Суббота, 23.11.2024, 06:37

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2012 » Ноябрь » 22 » Арам Первый: “Эмиграция - это национальное кровотечение”
17:27
Арам Первый: “Эмиграция - это национальное кровотечение”

Католикос Великого Дома Киликийского Арам I, несмотря на свой почтенный возраст, ведет весьма активную деятельность: разъезжает по всему Спюрку, встречается с паствой, выступает с лекциями, при случае делает довольно острые заявления. Он изучал богословие в Экуменическом институте Боссе (Швейцария), учился также в Богословском университете Ближнего Востока и в Американском университете Бейрута.

А докторскую степень получил в университете Фордхэма в Нью-Йорке. Сегодня Католикос Великого Дома Киликийского призывает армян всего мира воспрянуть духом. Армяне не имеют права растворяться в Спюрке, говорит он в интервью, опубликованном в ноябрьском выпуске газеты "Ноев Ковчег”. С Арамом I беседовала главный редактор издающегося в России альманаха "Камурдж” Лиана Захарян.
— Ваше Святейшество, сколько лет Вы уже служите Церкви?
— Духовный пастырь, на какой иерархической ступени он бы ни находился, — слуга Бога и Церкви. Я служу нашей Церкви с 14 лет, когда поступил в Духовную семинарию Великого Дома Киликийского. Духовное образование я получил в этой семинарии, и в 1968 году меня рукоположили в иеромонахи.
— Как сегодня строятся отношения Великого Дома Киликийского с Русской Православной Церковью? Проводятся ли совместные службы в память о жертвах геноцида армян?
— В современном мире очень важно межцерковное общение, особенно между русской и армянской церквями. Мы обязаны стремиться к тому, чтобы это общение стало более глубоким, как и отношения между двумя народами...
Сегодня в России проживает около 2 млн армян. История подтверждает, что дружба между нашими странами сложилась издавна, она и подскажет нам, как строить отношения дальше.
Что касается памяти жертв геноцида, Киликийский Дом в этом направлении проводит очень серьезную просветительскую и пропагандистскую работу как в церковной сфере, так и в общественной. Эту работу ведет и Всеармянский Католикосат. Мы твердыми шагами идем вперед и будем продолжать требовать исторической справедливости.
— Что Вы скажете всем тем, кто не верит, что можно вернуть наши земли, имущество церквей, которые остались в Западной Армении?
— В Библии сказано, что надо научиться "читать знаки времени”. Мир сегодня находится в состоянии коренных перемен. Нам нужно, учитывая все это, без колебаний преследовать наши национальные цели. Кто бы мог, к примеру, подумать, что могущественный Советский Союз может быть низвергнут? Кто мог предположить, что у нас будет свободная, независимая страна, которую мы получили без особых препятствий и кровопролития? Кто мог поверить, что мы сможем освободить Арцах? Следовательно, история иногда совершает неожиданные повороты и ставит нас перед новыми вызовами.
Что касается наших национальных требований, они многогранны. Это и требование земель, и комплекс вопросов, связанных с правами человека; есть требования, касающиеся имущества людей и Церкви... Мне кажется, чтобы добиться поставленных целей, нам прежде всего необходимо сформировать общеармянский подход к вопросу Ай Дата. Если будут слышны разные мнения из Армении, из разных точек Спюрка, это не поможет нашему делу. Чтобы наша работа была более эффективной и последовательной, нужно объединиться. Объединившись, мы можем адресовать свои требования миру.
— Армянская община Ливана считается одной из мощных. Какие еще общины Спюрка Вы могли бы сравнить с ней по влиятельности?
— Неправильно отделять одну общину от другой. Каждая из них имеет свою историю, свой внутренний установленный порядок, особую среду. Про армянство Ливана можно сказать, что оно фактически стало "позвоночником” Спюрка. Почему? После геноцида армяне по "сирийской дороге” пришли в Ливан. Здесь мы получили большую свободу и, пользуясь этой свободой в мусульманской стране, смогли организовать нашу общину. Так община Ливана стала сердцем Спюрка и в культурном, и в духовном, и в образовательном, и в политическом смысле.
Если мы взглянем на другие общины Спюрка, увидим, что зачастую их руководители не только родились в Ливане, но и сформировались здесь.
— Сегодня, к сожалению, многие армяне уезжают из Армении, меняя жизнь на родине на кусок хлеба...
