В отечественной прессе часто встречаются формулировки порядка
«армянофобия возведена в ранг государственной политики в Азербайджане»,
«антиармянская пропаганда культивируется в азербайджанском обществе» и
пр. С первого взгляда достаточно понятное явление при ближайшем
рассмотрении вызывает ряд вопросов, и в частности о механизмах
ретрансляции и распространения армянофобии в стране, которая официально
на международном уровне рассуждает о перспективах совместного проживания
с армянами в Арцахе.
Насколько понятны реваншистские настроения в азербайджанском обществе
после поражения в войне, успешно эксплуатируемые правящим режимом для
отвлечения внимания от глубокого социального кризиса, настолько, тем не
менее, сомнительны положительные результаты нагнетания антиармянских
настроений в Азербайджане. А последствия – это агрессия, которая, не
находя выхода против сформированного «образа врага» в виде армян,
выражается в обострении криминогенной обстановки в стране, именно, на
бытовом семейном уровне, а также в росте статистики суицидов, особенно в
категории детей до 18 лет, которые сильнее подвержены воздействию
психологической обработки.
Итак, для нас представляет интерес именно первый – официальный
уровень распространения армянофобии в высказываниях и выступлениях
высокопоставленных лиц Азербайджана. Именно они задают тон пропаганде и
информационному полю, которое подхватывает эти тезисы, переваривает и
ретранслирует дальше на общественность.
Бебуд Джеваншир[1] :
«Это священная война, цель которой – объединить все ветви единой
турецкой нации. Уничтожение армянской нации для этой цели исключительно
важно. Армяне – единственное препятствие на пути к успеху нашей
политики. А это политика, которая откроет нам путь в Индию. Мы должны
ликвидировать армян и по их трупам двигаться по своему пути.
Следовательно, не жалейте никого и строго выполняйте то, что вам
приказано. Только таким образом Стамбул освободит Индию»[2].
Экс-президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей: «Армянин
не может строить государство. Армяне на протяжении истории никогда не
строили государство и не были народом, строящим государство. Государство
для армян строили русские, всегда говорили «встань здесь», «сядь тут»[3].
«Армяне, курды, лезгины, черкесы, цыгане – наши внутренние враги.
Видишь, сколько у нас врагов? Хорошо готовься к нанесению удара. Аллах
тебе в помощь»[4].
Экс-президент Азербайджана Гейдар Алиев: «Я говорю о
периоде, когда был первым секретарем, много помогал в это время
развитию Нагорного Карабаха. В то же время я старался изменить там
демографию… Этими и другими мерами я старался, чтобы в Нагорном Карабахе
было больше азербайджанцев, а число армян сократилось. Те, кто работал в
то время в Нагорном Карабахе, знают об этом. Во всяком случае,
благодаря моей воле, другим качествам, мое слово было законом для его
руководства»[5].
«И в дальнейшем надо создавать такие произведения, чтобы они
постоянно, в последовательной форме доказывали принадлежность
Азербайджану земель, где ныне расположена Армения. Мы должны сделать
это. Мы должны открыть дорогу будущим поколениям»[6].
Президент Азербайджана Ильхам Алиев: «Растут наш
политический вес и экономическая мощь. Это видят и те, кто нас любит, и
те, кто не любит. Тех, кто радуется нашим успехам, достаточно много. Но
есть и силы, которые нас не любят, недоброжелатели. Их можно разделить
на несколько групп. В первую очередь, наши основные враги – мировое
армянство и находящиеся под его влиянием лицемерные, погрязшие в
коррупции и взяточничестве политики»[7].
Безусловно, лидерами мнения в любом обществе являются и представители
интеллигенции, формирующие общественные настроения, сдерживающие или,
наоборот, распыляющие народный гнев. Именно интеллигенция выступает
локомотивом массовых настроений в кризисных ситуациях. Именно под этим
ракурсом стоит рассматривать высказывания людей, пользующихся в
Азербайджане уважением.
Академик, директор института НАНА Играр Алиев: «Воистину армянство — явление необыкновенное, феноменальное, зловещее, человеконенавистническое».
