ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ (1817-1900) Живопись всегда
влекла армян. Армянские средневековые миниатюры и настенная роспись
Средневековья обращали на себя внимание наиболее маститых
исследователей. Некоторые армянские художники уже сегодня воспринимаются
в качестве провозвестников позднейшего Ренессанса. Известнейший
искусствовед Лидия Дурново писала: «Торос Рослин во многом
перешагнул свое время, и именно он сделал первые шаги предренессанса.
Однако появление его творчества было преждевременно. Современник Данте и
Дуччо, предшественник Джотто в Италии и Панселина в Византии – этот
тонкий новатор был оценен современниками и пользовался успехом… Его
прогрессивность шла в том направлении, которое впоследствии стало на
прочную основу и широко развернулось в Италии как раннее Возрождение». И те менее именно
ему суждено было стать первым художником-армянином, который приобрел
международное признание. Как и Торос Рослин, он также жил на берегу
моря, и имел возможность любоваться морским закатом. Впрочем, это было
уже Черное море… В живописных уголках юго-восточной части Крымского
полуострова до сих пор сохранились остатки армянских архитектурных
сооружений - церквей, монастырей, крепостных стен, мостов, родников -
фонтанов. В XIв. после вторжения в Армению турок сельджуков десятки
тысяч армян переселяются в Таврику на постоянное жительство. Они, в
основном, расселяются в горном юго-восточном Крыму: в Кафе (Феодосии),
Судаке, а позднее - в основанном крымскими татарами городе Кырым (Старый
Крым). С начала XIVв. армянские поселенцы разворачивают в Крыму
активную деятельность: возводят постройки, развивают ремесла и сельское
хозяйство, включаются в оживленные торговые отношения, открывают школы,
основывают скриптории. Армянские купцы играли значительную роль в
черноморской торговле, о чем свидетельствуют нотариальные акты
генуэзцев. Они принимали активное участие в торговой деятельности самих
итальянцев на крымском побережье. Именно крымские армяне осуществляли
распространение привозимых товаров на север и восток. Армянских купцов
привлекало море, возможности прибыльной торговли, да и
армяне-ремесленники находили здесь хороший сбыт своих товаров.
Трудолюбивые и уживчивые, армяне быстро приноравливались к чужим
обычаям, налаживали дружбу со всеми соседями, поэтому число их поселений
быстро разрасталось. Они способствовали расцвету и развитию Кафы, две
трети населения которой в начале XVв. составляли армяне. В некоторых
генуэзских источниках первой половины того времени юго-восточное
побережье Крыма именуется «Приморской Арменией». Впрочем, родился
Ованнес Айвазовский на юго-западном побережье Тавриды. В Феодосии… Дом Айвазовских
стоял на возвышении, откуда была видна даль моря. Оно да еще небо над
ними и стали теми главными впечатлениями, что определили жизненную
судьбу будущего художника. Море, то ласковое, то грозное, с бесконечно
набегающими на берег волнами, меняющее цвет от прозрачного бирюзового на
недвижной поверхности во время штиля до густой черноты в штормовые дни,
- притягивало, манило к себе. Важным этапом в развитии дарования и выборе «дела
жизни» Айвазовского стало его плавание летом 1836г. с кораблями
Балтийского флота по Финскому заливу и Балтийскому морю. Плавание в
течение двух месяцев в северных широтах обогатило, расширило
представления начинающего мариниста об изменчивой морской стихии. Ему
тогда шел двадцатый год и все на корабле еще называли его Ованнесом
Айвазяном. Лишь спустя четыре года, он изменит написание своего имени на
более привычное для русского уха звучание – Иван Айвазовский. Впрочем, это еще
ничего значит: он всегда ощущал себя армянином и не терял случая
подчеркивать это. Следует отметить, что начальное образование Ованес
Айвазян получил именно в местной армянской церковной школе. Позже он
