Вторник, 26.11.2024, 01:25

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Апрель » 10 » Агрессия Азербайджана привела к частичному восстановлению справедливости
11:23
Агрессия Азербайджана привела к частичному восстановлению справедливости

Интервью армянского политолога, руководителя Центра Восканапат и портала Voskanapat.info Левона МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНА сайту Times.am 


Левон Грантович, поступило сообщение о скорой встрече министров иностранных дел Армении, России и Азербайджана. Как Вы считаете, для чего она? Можно ли ожидать каких-либо подвижек на переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта?

- Наверняка можно сказать, что эта встреча ничего не даст в урегулировании конфликта. Вообще, министры иностранных дел обычно встречаются для согласования программы встреч президентов своих стран, и с этой точки зрения мы, скорее всего, даже не узнаем, о чем говорили министры. Возможно появление какой-нибудь ничего не значащей бумажки, но это будет бумажка для журналистов, не более.
- То есть Вы не ожидаете пока взаимных компромиссов?
- Я вообще не воспринимаю это выражение в том виде, как его пытаются нам навязать. Взаимный компромисс – это взаимные уступки для достижения чего-либо, устраивающего вовлеченные в конфликт стороны. Давайте будем объективны: что сегодня может уступить, или, в чем может быть компромисс Республики Армения? Ничего и ни в чем. И это особенно верно, если учесть, что единственное требование Азербайджана – это подарить им Арцах. Но руководство Армении, даже при большом желании, не может этого сделать. Никто в мире не вправе подарить кому бы то ни было частицу Родины армянского народа. Я уже не говорю о том, что Нагорно-Карабахская республика является суверенным независимым государством. В общем, требования Азербайджана являются чепухой и бредом, рассматривать которые просто не имеет смысла.
- Получается, что взаимный компромисс невозможен?
- Нет, почему? И у Азербайджана, и у Республики Арцах есть возможности для взаимных уступок, и я давно об этом говорю. Наиболее логичный вариант, вытекающий из всей истории конфликта, это признание Азербайджаном государственного суверенитета Нагорно-Карабахской Республики и обязательство НКР в течение определенного времени, например, двадцати пяти лет, не пытаться силой оружия освободить оставшиеся в плену армянские территории Арцаха и Утика. Это и есть истинная логика взаимного компромисса. Республике Арцах, значительная часть которого находится в азербайджанском плену, нечего уступать Азербайджану. А то, что предлагает Азербайджан и что обещает населению этого незаконнорожденного т преступного образования его президент, является или обыкновенным пустословием, или планами неадекватно воспринимающего действительность человека. 
- Но Азербайджан не только требует, но и грозится, в случае невыполнения его требований, возобновить военные действия.
- Ты неправильно интерпретируешь слова И. Алиева. Речь может идти не о возобновлении военных действий, а о возобновлении военной агрессии против Нагорно-Карабахской Республики. В 1991 году Азербайджанская республика, вопреки требованиям международного права, совершила прямую военную агрессию против Республики Арцах. Результат этого противозаконного акта хорошо известен: Азербайджан не только потерпел поражение, но и вынужден был убраться из находящихся в семидесятилетнем плену армянских районов, не включенных в 1923 году в армянскую автономию. Таким образом, прошлая азербайджанская агрессия привела к частичному восстановлению справедливости. Новая агрессия, если Азербайджан решится на нее, полностью восстановит справедливость, требующую освобождения всех армянских территорий и уничтожения незаконнорожденного, агрессивного и экспансионистского образования под украденным у Ирана названием «Азербайджан». 
- То есть, опять война?
- Мне неоднократно приходилось писать и говорить в выступлениях, что война – это не только естественное состояние человека, но и дарователь мира. Да, никто не любит войну, она приносит кровь и страдания, но война часто является объективной необходимостью. И если добиться мира миром (прости за тавтологию) не получается, значит, надо убить войну и того, кто ратует за войну. А сделать это можно только на поле боя. 
- Но Вы сами говорите, что война приносит с собой кровь и страдания.
- А разве бывает жизнь без крови и страданий? Само рождение человека сопровождается страданиями. Но это страдания, предвещающие жизнь. Если народ желает жить, он должен быть готов к смерти. Но более всего он должен быть готов к защите Родины, ибо только на Родине возможна полноценная жизнь народа. В любом другом месте обитания народ может лишь существовать, по возможности продлевая время до смерти. Следовательно, удостоиться счастья победить в войне за свободу Родины означает обеспечить жизнь своему народу. Вообще, и об этом я также не раз писал, воюют народы, внутренне согласные воевать, то есть свято хранящие память о предках, осознающие значение Родины для себя и своих потомков. 
- Вы считаете, армянский народ внутренне согласен воевать за Родину?
