иранским армянам вообще, ставя под
угрозу также армяно-иранские отношения. Следовательно, требуется большая
осторожность и осмотрительность, чтобы опять не настроить иранское
общество против армян-протестантов. Ваграм Овян
Ваграм Овян - эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк» 1См. Тигран Ганаланян, Армяне-протестанты, «21-ый ВЕК», 2010г., # 4, с. 39-40.
2A Look At Iran's Christian Minority http://www.payvand.com/news/04/dec/1207.html
3См. Minority Rights Group International, World Directory of Minorities and Indigenous Peoples - Iran: Christians, 2008 http://www.unhcr.org/refworld/docid/49749d0b2d.html
4Там же.
5Манук Манукян, Будни армянской общины Ирана, Ереван, 2000, с. 40.
6Давид Петросян, Армянская община в Иране http://patmaban.com/index.php?name=news&op=view&id=70
7См.
AMAA Directory 2010: Armenian Evangelical Churches, Institutions,
Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 12 http://www.amaa.org/Directory%20for%20website.pdf
8Там же.
9Там же.
10Immigration
and Refugee Board of Canada, Iran: Rights of Armenian churches, their
locations and language(s) of instruction, 1 December 1998, IRN30743.E
http://www.unhcr.org/refworld/docid/3ae6ad264.html
11В Иране начинается христианское пробуждение? http://news.invictory.org/issue13676.html
12Сергей
Кривошеев, Экзогенная «евангелизация» Ирана: Persian Ministry (Служение
Персии) ведет религиозную войну на территории Ирана http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=1980
13См. Teymour Shaheeni, The Church in Iran: Her Past, Her Present, Her Future http://www.elam.com/articles/Church-in-Iran/
14Minority Rights Group International, World Directory of Minorities and Indigenous Peoples - Iran : Christians, 2008 http://www.unhcr.org/refworld/docid/49749d0b2d.html
«Глобус Национальная безопасность», номер 5
|