"Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность."
Мохандас ГАНДИ, индийский мыслитель прошлого века

Сопоставляя мир человечества с миром, в котором живем мы, армяне, нельзя не согласиться с точностью мысли приведенного афоризма. Ведь нынешний армянский мир, унаследованный нами от целой череды вековых трагедий, исторических несправедливостей, двойных стандартов и эгоистического прагматизма большого мира, хоть и ограничен тесными рамками географии, но тем не менее вполне комфортен и достаточен для благополучной, достойной и безопасной жизни каждого из нас.

Так почему же Армения вот уже 20 лет не только не может добиться этого, но и сползает в прямо противоположном направлении? В чем причина, по которой многие наши сограждане, отчаявшись наладить хотя бы терпимое существование в собственной стране, предпочитают обратиться к поискам счастья на чужбине? И почему ни вчера и ни сегодня никто не может сколько-нибудь вразумительно возразить против того, что гибельная для любого государства демографическая катастрофа, происходящая на наших глазах, - это единственный убедительный способ заявить своей отчизне, что ее не считают больше родной матерью?

А может быть, мы – нация лентяев, алкоголиков, развратников и транжир, у которых нет ни высоких идеалов, ни светлых мечтаний и которым наплевать на честь и достоинство своего Отечества и на будущее своих детей? Или мы – малокультурная и умственно слаборазвитая народность, имеющая склонность к бродяжничеству на генетическом уровне? Конечно, нет. Подобные характеристики не приходят в голову даже нашим злейшим врагам. Но тогда в чем же дело и где искать ответ на извечные вопросы "кто виноват?" и "что делать?"

Думается, в нашем случае все ответы лежат на поверхности и вполне очевидны. История независимой Армении слишком коротка, чтобы забыть ее этапы или не распознать ее суть. Попробуем разобраться в ней, руководствуясь исключительно бесспорными фактами и обстоятельствами.

Общеизвестно, что политическая элита – это фундамент власти и чем в большей степени она формируется из истинных представителей национальной интеллигенции, людей наиболее компетентных в своей области знаний, здравомыслящих, честных и бескорыстных, тем прочнее этот фундамент и тем плодотворнее ее деятельность. Известно также, что возглавившая страну на заре нашей независимости группа людей во главе с первым президентом в подавляющем большинстве не соответствовала упомянутым критериям. Те, кто занял прочное место у кормила власти, очень быстро пришли к мысли, что в управлении государством главное – это их личное благополучие и безопасность, а не общественный прогресс и не повседневная забота о нуждах простых людей, из которых, собственно, и состоит любой народ.

А народ, должно быть, еще долго будет помнить ответ тогдашнего президента на многочисленные тревожные вопросы о том, как сводить концы с концами, не имея ни работы, ни каких-либо иных средств к существованию. "Берите друг у друга в долг и обходитесь", - сказал он с телеэкрана тоном человека, который отмахивается от назойливых мух. Видимо, в эту незатейливую формулу и уместила концепцию своей социально-экономической политики правившая тогда элита наших доморощенных либерал-демократов. А почему бы и нет? Ведь свои люди из числа кумовьев и брательников уже были хорошо пристроены на сытных должностях и надежно обеспечены плодами так называемой приватизации, которая по сути оказалась не чем иным, как разграблением общенародного достояния, оставшегося в наследство от советской империи. Ведь не секрет, кому достались сотни миллионов долларов от продажи за рубеж по цене металлолома станков и приборов, металлоконструкций и приспособлений, варварски выдранных из корпусов вчерашних заводов и фабрик, кто завладел лучшими и наиболее ликвидными кусками наспех приватизированной недвижимости и по чьей вине в конечном итоге значительный массив нашего общества оказался в одночасье выброшенным на обочину жизни.

