Сближение
Армении с евразийским интеграционным объединением – Таможенным союзом
(ТС) начинает приобретать реальные очертания. В ходе октябрьских
переговоров в Минске Россия, Белоруссия и Казахстан поддержали
намерение Армении и Киргизии присоединиться к ТС. «Мы поддержали
намерение Армении присоединиться к нашему интеграционному проекту.
Создана рабочая группа, которой поставлена задача в кратчайшие сроки
подготовить соответствующую дорожную карту», - отметил В. Путин. В ходе
заседания был принят документ «О
присоединении Республики Армения к Таможенному союзу и Единому
экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и
Российской Федерации»,
подписано заявление об участии Республики Армения в евразийском
интеграционном процессе. Приступила к своей деятельности профильная
рабочая группа, и, по словам первого вице-премьера России Игоря Шувалова,
документы для вступления Армении в Таможенный союз будут готовы к маю
2014 года, то есть к моменту заключения договора о создании Евразийского
экономического союза: «Одновременно
формируя проект договора о Евразийском экономическом союзе, мы можем
договориться с кандидатами, которые вступают в Таможенный союз, о том,
что основные положения этого первого уровня интеграции можно согласовать
к маю будущего года».
Еще более оптимистичен замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян, отметивший, что «до
февраля Армения будет практически готова к подписанию договора о
присоединении к Таможенному союзу и к Единому экономическому
пространству, и уже к непосредственному вовлечению в процесс
формирования Евразийского экономического союза».
19
декабря Высший евразийский экономический совет должен утвердить
дорожную карту вступления Армении в ТС, которую разрабатывает профильная
рабочая группа… Подписание договора о вступлении в ЕС означает
присоединение Армении к почти сотне межгосударственных договоров и
соглашений, в том числе имеющих сугубо прикладное значение.
Премьер-министр
Армении Тигран Саркисян рассматривает участие своей страны в Таможенном
союзе как «новое окно возможностей», напоминая о простой истине:
«...изолированность от интеграционных процессов на евразийском
пространстве приведет к потере конкурентоспособности, более того, может
обернуться возникновением определенных ограничений для нашего
сотрудничества, что будет мешать нашим стратегическим, партнерским
отношениям в ОДКБ».
Процесс
сближения Армении с Таможенным союзом является важным фактором развития
российско-армянских двусторонних отношений. Рынок сбыта армянской
сельскохозяйственной и иной продукции – это и Белоруссия, и Казахстан,
развивающие экономическое сотрудничество с Арменией по различным
направлениям, но основным инвестором в большинство секторов армянской экономики является Россия. «На
сегодня в Армении имеется порядка 2 млрд. долларов российских
инвестиций. Это 41% всех иностранных инвестиций, которые сосредоточены в
ключевых секторах. Это сфера энергетики, транспорт, дистрибуция газа,
цветные металлы, и этот тренд будет продолжаться», - напоминает директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров.
Выгоды
для Армении от предстоящего вступления в Таможенный союз очевидны. Речь
идёт не только о согласовании пошлин (вплоть до их обнуления по таким
товарным позициям, как импортируемые Арменией газ, уран, необработанные
алмазы), но и о снятии различных технических барьеров, тормозящих
развитие производственной кооперации. В свою очередь применение Арменией
правил регулирования в рамках ТС (что подразумевает, например,
повышение пошлин для импортируемой из Европы сельхозпродукции) исходит
из интересов местных производителей, получающих таким образом ясные
преимущества на рынке. Общий же потенциал роста экономики Армении в
результате присоединения к ТС оценивается примерно в 4,5 %, а
возникающие в отдельных случаях риски могут быть успешно минимизированы
путём переговоров и взаимных согласований. Значительные преимущества
будут получены благодаря крупным инфраструктурным проектам. Так,
возведение новой атомной электростанции позволит не только сократить
зависимость от импорта энергоносителей, но и увеличить экспорт
электроэнергии в соседние страны.
«После
вступления в ТС Армения одномоментно получит огромную финансовую выгоду
более чем в 100 млн. долларов в год за счет снятия экспортных пошлин на
газ, нефтепродукты и алмазное сырье, поставляемое в Армению», - считает бывший
посол России в Армении Вячеслав Коваленко. Снижение цены на российский
газ станет подспорьем для всей экономики, а модернизация и перезапуск
завода «Наирит» и ряда других предприятий снизит безработицу, как и
развитие малого и среднего бизнеса. «Доля малого и среднего бизнеса
в ВВП России составляет 15-20 %, у нас этот показатель колеблется в
пределах 8-9 %. В России сегодня доля промышленности в ВВП составляет
порядка 50 %, у нас - около 20 %. Рост нашей промышленности и экспорта
позволит развить малый и средний бизнес вокруг совместных предприятий», –
полагает глава Союза отечественных товаропроизводителей Армении Вазген
Сафарян. По его словам, благодаря созданным в странах-членах ТС условиям
армянскую продукцию или услуги можно будет с легкостью экспортировать в
эти страны. По данным трёх кварталов текущего года экспорт из Армении в
страны Таможенного союза увеличился
почти на четверть. Наконец, с потеплением российско-грузинских
отношений возрастают шансы коммуникационного коридора «Север – Юг» с
участием Армении.