конечно продолжит учебу в симферопольской гимназии, а в 1833-1837 гг. - в
Петербургской академии художеств. Еще позже он «завоюет»
Средиземноморский берег Рослина… Еще в период учебы в Петербурге он почти ежедневно
бывал среди прихожан столичной армянской церкви. Уже по возвращению в
Феодосию лучший выпускник Академии художеств 1837 года (за выдающиеся
успехи в учебе он получил большую Золотую медаль) на протяжении 50-60
лет станет душой общества крымских армян. За свой счет он построит
церковь для армянского общества Старого Крыма, а многие армянские церкви
бесплатно украсит своими полотнами. В помощь соотечественникам художник
не раз организует выставки собственных работ. Известно также о его
позиции в борьбе против влияния католицизма на своих соотечественников, а
также о завещании (стоимостью в 50 тыс. руб.), которое он оставил
феодосийской армянской церкви Сурб-Саркис и школе при ней. Самое время
отметить, что пристрастие еще совсем юного Ованеса к морю базировалось
не только прибрежным положением родного дома, но и на весьма глубоких,
как черноморское дно, национальных традициях: армяне всегда поддерживали
добрые отношения с водной стихией, а в средневековье считались одним из
великих морских народов. Тогда соотечественники будущего великого
мариниста еще имели «собственный берег» и вполне профессионально
пользовались этим обстоятельством. Это и киликийские порты, и оживленная
торговля с Генуей и Флоренцией, и армянские судна, избороздившие
просторы Средиземноморья и Бискайской акватории. Стоит вспомнить, что во
время Крымской войны кавказско-черноморской укрепленной линией
командовал армянин – католик Лазарь Серебряков, прекрасный организатор,
знаток восточных языков, дипломат и военный моряк, к тому же основатель
Новороссийска. Дружба Айвазовского с российским морским флотом не прерывалась
в течение всей жизни. Моряки платили ему ответной искренней любовью. Не
однажды по их приглашению он принимал участие в самых разных плаваниях.
Специально для него в мирное время с корабельных пушек стреляли ядрами,
чтобы художник мог наблюдать, как рикошетом они летят по глади воды.
Отмечая в Феодосии в 1846г. десятилетие своего творчества, Айвазовский в
качестве дара к юбилею принял визит неожиданно пришедших в Феодосию
военных кораблей. Во главе флотилии шел флагманский корабль российского
флота «Двенадцать апостолов», руководимый адмиралом Корниловым. Корабли
салютовали художнику Главного Морского штаба. Кстати, Айвазовский –
первый в России мастер изобразительного искусства, получивший звание
«художник Главного Морского штаб». И не только: в уважение к его
заслугам уже итальянская Академия художеств, признав его в 1876г. своим
членом, заказала Айвазовскому автопортрет для галереи Уффици во
Флоренции, где размещаются автопортреты самых выдающихся мастеров
живописи. И тем не менее, на протяжении всей своей жизни он ощущал себя
армянином. В помощь армянам, спасшимся от резни 1895-1896гг.,
Айвазовский организовал в Одессе выставку. 2000 рублей, вырученные с
выставки, разделив пополам, послал армянам и грекам. Спустя несколько
дней для оказания помощи своим соотечественникам он выслал в адрес
русского консула в Константинополе еще 3000 франков. Несмотря на то, что
он так и не побывал на Родине, однако в его наследии немало картин на
армянские сюжеты. Это - пейзажи, полотна на исторические темы: «Долина
горы Арарат», «Крещение армянского народа», «Ной спускается с Арарата»,
«Резня армян в Трапзоне в 1896 г.», «Занятие г. Карса в ночное время»… Айвазовский тяжело
пережил резню армян 1895-1896гг. Маринист выразил гневный протест
против варварств султана Абдул-Гамида. В знак этого он бросил в море все
свои турецкие ордена и заявил турецкому консулу: «Ордена, данные мне
твоим кровавым хозяином, я бросил в море. Вот и их ленты, пошли ему.
