Масис МАИЛЯН
Председатель Общественного Совета
по внешней политике и безопасности
Степанакерт
Прошедший 2012 год для Арцаха был юбилейным: 20-летие принятия
Декларации о государственной независимости НКР (6 января 1992), создания
Армии Обороны НКР и освобождения Шуши (9 мая 1992).
9 мая 2012 года в Степанакерте состоялся военный парад, на котором
были продемонстрированы современные образцы вооружения и военной
техники. Хорошая техническая оснащенность и профессиональная подготовка
личного состава ВС НКР являются сдерживающими факторами, а значит –
залогом мира и стабильности на Южном Кавказе.
Год прошел «под знаком» президентских выборов во всех трех
странах-посредниках, а также в Арцахе. В Армении состоялись
парламентские выборы. Выборные годы, как правило, приводят к спаду
переговорной активности, а наличие конфликта используется для
внутриполитических спекуляций. В этом отношении не станет исключением
2013 год: в феврале пройдут президентские выборы в Республике Армения, а
осенью в Азербайджане.
В минувшем году первая и единственная встреча на уровне президентов
Армении и Азербайджана была проведена 23 января в Сочи при
посредничестве президента РФ Дмитрия Медведева. По итогам встречи было
принято Совместное заявление[1].
Из содержания заявления стало очевидным, что базовые или "мадридские”
принципы урегулирования все еще остаются на столе переговоров, и
старания азербайджанской стороны по незамедлительному переходу от
согласования принципов урегулирования к разработке всеобъемлющего
мирного соглашения не увенчались успехом[2].
Азербайджан подтвердил свою неготовность к проведению расследования
нарушений режима прекращения огня. По этой причине разработанный
посредниками механизм был принят президентами лишь к сведению, а
сопредседателям Минской группы ОБСЕ было предложено продолжить работу в
этом направлении. В принятом документе президенты заявили о своей
готовности способствовать дальнейшему налаживанию диалога между
представителями интеллигенции, научных и общественных кругов. Подобный
подход был бы приемлем, если говоря о диалоге представителей
интеллигенции и общественных кругов, президенты не имеют в виду имевшие
место контрпродуктивные визиты делегаций с участием послов Азербайджана и
Армении в России или безуспешные попытки официального Баку по созданию
внутрикарабахского "межобщинного” диалогового формата.
23 января Сенат Франции принял законопроект по криминализации отрицания Геноцида армян[3] (в конце февраля Конституционный совет Франции аннулировал принятый Сенатом страны закон)[4].
Решение Сената стало поводом нападок и угроз Турции и Азербайджана в
адрес Франции. МИД и правящая партия Азербайджана осудили решение Сената
Франции. В заявлении МИД было отмечено, что этот шаг может нанести урон
участию Парижа в некоторых региональных процессах. Кроме того,
азербайджанская сторона поставила под сомнение объективность Франции в
вопросах, связанных с карабахским конфликтом. Отстранение Франции из
Минского процесса могло существенно повлиять на его ход[5].
Весной 2012 года стартовала президентская гонка, и определились
кандидаты на высшую государственную должность Нагорно-Карабахской
Республики. Выборы имели также внешнеполитическую направленность.
Альтернативный кандидат Виталий Баласанян предложил на суд
общественности ряд новых идей по решению арцахской проблемы, а также
выступил за повышение субъектности и безопасности Арцаха и ведение
активной внешней политики[6].
19 июля программа Баласаняна, по версии ЦИК НКР, была поддержана со стороны трети избирателей, принявших участие в голосовании[7].
Президентские выборы в НКР стали шансом для повышения рейтинга страны по
шкале политических прав и гражданских свобод. Благодаря участию в этих
выборах альтернативного кандидата удалось добиться восстановления со
стороны Freedom House прежнего статуса НКР, как «частично свободной
страны» (который был утерян из-за непродуманного проведения
парламентских выборов 2010 года) и заполнить продолжительное время
пустовавший оппозиционный полюс в парламенте НКР.
Надо отметить, что достойная жизнь, которая обеспечивается
укреплением демократии, нужна, прежде всего, гражданам Арцаха.
Одновременно, демократический имидж Арцаха будет способствовать решению
главной внешнеполитической задачи – международному признанию НКР.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ впервые публично признали, что
власти НК посредством выборных процессов должны обеспечить организацию
жизни общества на основе демократических принципов[8].
Прошедшие выборы показали, что активная гражданская позиция и отказ
от конспирологических теорий могут сыграть важную роль в определении
повестки развития страны и повышении ее международного рейтинга. Это
один из уроков 2012 года.