Общий же эффект от новых инвестиционных проектов (транспортная сеть, энергетика, строительство, малый и средний бизнес) может, по оценке профессора Ашота Тавадяна, составить примерно 600 млн. долларов. Не следует сбрасывать со счетов и поступления от трудовых мигрантов из России, сопоставимые с государственным бюджетом Армении.
Разумеется, свои преимущества получит и российская сторона, что сведёт к
минимуму разговоры о том, что евразийский интеграционный проект
является, мол, очередной формой безвозмездного субсидирования российской
экономикой бывших советских республик, а ныне независимых государств.
По
данным социологических опросов, абсолютное большинство жителей Армении
относятся к решению о вступлении в Таможенный союз положительно.
При этом только около одной десятой респондентов располагают
информацией о том, что, собственно, представляет собой данное
интеграционное объединение. Определяющее значение здесь имеет доверие
армянских граждан к России. На жёстком противопоставлении евразийского и
европейского направлений внешней политики Армении настаивает, на самом
деле, очень немногочисленная, хотя непомерно активная часть общества. В
то же время элементы неоколониализма в политике Евросоюза на восточном
направлении, а также, например, звучащие из Брюсселя предложения о
легализации однополых «браков» уже сейчас встречают резкое неприятие в
армянском обществе. В дальнейшем сопротивление армян попыткам навязать
им подобные «европейские ценности» будет только возрастать.
Опасности
для развития экономики страны нужно видеть в другом. В настоящее время
армянская экономика крайне монополизирована и пронизана коррупцией, что
мешает бизнесменам армянского происхождения – не важно, из Европы,
России или из Америки – развернуть в Армении широкую предпринимательскую
деятельность. Разговоры же о том, что коррупцию можно одолеть с помощью
евроинтеграции, вызывают лишь улыбку. Конечно, проповедников
безоглядного «евроинтегризма» не волнует, что в страны ЕС более чем на 80 процентов
поставляется из Армении сырьё (прежде всего горнорудное), а ввозится в
Армению продукция с более высокой добавленной стоимостью. Развитие
отраслей национальной экономики, способных экспортировать на рынки ТС,
главным образом, готовую продукцию, не в интересах этих адептов
евроинтеграции.
Сейчас
в Армении довольно много пропаганды, которая пытается связать
дальнейшее ухудшение социально-экономического положения большинства
граждан страны не с её внутренними проблемами (в силу своего
географического положения и вовлечённости в неурегулированный конфликт
республика испытывает трудности особого рода), а с происками «коварных
русских», задумавших-де лишить Армению суверенитета. Высказываются,
например, опасения по поводу того, что вступление Армении в Таможенный
союз приведёт к повышению пошлин на импорт из стран, не являющихся его
членами, что сделает стоимость жизни в стране ещё выше. Между тем
Армения вот уже несколько лет является членом ВТО, куда она поспешила
вступить, мягко говоря, отнюдь не на самых выгодных для себя условиях.
Недаром посол США в Ереване господин Хефферн всячески подчёркивает, что
сотрудничество Армении с Таможенным союзом будет осуществляться
исключительно в рамках ВТО. Между тем куда более продуктивным
было бы рассматривать Таможенный союз как площадку, которая в
перспективе открывает возможность принципиально улучшить условия
членства Армении во Всемирной торговой организации.
Присоединение
Армении к Таможенному союзу, в отличие от ассоциации со слабеющей
европейской квазиимперией (где даже мельчайшие детали
общественно-экономической жизни регулируются директивами Еврокомиссии),
не влечёт ограничение политического суверенитета – хотя бы в силу того,
что у Армении сохраняется свой, самостоятельный голос. Полноправное
участие в Таможенном союзе укрепит региональные позиции ближайшего
военно-политического союзника и экономического партнёра России на
Кавказе, слабые же союзники России вряд ли нужны. Армения вполне
способна стать «мостом»,
соединяющим рынки Таможенного союза и Ближнего Востока. Предстоящий
визит в республику президента России Владимира Путина придаёт
разноплановому и многоуровневому сотрудничеству наших стран
дополнительный импульс и, как ожидают, выведет его на качественно новый
уровень.
Андрей АРЕШЕВ
http://www.fondsk.ru