Если хочет, пусть и он мои картины выбросит в море, мне не жаль...». АРШИЛ
ГОРКИ (1904 – 1948) Его картины украшают залы многих частных галерей и
музеев мира. Оно и понятно: автор – главный представитель американской
школы абстрактного экспрессионизма. Впрочем, большая часть его полотен –
пепел. Как и большая часть народа, представителем которого был Мастер. Он очень любил
складывать пальцы в круг и приставлять свой знаменитый «бинокль» к
глазам: именно так – через объектив собственной души – и следует
рассматривать субъективные полотна. Особенно с замысловатыми названиями –
«Печень как петушиный гребень», «Как вышитый передник моей матери
разворачивается в моей судьбе» или «Лист артишока как сова». Полотна,
что и говорить, знаменитые – сам основатель сюрреализма Андре Бретон
позаимствует сюжеты и названия - но, видимо, не без изъянов. К тому же,
его «бинокулярный метод» позволяет находить совершенно лишние, по сути
безобразные, детали, всегда сопутствующие даже самым скромным творениям.
«Они ведь совсем как я, - шутил в минуты обнаружения
неоправданных мазков Мастер. - Лишние, никому ненужные,
маленькие детали».День 21 июля 1948г., в штате Коннектикут выдался
безоблачным. Жарко было и в городе Шерман. Именно здесь и сегодня он
решил изменить своей традиции: сложил в круг пальцы лишь одной руки –
правая была ампутирована. «Это уже не бинокль, скорее –
подзорная труба, или лучше – телескоп!». Впрочем, Мастер не
собирался рассматривать сквозь новую оптику свои старые картины: полотна
сгорели, а посему предмета исследования у него под левой рукой уже не
было. Единственное, что оставалось делать 44-летнему Аршилу Горки, –
рассматривать через свой телескоп вечное Небо. С надеждой обнаружить там
Бога… «Майрик, - обратился к маме восьмилетний
мальчик из Хоркома. – А существует ли Бог-». Следует
отметить, что маленький Востаник из рода Адоян обожествлял образ матери в
ничуть не меньшей степени, чем его будущий оппонент Сальвадор Дали
возвышал Галатею Безмятежную. Впрочем, в отличие от «развращаемой рогами
собственной продвинутости» Галы, мать Востаника была женщиной набожной,
к тому же крестьянкой: подобные вопросы ее пугали. Как летняя засуха –
языческого землепашца. Она перекрестилась: «Побойся Бога, о
чем ты спрашиваешь! Пристало ли тебе, живущему на Райской земле,
сомневаться в этом. Воды Ванского моря отражают лик Творца»… Ответ
любимой матери не совсем убедил мальчика: он был лишен дара стабильной
речи, оттого все время и рисовал, однако иногда ему все же удавалось
выговорить пару фраз. И тогда он спрашивал… А существует ли Бог- Этот
вопрос десятилетнего ополченца Востаника пришелся не совсем кстати:
именно сейчас турецкие аскеры начали новую массированную атаку на
Хорком, и державшему оборону деревни Гайдуку Месропу не оставалось
времени на ответ. К тому же старый воин уповал уже на одного лишь Бога, и
в этой ситуации сомневаться в его существовании было бы стратегической
ошибкой. Востаник помогал взрослым, как умел: доставлял на баррикады
ружья, патроны, одежду и продукты; в бурской войне таких, как он,
называли скаутами. Часто он складывал пальцы в круг и приставлял свой
«бинокль» к глазам: «Враг наступает с левого фланга, он в
ста шагах». Тысячи и тысячи
шагов пришлось преодолеть за 10 дней Востанику, его сестрам и матери,
прежде чем 25 июня 1915г. добраться в Русскую Армению. Пали Ван и
Хорком. Перед вынужденным бегством мать зароет в землю все имущество и
вновь перекрестится: «Дай Бог нам скоро вернуться».
