Есть страны, где армянское присутствие чувствуется повсюду. Такой страной, бесспорно, является Индия, первая армянская община в которой появилась еще в XVI веке, в эпоху правления императора Акбара (1556 – 1605гг.). Именно тогда в Агру – древнюю индийскую столицу - переселились первые армянские семьи. Фонд по изучению армянской архитектуры (RAA), занимающийся исследованием памятников армянской архитектуры за пределами Армении, предпринял в этом году научную экспедицию по городам Индии, где исторически проживали армяне. Руководитель RAA Самвел КАРАПЕТЯН, недавно вернувшийся из Индии, делится впечатлениями от этой поездки.

- ЗА МЕСЯЦ ПРЕБЫВАНИЯ В ИНДИИ МЫ ИСКОЛЕСИЛИ ВСЮ СТРАНУ, побывав в городах Дели, Агра, Гвалиор, Бенарес, Калькутта, Сейдабад, Мадрас (ныне Ченнай), Бомбей (теперь - Мумбаи), Кочи, Хайдарабад, Сурат, где на протяжении нескольких столетий жили наши соотечественники, - рассказывает С.Карапетян. - Исследуя армянские "следы", сняли на видео и сфотографировали около четырех тысяч историко-культурных памятников, обмерили 10 церквей. В целом было сделано 5200 фотографий. Они лягут в основу книги и документального фильма об армянских памятниках на территории Индии.

Интересны некоторые подробности появления армян в индийских городах. В порт Сурат, что на берегу Арабского моря, наши соотечественники прибыли из Новой Джуги, поселка под Исфаханом (Персия) еще в XVI веке, и образовали здесь самую активную армянскую колонию Индии. Ими были созданы банки, торговые предприятия, гостиницы. Была и церковь, но она не сохранилась, зато кладбище находится под охраной государства. Сторож подарил нам буклет, где сказано, что это самое древнее армянское кладбище в Индии. После Геноцида армян в Османской империи многие из чудом спасшихся тогда обосновались в Бомбее. Численность армян здесь была невелика, но они составляли самую богатую общину города. От тех времен осталась только маленькая церковь, затерявшаяся между высотными домами.

Калькутта была центром армянских общин Индии, где в 1918 году проживало более 2 тысяч армян, в основном переселенцев из Западной Армении, и существовал даже отдельный армянский квартал. Сегодня здесь всего 200 армян, 30 из них находятся в доме престарелых при церкви Св. Григория Просветителя, но только один, 82-летний старик, мог объясняться на армянском. Остальные - англоязычны. На армянских кладбищах Калькутты - а их здесь три - сохранилось много надгробий, однако они довольно просты. В Калькутте три армянских церкви: Св. Назарета (она построена 300 лет назад), Св. Богородицы и Св. Григория Просветителя. Функционирует государственная английская школа с армянским уклоном, в которой обучаются 90 армянских детей из разных стран, в том числе Ирана, Ирака, Армении. Руководит ею духовный пастырь армян Индии - иеромонах Хорен Ованнисян, который очень помог нам в этой поездке по изучению памятников армянской архитектуры в Индии.

ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫМ ЦЕНТРОМ ИНДИЙСКИХ АРМЯН В XVII ВЕКЕ БЫЛ МАДРАС (НЫНЕ ЧЕННАЙ). В XVII – XIX веках армянская диаспора Мадраса играла огромную роль в культурной и общественной жизни армянства. 16 октября 1794г. в Мадрасе вышло в свет первое армяноязычное периодическое издание - газета "Аздарар" ("Вестник"), редактором которой был протоиерей Арутюн Шмавонян, священнослужитель, чье имя золотыми буквами вписано в историю армянской прессы и культуры. Газета выходила три года. В 1772 году в типографии другого армянского просветителя, Шаамира Шаамиряна, был издан первый публицистический печатный труд арцахского иерея Мовсеса Баграмяна "Новая книга, называемая увещеванием". Через год, в 1773 году, в той же типографии члены Мадрасского кружка Овсеп Эмин, Тер Мовсес, Григор Ходжаджанян и Шаамир Шаамирян составили первый в истории проект Конституции будущего армянского государства под названием "Западня честолюбия" - величайшее достижение армянской политической мысли. В Мадрасе до сих пор существует Армянская улица - Armenian street, под охраной государства находится церковь Святой Богородицы, сохранились колокольня, кладбище. Когда мы в течение нескольких часов обмеряли церковь (она действует и сегодня), то видели индусов-католиков, приходивших сюда на мессу. В Индии свыше 30 миллионов индусов – христиане. Древний каменный мост Мадраса также был построен армянином, но имени его установить не удалось. Этот многоарочный мост через широченную реку был снесен в 60-х годах XX века. Сохранилась лишь надпись на камне, сообщающая на армянском, фарси и английском, что построен он в начале XVIII века. Ходжа, на средства которого был сооружен мост, профинансировал и строительство каменной лестницы в 160 ступенек к вершине холма, где и ныне стоит церковь Сурб Товмаса. Поднявшись туда, мы убедились, что построена она была по канонам Армянской Апостольской Церкви и лишь потом появилась атрибутика, характерная для католичества.

По дошедшим до наших дней сведениям, первая армянская церковь в Индии была построена в Агре в 1562 году. От нее не осталось даже руин, однако на христианском кладбище Агры мы обнаружили самый древний армянский памятник в Индии - хачкар, датированный 1611 годом. Здесь же нашли и могилы двух армян родом из Тифлиса. На надгробных плитах сохранились надписи на армянском и грузинском языках. Должен отметить, что надписи на памятниках всех осмотренных нами захоронений сделаны в XVII-XIX веках. А самые древние, написанные на армянском языке, встречаются у первого поколения переселенцев, позже они выбиты уже на двух языках - армянском и фарси, потом - на армянском и английском, а самые поздние - только на английском. Да и имена армян постепенно европеизируются, исчезает в фамилиях окончание "ян", широкое распространение получают армяно-французские, армяно-португальские и армяно-британские браки. Этнические армяне на протяжении нескольких столетий играли важную роль в экономической и политической жизни страны, в сфере искусства, меценатства... Но мне больно фиксировать их отход от армянского языка. Остается надежда, что, несмотря на свою малочисленность, нынешние индийские армяне сохранят вековые традиции своего народа.

АРМЯНСКИМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ ПАМЯТНИКАМ В ИНДИИ ЖИВЕТСЯ СПОКОЙНО. В этой стране никогда не разрушали следов чужих цивилизаций, а армянские кладбища в городах Агра и Сурат, как и армянская церковь в Мадрасе, находятся под государственной защитой. Но армянские архитектурные сооружения Индии внешне мало напоминают наши. В основном они построены в европейском стиле, хотя встречаются и в стиле китайских пагод. Мы обнаружили именно такую церковь в г.Гвалиоре, и, если бы не надпись, никогда не догадались, что она армянского происхождения. В Кочи, где в XVIII веке существовала армянская колония, на фронтоне ныне действующей французской церкви установлена табличка, свидетельствующая, что реставрация ее произведена на средства Фонда Галуста Гюльбенкяна. На кладбище в городе Чинсура мы набрели на фамильный склеп известных князей – правителей арцахского Гюлистана, меликов Бегларянов.

К сожалению, многие памятники армянской архитектуры Индии находятся в бедственном положении. Время, природные стихии властны даже над камнями. Мы же фотографировали, обмеряли, собирали материалы, чтобы не дать исчезнуть памяти.

Нора КАНАНОВА "Голос Армении"