Пятница, 26.04.2024, 20:53

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2013 » Сентябрь » 18 » Армения, наука, экономика ... и край пропасти
21:15
Армения, наука, экономика ... и край пропасти

Известные и неоднократно цитированные слова премьер министра Армении Тиграна Саркисяна, сказанные им во время недавнего визита в Арцах, вызвали у научной общественности страны гнев и возмущение. На то были и есть основания. Но реакция была эмоциональной, а, как известно в таком психическом состоянии человек упускает многое из того, что он видит и понимает в нормальном, психически уравновешенном состоянии.

Так вот, про институт аккредитации мы уже поговорили. Договорились до того, что пришли к логическому выводу о том, что эта затея предназначена для достижения отечественной коррупцией новых, доселе невиданных высот в армянской части стратосферы, а так же для лучшего контроля над вузами. Я человек наивный, можно даже сказать, что в душе лореци, как в прямом, так и в переносном смысле, и не додумался до мысли высказанной одним моим другом. Выборы никто не отменял, голоса правящей партии поставлять нужно. Нужно обеспечивать лояльность научного электората по отношению к правящей партии. По наивности своей я предложил вместо введения института аккредитации повысить зарплаты преподавателям, полагая, что именно это решит вопрос повышения качества образования. Я до сих пор продолжаю полагать, что так и следует поступить. Но я совершенно не подумал, откуда, же государству взять деньги на это?

Так вот, ответ на этот вопрос имеется очень простой. Пример можно привести по отношению к ЕГУ. Увольте к чертям собачьим человек 200-300 из управленческого аппарата ЕГУ, которые ни к науке, ни к образованию не имеют никакого отношения и представляют собой раковую опухоль на теле вуза, которые следят за студентами, занимаются вопросами политической благонадёжности студентов и преподавателей, обеспечивают голоса во время выборов, да и просто тупо являются, чьими то родственниками или протеже. Одним словом занимающихся всем тем, что обеспечивает нормальную жизнь псевдонормального государства в якобы стране, но что не имеет никакого отношения к образованию и к науке. Вот и появятся деньги на увеличение зарплат преподавателей. И тогда преподаватель не будет вынужден создавать ситуацию, когда студент должен просить его о платных дополнительных индивидуальных занятиях. Я совершенно уверен, подавляющая часть преподавательского состава предпочтет заниматься исключительно своими профессиональными обязанностями, пусть и, получая при этом несколько меньшую зарплату, чем зарабатывая на стороне деньги на пропитание для своей семьи.

Вопросы введения института аккредитации и заработных плат  преподавателей вузов являются составной частью глобальной проблемы, касающейся всего армянского мира – отсутствия финансирования науки в Армении. Я не зря написал словосочетание «армянский мир», так как отсутствие финансирования НИОКР, даже можно сказать, идеология власти, согласно которой НИОКР не должны развиваться в Армении, запрещает развитие армянской государственности, тем самым ставя её под угрозу уничтожения. Если мы потеряем государственность, а значит и ареал обитания, имеющийся у нас на данный момент на части территории исторической Армении, то судьба диаспор будет предрешена. Пути назад уже не будет. Поэтому вопросы становления армянской государственности, в частности финансирования и развития НИОКР и ВПК, касаются так же и диаспор, если конечно представители последних желают сохранить у своих потомков армянскую идентичность. Мы каждый день кричим, что нужно повышать финансирование НИОКР, давать дотации ВПК. Мы каждый день кричим о том, что от этого зависит вопрос существования нашего государства и народа, так как это вопросы экономической конкурентоспособности государства и обороноспособности страны. Кричим совершенно справедливо. Но нам говорят, что денег на это нет. А на создание нового института аккредитации есть?

На разборки и сборки бордюров в Ереване есть? На тысячи и тысячи другие бессмысленные затраты с точки зрения достижения интересов армянской государственности деньги есть? Видимо есть и видимо для власти эти бессмысленные траты важнее трат на развитие НИОКР и ВПК. Чёрт с ними с бордюрами и с институтом аккредитации. Если государство экспроприирует контрольные пакеты акций компаний, добывающих золото, медь, молибден и т.д. из недр Армении, добьётся продажи руды за границу по её реальной стоимости, а не как якобы необогащённой, если добьется полной уплаты налогов с этого, то никаких проблем с финансированием НИОКР не будет. Ладно, в сторону вопрос об экспроприации контрольных пакетов. В конце концов, для этого нужен президент смертник и у него должен быть крепкий тыл. Хотя бы повысить собираемость налогов с горнорудной промышленности. Тогда появится возможность дотировать наукоёмкие производства и ВПК. Появиться возможность снизить налоги с хотя бы части производителей. Экономика начнёт выходить из тени. У той же партии власти появиться возможность уже опираться не на людей контролирующих криминальную экономику, а на вполне легальных промышленников и бизнесменов.