В 2012 году местные законодательные органы двух американских штатов Род-Айленд и Массачусетс[9],
а также австралийский штат Новый Южный Уэльс признали право арцахцев на
самоопределение и призвали федеральные власти своих стран признать
независимость НКР. Данный процесс, который активно поддерживается со
стороны лоббирующих структур зарубежной армянской диаспоры, должен найти
свое продолжение в 2013 году. Признание наших прав, даже со стороны
региональных органов или органов местного самоуправления отдельных
стран, воодушевляет арцахцев, придает больше стойкости и служит
серьезной моральной поддержкой. Кроме того, начатый процесс создает
международного общественное мнение о безальтернативности признания
независимости НКР[10].
В плане признания важным шагом был визит в НКР делегации Восточной
Республики Уругвай во главе с председателем Палаты представителей этой
страны Хорхе Орико. Некоторые представители делегации не исключили, что
Уругвай может стать первой страной в мире, которая признает
независимость НКР, и данный визит можно рассматривать в качестве первого
шага в этом направлении[11].
В минувшем году ситуация на линии соприкосновения вооруженных сил
сторон оставалась сложной. Имели место многократные нарушения режима
прекращения огня. Положение на переднем крае особенно обострилось в
начале июня, когда азербайджанская сторона предприняла ряд попыток
проникнуть на боевые позиции Армии Обороны НКР[12]
и опорные пункты сел Бердаван и Чинари Тавушской области Армении. В
результате предпринятых ответных действий диверсионные продвижения
противника были приостановлены. Азербайджанская сторона, неся потери,
вынуждена была отступить. В результате азербайджанской военной диверсии
были боевые потери с армянских сторон[13].
Свою серьёзную озабоченность в связи с обострением ситуации выразили
внешнеполитические ведомства стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, а также
представители НАТО и ЕС[14].
Если азербайджанские диверсионные действия обострили ситуацию на
государственных границах, то азербайджано-венгерский сговор по
экстрадиции и освобождению Рамиля Сафарова нанес существенный урон
процессу мирного урегулирования конфликта и еще более обострил
напряженность между обществами конфликтующих сторон.
Армения приостановила дипломатические отношения с Венгрией. США
потребовали от Баку и Будапешта объяснений относительно экстрадиции и
помилования осужденного на пожизненное заключение убийцы Рамиля
Сафарова. Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп
Гордон заявил: «Решение Азербайджана о помиловании Рамиля Сафарова,
повышении его в воинском звании, его героизация – все это вызывает у нас
серьезнейшее беспокойство. Это была настоящая провокация для региона»[15].
Национальное Собрание Армении приняло заявление по поводу
экстрадиции и помилования убийцы, но оно оказалось достаточно слабой и
неадекватной сложившейся ситуации[16].
Поднявшаяся в Армении и мире мощная протестная волна и образовавшийся
благоприятный международный фон должны были подтолкнуть официальный
Ереван к более решительным шагам, в том числе к де-юре признанию
Нагорно-Карабахской Республики и подписанию двустороннего
межгосударственного договора о стратегическом партнерстве, включающего
элементы взаимной безопасности.
«Дело Сафарова» еще раз продемонстрировало, что азербайджанская
политика подкупа международных и национальных чиновников представляет
реальную угрозу безопасности Арцаха и РА, ставит под сомнение
справедливое урегулирование азербайджано-карабахского конфликта. В
сложившихся условиях Армения могла бы приостановить свое участие в
Минском процессе, и для возобновления переговоров армянские стороны
карабахского конфликта имели право потребовать от стран-сопредседателей
Минской группы ОБСЕ – США, России и Франции – надежные гарантии
безопасности. Такой гарантией могло быть международное признание Арцаха и
его включение в международную систему безопасности. Тем самым
посредники закрыли бы военную перспективу и обеспечили равные условия
для обсуждения других ключевых проблем урегулирования[17].
Однако шанс был упущен: армянская сторона без предварительных условий
приняла предложение посредников о проведении очередной встречи глав МИД
Азербайджана и Армении, которое состоялось 27 октября в Париже.
По итогам парижской встречи сопредседатели Минской группы ОБСЕ
сделали заявление для прессы, в котором говорилось о неких новых идеях,
представленных двум министрам[18].
Примечательно, что о новых подходах по нагорно-карабахскому
урегулированию высказалась госсекретарь США Хиллари Клинтон в ходе
своего южно-кавказского регионального визита[19].
Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому
урегулированию в лице главы МИД РФ Сергея Лаврова, госсекретаря США
Хиллари Клинтон и министра-делегата по европейским делам Франции Бернара
Казнева выступили 6 декабря в Дублине с совместным заявлением,
в котором призвали стороны карабахского проявить большую настойчивость
в мирном процессе и работать с сопредседателями, чтобы полнее
и тщательнее рассмотреть выдвинутые ими идеи во время ноябрьского визита
в регион. Министры приветствовали готовность министров иностранных дел
Азербайджана и Армении встретиться совместно с сопредседателями в начале
2013 года и продолжить обсуждения[20].
Обнародование сути новых идей и подходов позволило бы понять, в каком
направлении сопредседатели МГ ОБСЕ собираются продолжать свою миссию в
2013-ом. Очевидно, что на базе прежних подходов и философии
урегулирования невозможно добиться долгосрочного мира в регионе.
Посредники должны набраться смелости и предложить всем трем
конфликтующим сторонам такие подходы, которые учитывали бы современные
международно-правовые реалии и недавние прецедентные решения других
конфликтов.
[1]Совместное
заявление Президентов Азербайджанской Республики, Республики Армения и
Российской Федерации по нагорно-карабахскому урегулированию от 23 января
2012 года, http://news.kremlin.ru/ref_notes/1135
[2]
"Мадридские” принципы все еще остаются на столе переговоров по Карабаху
– карабахский эксперт, http://www.regnum.ru/news/polit/1491068.html
[3]French Senate passes Armenian genocide law, http://www.bbc.co.uk/news/world-europe-16677986
[4]Loivisant à réprimer la contestation de l’existence des génocidesreconnuspar la loi,
http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/les-decisions/acces-par-date/decisions-depuis-1959/2012/2012-647-dc/decision-n-2012-647-dc-du-28-fevrier-2012.104949.html
[5]МасисМаилян:
Франция может уйти из минского процесса, захлопнув за собою двери,
http://www.arminfo.info/russian/artsakh/article/27-01-2012/01-54-00
[6]Сергей Маркедонов, "ЮЖНЫЙ КАВКАЗ: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ 2012 ГОДА», http://www.politcom.ru/15091.html
[9] В ноябре 2004 года Ассамблея штата Массачусетс впервые признала демократические и экономические достижения НКР.
Massachussetts State Assembly Welcomes President Ghoukasian. Reps.
Koutoujian and Kaprielian initiate a pioneer resolution in recognition
of Artsakh’s achievements, http://nkrusa.org/press_releases/press_2004_12_16.shtml
В 2005 году 59 конгрессменов США, а в 2006 году 77 конгрессменов
призвали президента США поддержать НКР и установить двусторонние
отношения.
Fifty-Nine Members of Congress Urge President Bush to Support NKR Aspiration to Live in Freedom
http://nkrusa.org/press_releases/press_2005_10_03.shtml
Nearly 80 Members of Congress Urge U.S. President to Expand Relations with Independent Artsakh
http://nkrusa.org/press_releases/press_2006_10_03.shtml
[12]Очередная диверсия в зоне карабахского конфликта – есть погибший и раненые, http://www.regnum.ru/news/1539181.html
[13]Минобороны Армении: Вооруженная диверсия пресечена, противник, неся потери, отступил, http://news.am/rus/news/108037.html
[14]«Kарабахское урегулирование — 2012», журнал Аналитикон,http://theanalyticon.com/?p=2692&lang=ru#more-2692
[15]Филипп Гордон: «Помилование Сафарова – провокация для региона», http://rus.azatutyun.am/content/article/24717930.html
[16]Парламент Армении принял заявление по поводу экстрадиции и помилования Рамиля Сафарова, http://news.am/rus/news/119807.html
[17]МасисМаилян: Армения может приостановить свое участие в Минском процессе, http://news.am/rus/news/120354.html
[18]Press release of the OSCE Minsk Group Co-Chairs and Foreign
Ministers of Armenia and Azerbaijan, Paris, 27 October
2012.,http://www.osce.org/mg
[19]МасисМаилян: Слова Клинтон о «новых» подходах – признание не реалистичности «прежних», http://news.am/rus/news/108473.html
[20]Statement by the Heads of Delegation of the OSCE Minsk Group
Co-Chair countries, DUBLIN, 6 December 2012,
http://www.osce.org/mg/97882 http://theanalyticon.com/?p=2829&lang=ru
|