— Мое мнение неизменно: эмиграция — это "национальное кровотечение”. Эмиграция подвергает большой опасности будущее как Армении, так и всего армянского народа. Нам необходимо позаботиться о том, как снизить ее темпы, а со временем и вовсе остановить. Наш с вами долг — думать о родине, а не искать других мест, чтобы пустить там корни. Людей вынуждают к отъезду экономические причины. Улучшение экономической ситуации должно стать одним из первейших вопросов в повестке дня правительства Армении. Я не говорю, что такая работа не ведется, но во время сильнейшего кризиса усилия необходимо умножить. Спюрк тоже должен выполнить свою важную миссию. Если из каких-то общин начнется эмиграция, мы должны изо всех сил стремиться к тому, чтобы она превратилась в репатриацию. Вместо того чтобы уезжать в западные страны, пусть армяне едут в Армению. Нам необходимо использовать все наши возможности, чтобы работать на усиление Армении и Арцаха. (Беседа с Киликийским Католикосом, по всей видимости, состоялась еще до эскалации ситуации в Сирии, вынудившей наших соотечественников искать прибежища в Армении и других странах — ред.)
— Ваше Святейшество, здесь, в Ливане, мне не раз доводилось слышать мнение, что, дескать, Спюрк со временем "растает” буквально в ближайшие лет пятьдесят...
— Естественно, Спюрк "изнашивается”. Это касается любого народа, оказавшегося вне родины, — не только армянского. Еврейский народ тоже частично ассимилировался. Теперь эта проблема коснулась и нас. Например, в Америке новое поколение говорит на английском, но значит ли это, что они не армяне? Во Франции говорят на французском, в России — на русском. Но все они армяне. Кстати, порою армяне, которые не владеют армянским, бывают более патриотичными, чем те, которые знают родной язык.
...Диаспора всегда ассимилируется. И хотя мы все живем в разных условиях, надо понять, какие ценности могут стать гарантией нашего объединения и сохранения самобытности.
— ...Каково Ваше отношение к межнациональным бракам?
— В этом вопросе у нас должно быть два подхода. Первый — принципиальный. Нет народа, который бы поощрял браки с чадами других национальностей. Мы абсолютно против межнациональных браков, но понимаем, что в каких-то местах, где мало армян, люди вынужденно вступают в эти браки. В подобных случаях мы не можем агрессивно противиться, а должны постараться арменизировать эти семьи. Словом, мы должны хранить свои ценности и позаботиться о том, чтобы семьи, оказавшиеся вдали от национальной среды, чувствовали себя армянами. Обобщения, крайности в этом вопросе опасны. Мы живем во времена глобализации. Мы не отгорожены стеной от мира. Для нашего народа жизнь в Спюрке — это ежеминутный призыв к борьбе. Поэтому мы обязаны сохранить и национальные корни, самобытность и при этом находиться в гармоничных отношениях с нашим окружением.
— Как бы Вы оценили работу наших партий в Спюрке?
— Когда формировался Спюрк, существовали три партии. Все они сыграли решающую роль в сохранении армянства, создании образовательных, культурных структур и особенно в отстаивании Ай Дата. Сейчас, поскольку у нас есть свое независимое государство, необходимо проводить работу во всеармянском масштабе. Подходы Армении, Спюрка и Церкви к Ай Дату должны быть созвучны, при этом каждый должен делать свою часть работы. Нам необходимо быть реалистами и не спать. Наши подходы должны поменяться в Европе, на Ближнем Востоке, в Америке. Но эта работа должна проводиться согласованно между Спюрком и Арменией.
...Нужны мосты между общинами, между Арменией и Спюрком, между армянами. Между нашими сердцами, душами, помыслами.
— Сколько же потребуется времени для решения Армянского вопроса?
— Это зависит не от времени, а от условий. Мы не знаем, что будет завтра — мир стремительно меняется. Турция сегодня представляет собой важную силу, но для нее Армянский вопрос стал кошмаром. Мы должны и впредь не просто говорить, а кричать на весь мир, требуя признания геноцида и выплаты компенсаций. Эти вопросы в нашем случае тесно взаимосвязаны, и Турция это очень хорошо знает. Понимает, что за признанием геноцида последует выплата компенсаций. Признание геноцида не поставит точку в наших требованиях. Нам нельзя останавливаться на этом, нужно двигаться дальше. Необходимо в преддверии 100-летия геноцида серьезнейшим образом обсудить вопрос реституции.

http://www.nv.am/mir-i-mi/23819-aram-perviy

Просмотров: 557 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024