Конечно, это плохо, очень плохо, когда власть опирается на приспособленцев, страстно цепляющихся за собственное обогащение и благополучие и готовых ради этого на любую низость. Еще хуже, когда такую, с позволения сказать, "элиту" пополняют полуграмотные или вовсе невежественные люди с гнусной психологией хамства и вседозволенности, что свойственно так называемым понятиям уличной шпаны. Чего стоит один лишь циничный лозунг "Мер дем хах чка!", сформулированный в ближайшем окружении первого президента и укоренившийся в общественном сознании после громогласного заявления, которое прозвучало от имени все той же "элиты" на фоне массовых волнений после скандальных выборов 1996 года: оппозиция не получит никакой власти, даже если наберет 100% голосов (?!).

Такое саморазоблачение квинтэссенции аодовской политической философии окончательно расставило по местам всех и вся. Кто мог анализировать - вполне сознательно, а все остальные на уровне подсознания, - понял главное: наше общество четко разделено на две неравные половины. Первая – это они, патриции, руководимые отцом армянской демократии, всезнающим и непогрешимым президентом-гуру, а вторая – это мы, плебеи, которые в силу своей интеллектуальной ничтожности и социально-финансового убожества не смеем даже и мыслить о каком-либо собственном влиянии не только на судьбоносные для страны политические решения, но и на любые прочие вердикты власти, непосредственно касающиеся повседневной жизни.

Однако безгрешный гуру и те, кто еще остается под влиянием его набившей оскомину демагогии в надежде на овладение властным пирогом, в свое время не учли и по сей день не учитывают не очень заметного на первый взгляд, но весьма важного обстоятельства: если элита, как уже было сказано, - это фундамент власти, то созданная ими псевдоэлита – это заложенный под него динамит. Вождь вчерашних либералов-неудачников так и не осознал, что плодотворное созидание – это прерогатива искренней любви, любви к своему народу и к своей стране. Что же касается страсти, а в данном случае – страсти неутоленного властного тщеславия, то эта страсть способна лишь к разрушению и гибели.

Первый президент Армении не удосужился рассмотреть и другую очевидную истину. А именно, что приведенные им во власть фарисеи, ведомые исключительно порочными страстями, растоптали в людях самое ранимое чувство - чувство справедливости - и унизили их достоинство, нанеся тем самым страшный удар по нравственно-психологическому здоровью общества. Кстати, народ хорошо помнит, что первые ощутимые волны эмиграции в начале 90-х увели из страны десятки тысяч подло обманутых и хамски ограбленных людей. Наибольшую часть из них составляли именно те представители национальной интеллигенции, по которым главный митинговый оратор проливает сегодня крокодиловы слезы.

Вспомним еще одно значимое обстоятельство из недавней истории. Покидая власть под давлением того самого динамита, заложенного под нее собственными руками, первый президент не нашел ничего лучшего, как тоном обиженного заявить во всеуслышание: я вернусь лишь в том случае, если вы попросите меня об этом всем миром. Вот так ни больше ни меньше он выразил свою любовь к народу и еще раз ненароком подчеркнул свою богоизбранность. Однако, возвращаясь к предыстории последних президентских выборов, почему-то никак не удается отыскать ни одного эпизода, хоть сколько-нибудь напоминающего всенародную коленопреклонную мольбу с надеждой на возвращение мессии…

…Акценты, расставленные в приведенных размышлениях, конечно же, не лишены определенной эмоциональности, свойственной публицистическому жанру, но отнюдь не имеют целью очернить одного, чтобы обелить другого. Все сказанное в достаточной, а иногда и в гораздо большей мере относится и к нынешним властям предержащим. Однако, жестко критикуя правящую сегодня элиту, чего в создавшихся условиях не делает только ленивый, следует учитывать одну немаловажную деталь. Третий президент получил наследство от двух предшественников, "руливших" в общей сложности 17 лет. Созданная "либерал-демократическими" авторами деструктивная система оказалась на удивление живучей и проявила недюжинные способности к самосовершенствованию. Это и позволило ей фактически сделать своими заложниками как все слои общества, так и сам правящий класс.