- Я это знаю. Знаешь, что мне придавало уверенности в годы отражения агрессии и, до этого, уничтожения незаконных бандитских формирований Азербайджана на территории НКР? Это блестящие от счастья и гордости глаза молодых армянских ребят, удостоившихся чести получить оружие. Они воспринимали войну, не скажу, как праздник, но как высочайшую честь иметь возможность защищать Родину.  
- Левон Грантович, а вот в своей статье на Voskanapat.info Армен Коцинян пишет, что у армянского народа отсутствует (или не хватает) государственное мышление. Вы согласны с этим утверждением?
- Коцинян наш новый и уважаемый автор, и мне доставляет удовольствие работать с ним. Но в этом аспекте я не могу быть с ним полностью согласен, как, кстати, и с Шаганом Натали. Я даже думаю, что Натали, проживший ровно век, в более зрелом возрасте написал бы об этом несколько иначе. Как и Армен Коцинян, у которого, к счастью, вся жизнь впереди.
- То есть Вы считаете, что армянин обладает государственным мышлением? 
Не меньше, чем тот же турок, хотя для представителей кочевых племен организация (государство) имеет несравнимо большее значение, чем малопонятное для них слово Родина. Но турок – это профессиональный исторический грабитель и убийца, и организация (государство) нужна ему для узаконивания грабежа. Обрати внимание: Шаган Натали писал о турецком сельском старосте, который, как представляется, имел государственное мышление ровно настолько, насколько это помогало ему сохранить за собой возможность грабить людей. Государство защищало его должность, а должность кормила его. Очень красиво и емко написал об этом Акоп Мндзури в рассказе «Не я ли хозяин этой деревни?» Этот рассказ в прекрасном переводе Раздана Мадояна не случайно оказался на страницах Восканапата. Жаль только, что рассказ в основном воспринят в качестве маленького литературного шедевра. А там, поверь, заложена глубокая и правильная мысль.
- Я, с Вашего позволения, вернусь к своему вопросу: армянин обладает государственным мышлением?
- Смотря, какой армянин. Разве можно считать, что Вачаган Благочестивый не обладал государственным мышлением? Абсолютный монарх, царь, осознанно ограничивший свои права, добившийся принятия Конституции на соборе избранных избирателей, как мы бы сейчас это назвали,  как можно утверждать, что он не обладал государственным мышлением? А ведь это происходило 15 веков назад! Георг, один из заслуженных восканапатцев, правильно заметил, что враги, уничтожая армянскую аристократию, в том числе и в «Год огня», в 706 году, и в годы Геноцида армян в Османской Турции, уничтожал именно государственное мышление. 
Мой сын, работая над диссертацией, обратил внимание на потрясающе удивительную мысль Мовсеса Хоренаци – отца армянской историографии. Наш великий предок в своей «Истории Армении» утверждает и убедительно доказывает, что Армения имеет Богом освященное право на государственность. Даже если оставить в стороне мистику, нельзя не признать, что Хоренаци проповедовал великую идею, призванную воспитывать народные массы. 
- Но и Хоренаци, и царь Вачаган жили полтора тысячелетия назад, а речь идет о более поздних временах, когда Армения веками жила без утраченной государственности.
- В таком случае, давай вспомним конец ХVIII века, вернее, 1773 год, когда была опубликована Конституция Армении – несуществующего на то время государства. Понимаешь, государства не было, а ее Конституция была написана группой армянских энтузиастов, в полной мере обладающих государственным мышлением. Авторы Конституции: Шаамир Шаамирян, Овсеп Эмин, Григор Ханджаджанян, Мовсеса Баграмян, - люди, достигшие высот национально-освободительной борьбы и идеи восстановления Армянского государства – достойны самых высоких почестей от потомков.
Разве Гарегин Нжде, отказавшийся сложить оружие до определения границ Армянской Республики, не является примером государственного мышления? Что, как не национально-государственное мышление привело карабахских депутатов Областного Совета к решению обратиться с просьбой о переподчинении края Армении. Возражения, что это было сделано под давлением народных масс, лишь многократно увеличивает количество носителей государственного мышления в армянском народе.
Весь народ не может и не обязан обладать государственным мышлением. Но в народной среде обязательно наличие лидеров – государственников. При этом, такой лидер – не обязательно должен находиться в руководстве страной, хотя в руководстве все должны быть носителями государственного мышления. Возможно, недостаточное государственное мышление отдельных руководителей Армении и привело Коциняна к идее написать статью, не знаю. Но я с искренним уважением отношусь к нему и его неприкрытому стремлению служить армянскому народу и армянским государствам. 
Обрати внимание, с самого начала агрессии Азербайджана  против НКР из Республики Армения – Еревана и Эчмиадзина, Гюмри и Арташата, Вайка и Апарана – словом, отовсюду, в Арцах прибыли молодые ребята. В подавляющем своем большинстве это были молодые и хорошо образованные ребята, очень быстро породившие новое поколение армянской военно-полевой интеллигенции. Можно ли сомневаться в том, что они были носителями государственного мышления? 