Молитва произведет на мальчика двоякое впечатление: перед его глазами
воскреснет разрубленное ятаганом тело Гайдука Месропа - его надежды
оказались тщетными… Духовный центр армян – Эчмиадзин, куда после долгих
скитаний по библейскому нагорью перебрался с семьей Востаник,
представлялся ему именно тем местом, историческое предназначение
которого и способно было дать ответ на главный вопрос его жизни. Святая
земля, где по армянской традиции сошел Христос Единородный, встретила
беженцев, увы, неприветливо: в тот ужасный 1915-й год город походил на
палаточный лагерь, брезентовые шатры которого затмевали своим нищенством
блеск крестов Кафедрального собора: десятки тысяч таких же обездоленных
судеб взывали к Всевышнему и просили снисхождения. Воскресшие из
Писания толпы прокаженных бродили по улицам, в поисках Спасителя. В
главном притворе армянской веры свирепствовала эпидемия тифа. Эчмиадзин
оправдал ожидания мальчика - здесь уж точно нет Бога… 1 марта 1920г. в
американском порту Элис Айлэнд пришвартовался корабль, на борту которого
в числе сотен армянских беженцев находился осиротевший 16-летний
подросток Аршил Горки, он же Востаник Адоян, с младшей сестрой Вартуш.
Совсем недавно они похоронили в Эривани мать – бедняжка скончалась в 39
лет от истощения – и через Тифлис и Батум еле добрались до
Константинополя. Здесь их ожидал корабль… Сюрреализм Андре Бретона также
переплывет Атлантику, но несколько позже – во второй половине 1930гг.
Джорджия О’Кифф и Питер Блюм – главные представители нового направления в
США, организуют в 1936 году первую выставку в Нью-Йорке. Но армянский
эмигрант выставлять свои полотна еще не желает: он в поисках своего «Я» –
увлекается Сезанном, Пикассо, Кандинским. В итоге… уходит еще дальше:
развивая принципы сюрреализма в сторону все большей беспредметности,
Аршил становится Мастером абстрактного экспрессионизма. Его переход от
фигуратива к абстракции вызывает восхищение самого Бретона. «В детстве мне часто приходилось идти дальше и делать
переходы. Для меня никакой перевал не страшен, пусть даже
сюрреалистический», – признается он французу. «Веришь
ли ты в Бога, Андре-» – спросит как-то Аршил у друга. Бретон не
скроет недоумения: «Тебе ли, сыну интеллектуальной
революции XX века, спрашивать об
этом. Ведь ты на вершине технологического Парнаса, и лики современных
богов отражены в твоих полотнах. Или хочешь сказать, что боги твои живут
в горах Армении… Не знаю, веришь ли ты в Бога, но Бог уж точно верит в
тебя». Андре Бретон, вероятно, имел право на такой цинизм: его он
завоевал еще в 1922г. в Париже, когда сгруппировал вокруг себя ядро
будущего сюрреализма – Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо, Жан Арп,
Макс Эрнст… Двумя годами позже Бретон напишет «Первый манифест», чем и
заявит о рождении нового направления. Но все же «бинокулярный
метод Аршила гениален, как, впрочем, он сам!». Он любил складывать
пальцы в круг и приставлять свой знаменитый «бинокль» к глазам: так он
искал свою Армению. Выходил на балкон и долгими часами смотрел на
восток: «Я непременно вернусь на Родину и прославлю ее». Но именно
сегодня Мастер решил изменить своей традиции: сложил в круг пальцы
одной, левой руки – правая была ампутирована: роковая для художника
авария произошла совсем недавно. А еще раньше жестокий пожар уничтожил
большинство его картин. Единственное, что оставалось делать потерявшему
все – руку, полотна, рассудок –Художнику, это рассматривать через свой
телескоп вечное Небо. В надежде… 21 июля 1948г. Мастер
наконец-таки увидел Бога… ГАРЗУ (1907 – 2000) В «карстовых»
департаментах предгорной Франции, Воклюзах и Верхних Альпах, вот уже на
протяжении нескольких тысячелетий можно наблюдать поистине удивительную
панораму: многочисленные выходы на дневную поверхность настоящих
подземных рек, отличающихся постоянным и весьма мощным расходом воды;
обнаруженные уже позже в других районах земного шара подобные источники
будут названы геоморфологами «воклюзами»… Впрочем, не только за
наблюдением выступающего на морщинистую кожу земного организма обильного
пота приезжают туристы в этот чудесный край; утопающий в зелени городок
Маноск знаменит и другим панорамным проявлением внутренней энергии. Но
это уже энергия человеческая, выброс которой отразился на поверхности в
600 кв. метров. Однако не первобытное искусство кроманьонца привлекает
сюда толпы иностранцев, петроглифы можно видеть и в гроте Ляско.