За эти годы рост коррупции достиг запредельных величин, а гипермонополизация окончательно придавила последние надежды на справедливую рыночную конкуренцию – мотор всякого экономического развития. На фоне неуклонного увеличения числа людей, живущих как на грани, так и за чертой бедности, заметнее обострилось социальное расслоение. Не только оппонентам власти, но и внутри нее самой уже давно понятно: рост нищеты запрограммирован системой и абсолютно неизбежен. Ни формальная многопартийность правительства, ни разного рода "коалиционные договоренности" не способны скрыть истинной сути сформировавшейся реальности: политическая монополия, помноженная на беспрецедентную коррупцию и углубляющуюся пропасть социального расслоения – это прямой путь к подрыву страны, путь по минному полю, способному спровоцировать бунт с непредсказуемыми последствиями.

Ясно, что в условиях серьезных внешнеполитических проблем, разрешение которых потребует еще немалого времени, подобная перспектива неприемлема как для власти, так и для общества. Ясно и то, что полученное третьим президентом наследство вполне можно характеризовать как нечто не менее жуткое, чем авгиевы конюшни. Но если даже предположить, что наш национальный потенциал пока еще не в состоянии породить Геракла, способного расчистить их сиюминутно, то это не должно служить основанием к тому, чтобы расчистку не начинать вовсе.

Разумеется, мир, порядок и процветание – цели, вполне достойные борьбы за их осуществление. Но не в том виде, в каком они преподносятся нашими нынешними законодателями-олигархами. Мир, где материальное безраздельно доминирует над духовным, где порядок обеспечивается раболепным преклонением перед толстосумами, олицетворяющими власть, процветание, построенное на их же унизительных подачках и бесконечных программах внешнего кредитования, губительны для нас. Мы не сможем выжить в таком мире. Нам не удастся безостановочно жить в кредит. Мы не мюнхгаузены, чтобы вытащить самих себя за волосы из углубляющейся долговой ямы. И поэтому очень странно и даже стыдно улавливать в голосе нашего премьера нотки радости и довольства, когда он с чувством исполненного долга говорит о том, что Армения еще не исчерпала ресурсы для получения очередных новых займов. Подумать бы лучше о том, как расплатиться со старыми…

…Каждый из нас знает правду, даже если упорно пытается скрыть ее от себя. Но наступает время, когда правда, как юный побег, прорывается сквозь бетонные стены, стремясь к чистому небу. Рано или поздно оно наступит и для нас. А тогда и власть, и рядовые граждане осознают наконец, что истинная свобода и прогресс возможны только там, где повинуются законам, а не людям. Только в этом случае наша страна сможет отпраздновать свое вступление в мир здравомыслия и процветания, ибо всем нам станет безразлично, кто президент, а кто премьер и как зовут того или иного министра.

Большой мир меняется на глазах. Весна, лето и осень текущего года – яркое тому подтверждение. Всеобщее неприятие жадности финансовых магнатов, бунт против Золотого Тельца, арабские революции, волнения в Греции, Испании, Португалии, Франции, всплеск возмущения на улицах американских городов – все это не что иное, как прелюдия торжества здравомыслия и добронравия над разрушительными плодами жадности и ненасытности, извечная борьба между Добром и Злом.

За последние 20 лет в нашем армянском мире накопилось немало несправедливости и зла. Фарисейство лукавых властителей, наглость и цинизм чиновников, неутолимая алчность и раздутое высокомерие нуворишей, продажность и безнаказанность законников, анемичное безразличие и апатия несостоявшегося гражданского общества – все это воплотилось в некий совокупный образ Антихриста, стремящегося безраздельно властвовать над умами и душами. Но думается, есть еще надежда, что восприятие Армении как колыбели христианства – это не пустой звук и не предмет одной лишь чванливой гордости. А если это так, то нам, армянам, – и во власти, и вне ее - следует осознать главнейшую на сегодняшний день истину: не быть у нас ни прогрессу, ни благоденствию до тех пор, пока продолжает бесчинствовать Антихрист, по-хозяйски развалившийся в колыбели христианства.

Аркадий ВАРТАНЯН

http://www.golosarmenii.am/ru/20187/society/14358/