Пятница, 19.04.2024, 09:23

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Январь » 18 » АРМЯНСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ОБЩИНА ЕГИПТА
10:02
АРМЯНСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ОБЩИНА ЕГИПТА
  


Ваграм Овян

В составе армянской общины Египта, одного из ключевых государств Среднего Востока, особое место занимают армяне-евангелисты. Несмотря на свою малочисленность, армянская евангелическая община Египта живет довольно активной жизнью, что привлекает внимание как экспертного сообщества, так и научных кругов.

Армянская евангелическая община Египта характеризуется следующими признаками:

  • она малочисленна и сосредоточена в Александрии;
  • ее организационные структуры осуществляют регулярную деятельность, чем, в первую очередь, и обусловлена организованность и активность общины;
  • деятельность общины не ограничивается местным (Египет) уровнем, но и порой носит региональный характер. Ее выражением является вовлеченность в работу Союза Армянских Евангелических церквей Ближнего Востока, а также других региональных евангелических организаций;
  • община тесно интегрирована в армянскую апостольскую и католическую общины и вместе с ними составляет единое целое – армянскую общину Египта.

Формирование армянской евангелической общины

Армянская евангелическая община Египта была сформирована в конце XIXв., в основном в результате миграции в Египет большого числа армян, в том числе евангелистов, вследствие массовых погромов армян в Османской империи. Новая массовая волна миграции армян, обусловленной Геноцидом, еще более расширила армянскую евангелическую общину Египта. Об этом свидетельствуют два факта, отмеченные в труде К.Атаналяна «Памятник армянам-евангелистам и Евангелической церкви».

1. История армян-протестантов Египта по положению на 1936г. насчитывала 40 лет. Это свидетельствует о том, что община была сформирована спасшимися от погромов и Геноцида и нашедшими пристанище в этой стране армянами-евангелистами.

2. По положению на 1936г., половина армян-протестантов Египта была тюркоязычной. Хотя формально Египет до 1914г. составлял часть Османской империи, однако в действительности начиная со второй половины XVIIIв. османское господство носило здесь чисто формальный характер. Следовательно, распространение турецкого языка, в частности, среди нетурецкого населения, не могло иметь здесь объективных оснований, поэтому тюркоязычность половины армян-евангелистов могла быть обусловлена только тем, что они были депортированы из других районов Османской империи.

Численность армян-евангелистов Египта по положению на 1936г. составляла 800 человек. Они были сосредоточены в традиционно армянонаселенных городах – Каире (500 человек) и Александрии (300 человек).

С середины XXв. среди египетских армян наметилась тенденция эмиграции в Советскую Армению, страны Западной Европы, США, Канаду и Австралию, которая еще более усилилась после восстания 1952г. и прихода к власти президента Гамала Абд аль Насера. Постепенно становящаяся массовой, эмиграция, характерная и для других проживавших в Египте христиан, негативно сказалась и на местной армянской евангелической общине, приведя почти к полному исчезновению армянской евангелической общины Каира. Об этом свидетельствует прекращение деятельности Армянской Евангелической церкви в Каире.

Сегодня армянская евангелическая община есть только в Александрии, где действует основанная в 1920-х гг. Армянская Евангелическая церковь. Конкретных данных о численности нынешней общины нет. Есть приблизительные сведения, которые могут быть основой для некоторых предположений. Так, согласно А.Акопяну, в настоящее время армянская евангелическая община Египта состоит из более чем 300 семей. К такому предположению можно прийти и судя по числу учеников воскресной школы при Александрийской Армянской Евангелической церкви: их 15-18 человек.

Организационные структуры

Армянская евангелическая община Египта имеет два вида организационных структур – церковные и образовательные (по одной).

  • единственным церковным учреждением является Александрийская Армянская Евангелическая церковь, основанная в 1920-х гг. Сегодня церковь возглавляет проповедник Самвел Хунганян, который, по сути, возглавляет армянскую евангелическую общину Египта. Налицо проблема нехватки священников. Начиная с 1990г., когда скончался последний преподобный Ваграм Хунганян, церковь осталась без священника. Поэтому церковной службой руководят члены правления церкви (Самвел Хунганян, Акоп Канимян).
  • единственным образовательным заведением является воскресная школа при Александрийской Армянской Евангелической церкви. Школой руководит г-жа Лими Хунганян; вместе с Лидией Хунганян она занимается делом воспитания и образования.