Написанные выше рассуждения непосредственно связаны с ответом на критику в мой адрес со стороны Армена Кузаняна. В своей недавней статье [1] Армен Кузанян подверг критике идею создания мини-фонда предназначенного для финансирования научных конкурсов и накопления финансов для создания в конечном итоге крупного частного научного фонда. Армен Кузанян сторонник принципа Остапа Бендера: «Я бы взял частями. Но мне нужно сразу». Попробую ответить на критику, так как на неё необходимо отвечать, она того стоит.

Несомненно, Армен Кузанян прав. Если в течение двух-трёх лет нам не удастся кардинальным образом изменить ситуацию с финансированием науки, то она бесповоротно погибнет в стране. Поэтому нужно здесь и сейчас. Но, на мой взгляд, создание частных научных фондов никак не противоречит предъявляемыми требованиями к государству увеличить процент от ВВП, выделяемого на науку. Но, совершенно очевидно, чтобы государство могло бы в необходимой степени увеличить финансирование науки из ВВП оно должно быть подвергнуто полной реорганизации. Экономика должна быть выведена из под тени. Политические партии должны начать опираться не на теневой капитал или на иностранный капитал, а на легальный армянский бизнес. Это означает революционные изменения в структуре организации государства. Готово ли власть к этому? Уверен, что нет. Могут ли такие революционные изменения произойти с низу?

Думаю, что это так же маловероятно. Так как бизнес научился сосуществовать с властью, а те, кто остаётся вне игры, попросту покидают страну. Поэтому внизу нет силы способной к революционным изменениям. Не зря оппозиционеры различного толка отводят протестные настроения в тупиковые русла, борясь за второстепенные и третьестепенные цели. Более того, нет разработанной идеологии, описывающей государство которое мы желаем построить. Мы даже не представляем себе процесс его построения, не считая детского сада под названием Предпарламент. У нас нет концепции развития нашей экономики в новой Армении. Я хочу повторить фрагмент своей предыдущей статьи о Людвиге Эрхарде, так как это очень уместно здесь и сейчас.

С 1943 года отец западногерманского экономического чуда – Людвиг Эрхард, став руководителем небольшого исследовательского центра и понимая неизбежность поражения нацистской Германии, вместе со своим коллективом разрабатывал концепцию экономической реформы послевоенной Германии с учётом того, что страна будет оккупирована. Идеология этой экономической реформы была названа «социальное рыночное хозяйство», суть которой состояла в синтезе идей рыночной экономики, доминирования частной собственности, экономической свободы, государственного регулирования экономики и социальной ответственности.

Эрхард говорил: «Я готов уговаривать каждого отдельного германского гражданина до тех пор, пока он не устыдится, что не поддерживает усилия, направляемые на поддержание устойчивости валюты». А вот, что говорил о самом Эрхарде Ф. Й. Штраус: «Стоило Людвигу Эрхарду заговорить о своем любимом детище - рыночном хозяйстве, теме, занимавшей все его помыслы, как в нем просыпался блестящий оратор, увлекающий и заражающий энтузиазмом слушателей… Он владел искусством убеждать, вызывал доверие к себе, завоевывал сторонников…». Предлагаю читателю самому сравнить глубину мыслей, основательность подхода к решению государственных задач и степень ответственности перед своим народом и своей страной у Эрхарда и его сподвижников с этими же параметрами наших властей и оппозиции. 

Эрхард говорил: «Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней» [2].

Германия поднялась на ноги не за счёт плана Маршала. Германия встала на ноги и стала сильнейшей европейской страной за счёт продуманных экономических реформ Эрхарда и Аденауэра, за счёт трудолюбия и государственного мышления немецкого народа.

1. http://orer.eu/ru/russian-припарка-умирающему-навряд-ли-помож/

2. http://hetq.am/rus/news/29116/skazka-o-sobake-vetre-i-tryokh-sirotakh;-gosudarstvennosti-ekonomike-i-nauke.html

Армен Коцинян, БИН РАН

http://hetq.am/

Просмотров: 520 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024