Четверг, 20.06.2019, 07:57

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Ноябрь » 11 » Армения – лидер в вопросе повышения самосознания этносов, лишенных государственности
08:56
Армения – лидер в вопросе повышения самосознания этносов, лишенных государственности

Лусине КЕСОЯН

28-30 октября в Ереване состоялась научная конференция, посвященная зазаеведению. Инициатором конференции была кафедра иранистики ЕГУ, считающаяся лидером в мировых научных кругах в зазаеведении. Мы неоднократно обращались в Ереванскому государственному университету, фокусируя внимание в основном на существующие здесь пробелы, так что в некотором плане было удивительно и приятно выяснить, что в этом вузе кафедра иранистики живет совершенно иной жизнью, и здесь действительно проводится более чем серьезная научная работа, которая, похоже, не удостаивается внимания или, по крайней мере, не удостаивается его на должном уровне. А что было более интересно, так это выяснить, что деятельность армянских иранистов не остается без внимания, а наоборот. Вот только это внимание, скорее, исходит из-за рубежа.
Так, конференция по зазаеведению едва началась, как некоторые российские СМИ подняли шум, будто армяне пытаются создать новые препятствия в вопросе урегулирования армяно-турецких отношений, что изучение этноса заза способствует повышению уровня их самосознания, и, следовательно, армяне способствует, помимо курдского, возникновению зазаевского фактора в Турции. Во время открытия конференции в выступлении одного из участников, руководителя центра «Модус Вивенди» Ара Папяна прозвучала следующая мысль: «Мы и заза... В отличие от заза, мы – счастливый народ и смогли создать наше государство».
На конференцию, как выяснилось, довольно ревностно отреагировали также курдские круги. «Сутью этой трехдневной конференции была  скрываемая под маской Зазаистанджилыка программа Западной Армении», - читаем в одном из курдских СМИ. Курды, в свою очередь, приписывают армянам тоталитарные устремления, будто армяне осуществляют специальную программу, возбуждая зазаевские восстания в заселенных заза районах, которые являются частью Западной Армении, с целью объединения с Арменией и создания «Великой Армении».
10-12 ноября та же кафедра иранистики проведет другую конференцию, опять же международного масштаба, и на этот раз лидером в этом направлении опять же являются армянские ученые. Конференция посвящена талышеведению. Талыши (как и заза) - народ, лишенный государственности и проживающий в Азербайджане и Иране.
Что же на самом деле происходит на кафедре иранистики ЕГУ? Какая работа тут ведется, на самом ли деле армянская научная мысль является лидером в вышеупомянутых направлениях и на самом ли деле соответствует действительности то, что прописывают нашим ученым. Мы попытались выяснить эти вопросы у организатора конференции, заведующего кафедрой иранистики ЕГУ, учредителя и главного редактора журнала «Иран-Кавказ», доктора-профессора Гарника Асатряна.