Кавалеру Национального ордена Франции «За заслуги», члену Академии
Изящных искусств Франции, рыцарю «Легиона чести», лауреату премии
Гран-при Иль де Франс и трижды – Холлмарка, классику французского
изобразительного искусства Жану Гарзу шел уже девятый десяток лет, когда
он решил расписаться в компетентности собственной философии… В живописи он был
иглотерапевтом: излечивал клубки разноцветных душ, не докатившихся до последнего оборота артериальной
нити. Его полотна пахнут шиповником –
произрастающим на каменных почвах кустарником, часто образующим сплошные
заросли. Их очень много в горной Армении; причем виды, склонные к
махровости, породили многочисленные сорта декоративных роз, в том числе
знаменитые «чайные розы». Его полотна пахнут перспективной розой, однако
вонзаются в память ретроспективными шипами: классическая иглотерапия! Впрочем, он и был
классиком французской живописи: в восемнадцатилетнем возрасте закончив обучение в парижской архитектурной
школе и ряде смежных заведений, он с
трамплина своей философии совершил дерзкий прыжок прямо в водоворот противоречивых течений в искусстве.
Середина двадцатых – это период
яростной, бескомпромиссной борьбы между зарождающимся сюрреализмом Андре
Бретона и вырождающимися предтечами – абсурдом Джорджо де Кирико и
эпатирующим «творчеством дада» (компромисс найдет Сальвадор Дали: он
сумеет перенять у дадаистов великие традиции скандалов и публичных
выходок). Посему сама идея организации выставки в столь накаленной
атмосфере уже являлась весьма рискованным шагом: во-первых, могли не так
понять, а то и просто выпроводить, во-вторых, богемный анархизм не
допускал и намека на «прогнившее» (следует понимать – классическое)
искусство. Выставка сюрреалистов в галерее «О сан парейль» – одна из
многих, дающих четкое представление о форме проведения подобных акций:
Бретон, якобы освещающий выставку, время от времени зажигал спички, Луи
Арагон мяукал, Рибмон-Дессень непрерывно восклицал «на голову капает
дождь!», а Супо и Тристан Тцара играли в догонялки. И тем не менее,
иглотерапевту удалось не утонуть в бурном водовороте столь глубокого
искусства… Причина его удачного выплыва на берег (кстати, так и не
разгаданная удивленными зеваками)
крылась, очевидно, в потоке собственной биографии художника. Возведенный сюрреалистами в ранг высокого
искусства Абсурд – причем, абсурд
отнюдь не искусствоведческий, а самый, что ни есть политический! – собственноручно достучался до
зрачков семилетнего мальчика в родном Алеппо: здесь он и ознакомится с
традицией «публичных выходок» янычар и ощутит гнилость классического
миропорядка – цивилизованного света, поглощенного варварской тьмой.
Мальчик будет зажигать карманные спички, дабы обнаружить во мраке себе
подобного, и мяукать, чтобы не быть «разоблаченным».