Народный артист Азербайджана Ариф Бабаев: «Лично я никогда бы не выступил вместе с армянами».
Основатель и руководитель театра «Мугам» Ариф Газиев: «Всегда
на переменах мы устраивали драки, школа находилась вблизи реки, и мы
часто, сбегая с уроков, собирались там, пели песни, играли в прятки. Но,
пожалуй, самым запоминающимся было то, как мы бросали камни в армян,
которые, то и дело старались сделать какую-то пакость».
Духовный лидер Азербайджана Аллахшукюр Пашазаде: «Потому
что ложь и предательство в крови у армян. Они сидели за нашим столом и
ели наш хлеб, а, выйдя на улицу, говорили против нас».
Экс-депутат от правящей партии Гюляр Ахмедова- главный фигурант скандала «Гюляргейт»: «По
соседству с нами жили армяне. Бабушка, которая собственно и воспитывала
меня, всегда говорила (причину тогда я не знала), что испытывает по
отношению к ним ненависть. Она постоянно говорила, что если бы не турки,
армяне давно бы всех нас вырезали и бросили в реку. Когда начались
известные события с армянами, я сказала бабушке, ты словно все знала
заранее. Она ответила, что это «у армян в крови, так было и так будет
всегда». Помнится, еще в далеком детстве, когда мы игрались во дворе с
армянскими детьми, мать постоянно предупреждала, будьте осторожны,
змееныши – тоже змеи. И, повзрослев, я поняла, действительно, змееныши –
тоже змеи».
Известный публицист Азад Шариф: «Но нашей
незлопамятностью пользовались веками живущие рядом коварные и
завистливые соседи по двору, парадной, по городу и деревни
<армяне>».
Ныне покойный депутат азербайджанского парламента Анар Мамедханов: «Я
всегда говорю нашим офицерам, обучающимся военному ремеслу в Турции:
«Вы нужны в Карабахе. Их (армян) надо убивать в Карабахе, а не в других
странах».
Заместитель исполнительного секретаря правящей партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) Сиявуш Новрузов:
«Мы не принимаем в ряды нашей партии армян. В районные и городские
отделения партии такие заявления были представлены, однако им было
отказано. Сегодня в рядах ПЕА нет ни одного армянина».
Лидер Партии «Ана Ветен» Фазаил Агамалы: «Я
поддерживаю предложение Таги Ахмедова о том, что лица, имеющие смешанную
кровь с армянами, не могут занимать государственную должность. Я не вел
специального расследования, но сам лично знаю многих высокопоставленных
чиновников, у которых матери армянки. Они хоронили матерей под музыку
кларнета, что является неопровержимым доказательством армянского
происхождения».
Как видим, на сегодняшний день в Баку и речи не идет о реальных
попытках миротворчества и поиске путей диалога для безопасного
совместного проживания с армянами. Милитаристская и агрессивная риторика
в адрес населения НКР, систематически озвучиваемая руководством
Азербайджана, замешанная на армянофобских высказываниях официальных лиц и
представителей интеллигенции, не оставляют места для иллюзий.
[1] В 1918 году министр внутренних дел Азербайджанской Демократической Республики
[2]
Из шифрованного приказа Джеваншира, представленного в ходе судебного
разбирательства по делу Мисака Торлакяна, расстрелявшего Джеваншира в
июле 1921г. (см. «Голос Армении», 16.09.2010)
[3] Əbülfəz Elçibəy, Milli kimliyimizin təməlləri haqqında, Birici bölüm
[4] Əbülfəz Elçibəy, Bütöv Azərbaycan Yolunda, s. 62-64, Bakı, 2004.
[6]«Бакинский рабочий» 11 февраля 1999 года
[7]
Заключительная речь Ильхама Алиева на конференции, посвященной итогам
третьего года реализации «Государственной программы
социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики в
2009-2013 годах», 28 февраля 2012 года. Анжела ЭЛИБЕГОВА
Кандидат политических наук,
эксперт по геополитике Южного Кавказа
Ереван
http://theanalyticon.com
|