- Г-н Асатрян, организованная Вами конференция вызвала довольно большой резонанс. Скажите, пожалуйста, что на самом деле происходит на Вашей кафедре, кто такие заза и какую роль играет армянская школа иранистики в их жизни?
- Заза – это народ, проживающий в Центральной Турции. Это народ иранского происхождения, их около 3-5 млн человек, причем они обладают достаточно большим военным и демографическим потенциалом. У них есть вооруженные группы, политическая готовность, политическая мысль у заза очень высокая. Они всегда склонны к получению образования. Например, большинство мигрантов, обучающихся сегодня в европейских университетах, являются заза. Еще 20-25 лет назад их считали курдами, однако, исходя из тех или иных критериев, в науке получило распространение мнение о том, что это не курды. И эта точка зрения уже нашла всеобщее признание также среди заза: они не считают себя курдами. 
- А самосознание, что они – отдельный этнос, возникло изнутри или им дали об этом понять извне?
- Изнутри, народ начал понимать, что они не курды, их язык совершенно другой, они не понимают друг дргуа, исповедуют разные религии. Правда, религии порой совпадают, скажем оба они – мусульмане-сунниты, часть из них – алеви, это отдельное направление в исламе. Между ними есть разница. Так, политическая мысль заза в конце XX-го – начале XXI-го века достигла такого уровня, что они начали понимать, что являются отдельным этносом.
- И теперь, фактически, в Турции есть народ численностью в 3-5 млн, называемый заза и сознающий, что они – не курды, а отдельный этнос и могут проявить также те или иные притязания. Так что ли?
 - Да,  в течение последних 20 лет были созданы партии, общественные организации и даже общественно-политические группы, борющиеся против Турции. Некоторые из них боролись против курдов. Эта конференция была посвящена именно этим вопросам и, фактически, была первой международной конференцией в мире, посвященной народу заза. К нам приехали ученые из многих стран и даже из Австралии. Среди них было много заза, а также курдов, т.е. люди, которые являются заза и те, кто говорит, что они не заза, а курды. Нам итересно было также узнать курдские подходы. Конференция завершилась на очень высоком уровне, более того, европейских ученых удивил высочайший уровень нашей школы иранистики. Сегодня это – единственный крупный центр в мире, где занимаются изучением крупных этносов, лишенных государственности. Это – заза, курды, белуджи, талыши. Их вопросами занимаются в этом маленьком центре и на самом высоком уровне. Залогом наших успехов является также наш журнал «Иран и Кавказ», в рамках 15-летия которого и проходит это мероприятие. «Иран и Кавказ» - это ирановедческий и кавказоведческий журнал, имеющий самый высокий рейтинг в мировом масштабе. Издается в Голландии и уже 15 лет является бессменным авангардом.
- А что конкретно дала конференция?
- Конференция дала то, что, во-первых, была подытожена вся работа, проделанная в этой области, которая будет издана отдельным томом. Мы начали получать четкое представление о том, что такое зазаевское движение, какие процессы происходят в Зазаистане, поскольку народ называет эти территории Зазаистаном, в основном это – исторический Дерсим. Он составляет часть Высокого Айка, где находится Арацани, один из изгибов Евфрата. Другой вопрос, интересующий нас, - это связь  между армянами и заза. Знаете ли Вы, что во время Геноцида заза очень помогли армянам, особенно заза-алеви.
- Да, и об этом достаточно много говорили во время конференции. Фактически, между армянами и заза есть много общего...
- Да, среди заза есть довольно значительный армянский субстрат, этническая прослойка. Мягко говоря, у заза ассимилирован значительный армянский элемент, естественно, в языке заза есть очень много армянских заимствований. Не говоря об их обычаях, уважении к армянским церквям, святыням. И сегодня заза ходят к армянским руинам и ставят свечи, хотя они не христиане.
- А по прогнозам, могут ли заза поднять шум? Угрожает ли Турции зазаевский фактор так, как курдский фактор сегодня стал для них серьезной головной болью? Что Вы можете сказать по поводу того, что, фактически, курдские круги относятся к Вашей деятельности с открытым нежеланием? По этому поводу некоторые предупреждения сделали также российские круги.
- Естественно, это не нравится турецким националистам. Наша деятельность многим не нравится, но мы разворачиваем ее в научном направлении. Кстати, по тем же научным критериям мы изучаем также курдов. Наша кафедра является также крупным политологическим центром. Заза уже достигли того уровня самосознания, что в ближайшее время станут большим фактором, большим региональным фактором, зазаевским фактором. Естественно, наша армянская сторона не должна смотреть на это со стороны, мы должны изучить этот фактор, выяснить, в какой степени он связан с национальными интересами Армении.
- А это всего лишь вопрос научных кругов, или Армении все-таки необходимо заняться этим на государственном уровне?
- И на научном, и на государственном уровне. Должен быть проявлен также государственный подход, но пока должен быть разработан в научных кругах. Эта конференция является частью общего процесса. Ясно, что это не нравится курдам, они хотят всех сделать курдами, таков их подход в регионе. Мы должны изучить также курдский фактор. Одним словом, это была конференция, имеющая важное научное значение, которая, естественно, будет иметь для Армении в том числе и политическое значение и даст армянским научным кругам понимание того, что, в конце концов, означает зазаевский фактор, который в ближайшее время обязательно заявит о себе. Следовательно, наше государство должно иметь определенное представление, чтобы в дальнейшем проводить определенную политику. А для Турции с точки зрения армяно-турецких отношений ничего опасного в себе не содержит. Российские СМИ либо пишут об этом умышленно, либо не понимают сути вопроса, утверждая, будто армяне создают головную боль для Турции. У турок уже есть эта головная боль, ее нельзя увеличить или уменьшить, этой боли будет становится все больше.
- Мне стало известно, что скоро, 12-14 ноября, по Вашей инициативе пройдет еще одна конференция, опять же из ряда изучения этносов, лишенных государственности. На этот раз Вы будете обсуждать вопрос талышей. Они также, фактически, являются потенциальной головной болью Азербайджана. Что даст талышеведческая конференция?
- Формат конференции будет таким же, мы занимаемся также вопросами талышей. Талышей около двух млн, и они живут в Азербайджанской Республике. Еще полтора млн талышей живут в Иране, в юго-восточной части Каспийского моря, от Ленкорани до Гилана.
- Фактически они также представляют головную боль для Азербайджана, не так ли?
- У талышей также нет государственности, но у них была великая культура, великая история,  они играли большую роль в жизни Азербайджанской Республики, в ее литературе, культуре, военной жизни.
- А есть ли контакты между талышами Ирана и Азербайджана? Талыши также исповедуют разные религии, часть из них – сунниты, другие – шииты.
- Да, но это не имеет значения, этническое самосознание у них высокое, особенно у талышей Азербайджана.
- А есть ли у них стремление к государственности?
- Да, такие идеи были. Не случайно, что два раза за одно столетие талыши пытались создать государство. Одним из них была первая Талыш-Муганская республика 1918г., а другим – вторая Талыш-Муганская республика 1993г. Эта конференция обобщит проделанную работу. Предыдущая конференция состоялась в 2005г., это будет вторая международная талышеведческая конференция, которая опять же пройдет в Ереване.
- И опять наша школа – ведущая в этом вопросе.
- Да, наша кафедра, нигде больше такой нет. Приедут 40 человек из зарубежья, со всех концов планеты – из Голландии, Кипра, Азербайджана... Наша кафедра иранистики работает в том стиле, который должен перенять каждый ученый – академичексий подход, но чтобы он послужил интересам собственного народа.
- Мне стало известно, что во время первой талышеведческой конференции азербайджанцы ввели войска в Ленкорань, было объявлено чрезвычайное положение. Не может ли случиться повторения этого сценария в ближайшие дни? Тем более, как уже сообщают СМИ, в Азербайджане действительно обеспокоены.
- Ну, мы ничего сказать не можем. Разумеется, их органы безопасности беспокоятся, но мы занимаемся наукой и делаем свое дело.

http://nationalidea.am/comments.php?id=12212
Просмотров: 529 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2019