Именно здесь, на берегах багрового Евфрата, он и станет очевидцем совершенно чудовищной игры в догонялки:
прежде чем приступить непосредственно к
делу турецкие солдаты так потешались над армянками… И ему ли быть
поглощенным в водовороте мелких парижских противоречий- Выбравшийся на средиземноморский берег армянский
эмигрант предложит Франции шиповник, от которого она не откажется. В
середине двадцатых он организует несколько художественных акций, а уже в
1939г. откроет первую официальную
выставку; именно в 32-летнем возрасте Гарник Зулумян и примет известный псевдоним Жан Гарзу. Своеобразие его
творчества удивит мир не меньше, чем
его выплыв: это уже шоковая терапия интеллектуального рынка! Художник
иллюстрирует книги выдающихся писателей и поэтов (Альбер Камю, Эрнест Хемингуэй…), с неизменным успехом оформляет
постановки в Комеди Франсез и других
театрах, разрабатывает дизайн помещений круизного теплохода «Франция»...
Более того, полотна Гарзу изображаются на почтовых марках Пятой
Республики. Мог ли мечтать обо всем этом выплывший в 1924г. на
средиземноморское побережье эмигрант- Впрочем,
и об армянском шиповнике он никогда не забывал: покрытые шипами кустарниковые побеги, с перистыми листьями,
кувшинообразным вогнутым цветоложем и
плодом, именуемым цинародием, произрастали в его полотнах как из
каменистой почвы колючих саван; в Марселе, он расписывает армянскую церковь Святых Месропа Маштоца и Саака Партева.
Выдающийся художник в постоянных
поисках – занимается гравюрой и росписью по фарфору. В качестве иллюстратора работает почти со всеми литераторами
Франции. Его полотна выставлены более
чем в ста музеях мира. И тем не менее, в возрасте 80 лет Гарзу повернет обратно… В «карстовых» департаментах
предгорной Франции, Воклюзах и Верхних Альпах, вот уже на протяжении
нескольких тысячелетий можно наблюдать поистине удивительную панораму –
многочисленные выходы на дневную поверхность настоящих подземных рек.
Впрочем, не только за наблюдением выступающего на морщинистую кожу
земного организма обильного родникового пота приезжают туристы в этот
край; утопающий в зелени Маноск знаменит и другим источником –
шипоизвержением Гарзу на стенах местной часовни – апофеоз творчества
выдающегося художника. Локализованная на поверхности в 600 кв. метров
философия колючей жизни сирийского армянина, пережившего пронзающий
сознание Геноцид. Откровение мастера так и называется «Апокалипсис».
Работу над ним он начал в 1984г., сам процесс росписи длился ровно
восемьдесят четыре месяца, последний же мазок был нанесен Гарзу в
возрасте восьмидесяти четырех лет. Это даже не мистика – Откровение! Сто больших
полотен формируют единое произведение, отражающих извечную борьбу между Христом и антихристами, Добром и Злом;
трехголовое чудовище с ятаганами представляется в виде совершенно
конкретных исторических лиц – главных
персонажей зловещего триумвирата младотурецкого правительства – Талаата, Энвера и Джамаля. Впрочем, живописец
прекрасно осознает, что философия
колючей биографии не может быть локализована в изолированных рамках национальной судьбы: рядом с чудовищем на
такой же пирамиде черепов разместилась гидра в образах Гитлера, Сталина и
Пол Пота; элементы концентрационных
лагерей и ГУЛАГа, Варфоломеевской ночи, контуры атомных электростанций
перекликаются с торжеством жизни в Зале женщин… В живописи он был
иглотерапевтом: излечивал клубки разноцветных душ, не докатившихся до последнего оборота артериальной
нити. Его полотна пахнут шиповником –
произрастающим на каменных почвах кустарником. Гарзу шел девятый десяток лет, когда он решил расписаться в
компетентности своей философии… Мастеру
удалось осуществить это с блеском и в срок – 12 августа 2000г. Бог принял автограф уединившегося в особняке
Марсак- сюр-Лиль великого французского
живописца…
Арис Казинян, главный редактор журнала «Национальная идея»
|