Четверг, 27.06.2019, 08:09

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2010 » Июль » 28 » АРМЯНСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ОБЩИНА БОЛГАРИИ
15:03
АРМЯНСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ОБЩИНА БОЛГАРИИ

Исторический очерк

Учитывая, что, согласно некоторым мнениям, протестантство явилось преемником распространившихся в средневековой Армении павликанских и тондракийских движений, а их адепты в 8-9-ом веках в массовом порядке мигрировали в Болгарию, можно сказать, что армяне-протестанты в Болгарии обосновались в средневековье. Павликанское учение оказало большое влияние на образование в Болгарии Богомильской ереси, которая в дальнейшем оставила свое воздействие на протестантство.

Мигрировавшие в Болгарию павликане и тондракийцы основали процветающие общины, названия многих из них (Павликени, Горно Павликени, Долно Павликени, Торос, Калиник, Арменохор, Арменица, Эрменли, Эрменска и пр.) сохранялись долгое время и даже дошли до наших дней.

В 19-ом веке в Османской империи, в состав которой входила также Болгария, с широким размахом начала разворачиваться деятельность миссионеров-протестантов, приведшая к формированию протестантских общин. Протестантская община в Болгарии была сформирована в 1857г. Что касается армян, то сформированная в 1846г. в Константинополе первая община армян-евангелистов, постепенно расширяясь, охватила также армян, проживающих в других районах Османской империи, в том числе в Болгарии. Расширению армянской евангелической общины в Болгарии способствовала продолжающаяся тенденция миграции армян (в том числе евангелистов) из других районов Османской империи в Болгарию.

Освобождение Болгарии от османского господства в результате русско-турецкой войны 1877-1878гг. создало более благоприятные условия для миграции армян в эту страну. Большие группы мигрантов-армян появились в Болгарии вследствие армянских погромов 1904-1906гг., совершенного в годы Первой мировой войны Геноцида армян и греко-турецкой войны 1919-1922гг. В результате, вместе с увеличением общего числа армян в Болгарии увеличилось также число армян-евангелистов.

Установление в 1944г. коммунистического режима в Болгарии тяжело сказалось также на армянской евангелической общине. Проводимая на государственном уровне политика атеизма, эмиграция, политика ассимиляции болгарских властей оставили тяжелые последствия также на Армянской Евангелической церкви как на духовной структуре. Распад советской системы положил конец проводимой властями политики давления, однако некоторые унаследованные от прошлого проблемы еще сохраняются.

Организационные структуры

Сегодня в Болгарии действуют 8 организационных структур армянской евангелической общины – весьма неплохой показатель, с учетом небольшого удельного веса армян-евангелистов в болгарском обществе и среди болгарских армян.

Организационные структуры армянской евангелической общины Болгарии рассредоточены по армянонаселенным районам страны. Согласно данным Национального статистического института этой страны (2001г.), больше всего армян проживает в городах Пловдив (3140), Варна (2240), София (1672), Бургас (904), Русе (886) и Шумен (357). По две организационные структуры армянской евангелической общины действуют в Варне и Софии и по одной – в Пловдиве, Бургасе, Русе и Шумене. Отсюда можно предположить, что армяне-евангелисты в Болгарии сосредоточены в Варне, Софии, Пловдиве, Бургасе, Русе и Шумене.

В отличие от армянских евангелических общин Ближнего Востока, организационные структуры армянской евангелической общины Болгарии не выделяются своим типовым разнообразием. Они подразделяются на две группы:

  • Церкви, коих 5. Находятся в Варне, Пловдиве, Софии, Бургасе и Русе (по одной),
  • Евангелические братства, коих 3. Находятся в Варне, Софии и Шумене (по одному).

Таким образом, пять из восьми организационных структур армянской евангелической общины Болгарии – это церкви, а три – евангелические братства. Варна и София выделяются среди армянских евангелических общин Болгарии тем, что там есть и церкви, и евангелические братства. В Пловдиве, Бургасе и Русе действуют только церкви, а в Шумене – евангелическое братство. Армянскую Евангелическую церковь и братство Варны возглавляет одно и то же лицо – брат Нерсес Кетикян.

В плане типового разнообразия скудость организационных структур армянской евангелической общины Болгарии – отсутствие образовательной, социальной и других видов структур – можно объяснить следующими причинами:

  1. Принятое в Европе четкое разграничение духовной и светской сфер. В отличие от армянских евангелических общин Ближнего Востока, в которых образовательные, социальные и иные сферы находятся в юрисдикции религиозных общин, в Европе они находятся в распоряжении светских властей или общинных структур.
  2. Наследие коммунистического прошлого. В атмосфере атеистической политики советского периода ограничивались сферы деятельности религиозных властей, церковь подвергалась гонениям. Возможно, Армянская Евангелическая церковь еще не совсем оправилась от гонений и ограничений коммунистического прошлого.
  3. Привилегированное положение Православной церкви Болгарии по сравнению с другими церквами. В результате политики, проводимой в религиозной сфере, действующие в Болгарии другие церкви не имеют тех привилегий, которыми наделена Болгарская Православная церковь.

Межконфессиональные отношения

Армянская евангелическая община Болгарии является частью местного Армянства. Об этом свидетельствуют:

  • Проживание армян-евангелистов в армянонаселенных областях Болгарии (Пловдиве, Варне, Софии и пр.), где адепты Армянской Апостольской церкви и армяне-евангелисты живут и действуют рука об руку. Наряду с церквами ААЦ действуют также армянские евангелические церкви.
  • Вовлеченность представителей различных конфессиональных общин в общенациональные и общинные структуры. Поскольку болгарские филиалы общенациональных структур (Всеармянский благотворительный фонд, Всеармянский спортивный общий союз, Армянский фонд помощи и пр.), равно как и местные общинные структуры – гимназии, культурные, молодежные союзы и пр., имеют светский характер, то можно утверждать, что в деятельность этих структур вовлечены армяне, независимо от их конфессиональной принадлежности. Хотя бы теоретически можно утверждать, что конфессиональные различия не должны играть для них особой роли.

Сегодня нет такой конфликтной причины, которая привела бы к конфронтации армян-евангелистов и адептов ААЦ. Смягчению дифференциации между ними весьма способствовала атеистическая атмосфера коммунистической эпохи, а также царящая в Европе светскость, стершие психологические барьеры между различными конфессиональными пластами Армянства.

А в основу национальной консолидации Армянства в Болгарии (несмотря на конфессиональные различия) положены следующие факторы:

  • Национальное самосознание или ощущение принадлежности к армянской нации. Несмотря на свои конфессиональные особенности, армяне-евангелисты всегда и везде имели высокое национальное самосознание и считали себя неотъемлемой частью Армянства.
  • Необходимость сплочения скудных ресурсов армянской общины для противостояния существующим вызовам (ассимиляция, эмиграция и пр.). По словам представителей болгарских армян, армянская община настолько мала, что не может позволить себе такую роскошь, как раздробление своего потенциала. Наоборот, нужно сплотить и без того скудные ресурсы.
Ваграм Овян "НОРАВАНК"
Просмотров: 702 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2019