Малочисленность и видовую скудость организационных структур армянской евангелической общины Египта можно объяснить следующими факторами:

1. Ограниченность численности общины. Армяне-евангелисты Египта в количественном плане существенно уступают армянам-евангелистам других стран региона (Ливана, Сирии, Ирана). Именно этим и обусловлено отсутствие необходимости учреждения широкой сети различных структур.

2. Светский характер Египта. Египет преимущественно является светским государством. Религиозные общины или структуры занимаются в основном духовно-церковными вопросами, оставляя другие сферы светским структурам. В этом плане нелишне напомнить, что армянские образовательные, культурные и иные структуры Египта в основном находятся в светской сфере, вне распоряжения духовных учреждений.

3. Дискриминационное отношение. Хотя Египет по своей социально-политической среде больше соответствует западноевропейским светским обществам, тем не менее, будучи мусульманской страной, не лишен определенной нетерпимости к иноверцам, в частности христианам, присущей мусульманским обществам. После прихода к власти Гамала Абд аль Насера дискриминационное отношение к христианам стало более подчеркнутым как на общественном, так и на государственном уровне. В частности, если мусульмане имеют право свободно строить культовые сооружения, то христиане для строительства церквей должны в обязательном порядке получить официальное разрешение высших властей Египта.

Уровни деятельности

Деятельность армянской евангелической общины Египта проявляется на двух уровнях – местном и региональном.

1. На местном уровне община разворачивает деятельность в пределах Египта. Эта деятельность, в свою очередь, делится на два подуровня – национальный и международный.

  • На национальном подуровне активная деятельность армянской евангелической общины Египта проявляется в регулярном функционировании общинных структур среди армян-евангелистов, а также египетских армян в целом.
    Организационные структуры армянской евангелической общины Александрии осуществляют регулярную деятельности среди армян-евангелистов. Несмотря на все трудности и прежде всего сокращение численности общины, в Армянской Евангелической церкви Александрии, по словам члена правления церкви Акопа Канимяна, каждое воскресенье проводится служба. Регулярно действует также воскресная школа при церкви. Еще одним проявлением регулярной деятельности александрийской общины является еженедельное чтение Библии женщинами и девушками под руководством Лидии Хунганян.
    Что касается деятельности в рамках всей армянской общины, то она проявляется преимущественно в образовательной сфере, что традиционно было присуще армянским евангелическим общинам Среднего Востока. Армянские евангелические учебные заведения всегда были открыты для детей, представляющих другие конфессии (католиков и адептов ААЦ). Можно сказать, что армянские евангелические образовательные заведения имеют не конфессиональный, а национальный характер. Так, согласно бюллетеню армянских евангелических воскресных гимназий Ближнего Востока (октябрь 1947г. – апрель 1948г.), только 54% от общего числа учеников армянских евангелических воскресных гимназий стран Ближнего Востока, в том числе Египта, были детьми-евангелистами. 41% составляли армяне-адепты ААЦ, остальные 5% представляли другие конфессии. В настоящее время, по словам А.Канимяна, вместе с учениками-евангелистами в воскресной школе при Александрийской Армянской Евангелической церкви учатся также дети адептов Армянской Апостольской церкви.
  • На международном подуровне деятельность армянской евангелической общины Египта проявляется в основном в виде сотрудничества с другими евангелическими общинами страны. В частности, армянская евангелическая община Египта является членом Ассоциации евангелических церквей Египта.

2. На региональном уровне деятельность армянской евангелической общины Египта выходит за пределы страны и распространяется на Средний Восток. Здесь также уместна дифференциация национального и международного подуровней.

  • На национальном подуровне армянская евангелическая община Египта традиционно разворачивает активную деятельность в рамках Союза Армянских Евангелических церквей Ближнего Востока, членом которого она является. В частности, представители общины регулярно участвовали и участвуют в работах этой организации.
  • На международном подуровне армянская евангелическая община Египта сотрудничает с другими евангелическими общинами Среднего Востока. Повод для такого предположения дает, например, участие египетских армян-евангелистов в организованной в октябре 2005г. в Амане (Иордания) Союзом евангелических церквей Среднего Востока международной конференции.
  • Источник: Фонд "Нораванк"
Просмотров: 626 | Добавил: voskepar | Теги: среди египетских армян, Армянская Евангелическая церковь, в труде К.Атаналяна «Памятник армян | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024