- И что, опять война, опять кровь и страдания и новое поколение военно-полевой интеллигенции? Каким Вы видите дальнейшее развитие нагорно-карабахского конфликта?
- Это в громадной мере зависит  от Азербайджана. Вообще, о войне, словно птица, бездумно выучившая пару слов, твердит Азербайджан и его президент. Причем, обрати внимание, пугают войной в основном те, кто в годы войны отсиживался в безопасном тылу, или и вовсе за пределами Южного Кавказа. В том числе и Ильхам Алиев, транжиривший отцовское состояние в московских и стамбульских казино. 
Республика Арцах – самодостаточное суверенное государство, живущее и развивающееся в условиях установившегося в 1994 году перемирия. Безусловно, его население не желало бы войны, но, и говорю об этом со знанием дела, граждане НКР согласны на войну. В Азербайджане именно этого никак не могут понять, как не смогли понять в 1991-94 годах. Но это уже беда не Нагорно-Карабахской Республики, а самого Азербайджана. Возможно, в этом есть и наша вина. В 1994 году мы могли уничтожить Азербайджан, однако остановились, поддавшись на уговоры держав и поверив слезным мольбам Гейдара Алиева. Сегодня это признает и один из одиозных азербайджанских политологов Вафа Гулузаде, бывший в годы войны советником президента Азербайджана. То есть, в годы отражения агрессии Азербайджана мы отсекли жало, но не отрубили голову. А жало, как ядовитый зуб у змеи, вновь пытаются отрастить. 
Ныне Баку вновь повторяет те же угрозы, что и в 1988 году. И, повторяю, дальнейшее развитие событий зависит именно от этого образования. Однако необходимо обратить внимание на изменившиеся обстоятельства: сегодня Азербайджану просто не удастся напасть на Арцах и, тем более, застать его врасплох. Сегодня наши технические возможности позволяют отслеживать любые передвижения любых подразделений вооруженных сил Азербайджана, вплоть до самых маленьких. И если на той стороне государственной границы будут замечены угрожающие скопления войск, то Армянская Армия непременно воспользуется дарованным ей статье 51 Устава ООН правом на превентивный удар, предупреждающий наступление Азербайджана. Во главе нашей Национальной Армии находятся люди, с честью прошедшие горнило войны и прекрасно разбирающиеся в военном искусстве, а в самой Армии служат солдаты и офицеры, прекрасно знающие воинское ремесло.
- А Турция? Сегодня прошло сообщение о том, что турецкая Партия националистического движения выложила в сеть видеоролик, в котором утверждает, что в случае ее победы на выборах, над Арцахом снова поднимется азербайджанский флаг.
- Мечтать иногда бывает вредно. Подобные предвыборные обещания, направленные на приобретение голосов электората, пугают Азербайджан, население которого не согласно воевать. Оппозиция в Турции ничем не отличается от оппозиции в других государствах, и пытается привлечь голоса избирателей заведомо невыполнимыми обещаниями. Напрямую Турция в войну не полезет, это чревато для нее непоправимыми последствиями, а сделать для Азербайджана больше, чем она сделала в 1991-1994 годах она просто не в состоянии. Так что к «обещаниям» Турции следует подходить как к несбыточным фантазиям больного ребенка. Учти также, что оппозиция, придя к власти, имеет свойство забывать о своих предвыборных обещаниях. Я уже не говорят о том, что в среднесрочной перспективе у националистов Турции нет никаких шансов победить на выборах. Не говорю и о том, что Турции сейчас самой приходится думать о сохранении нынешней территории государства. 
- Левон Грантович, в Азербайджане были оскорблены Вашим выражением «Здоровье одного армянского Воина для меня ценнее всей аскерни Азербайджана».
- В самом деле? А чего они желали, чтобы я беспокоился о здоровье военнослужащего Азербайджана? Того самого аскера, который убивал, расчленял и сжигал тела жителей Мараги и Храморта, Фаруха и Караглуха? Того самого аскера, что сжигал армянские поселения, пытался обречь на голодную смерть население НКР? Само слово «аскер» ассоциируется у меня с убийцей и насильником, получившим от своего командования право на убийство мирных жителей. Это – подлые и трусливые животные, способное лишь на убийство мирных и беззащитных людей, а когда их лишают этой возможности, то насиловать себе подобных. Оскорбляться надо не на мои высказывания, а на действительность Азербайджана, в котором военнослужащих учат убивать беззащитное население. 
Да, действительно, здоровье одного армянского Воина для меня ценнее и дороже всей аскерни Азербайджана, и было бы странно, если бы это было не так. В Азербайджане зря надеются, что мы способны забыть Манвела Сарибекяна, сельского парнишки, у которого в военной прокуратуре Азербайджана вырезали сердце и легкие, сожгли ступни. И совершенно напрасно считают, что вооруженные силы, элитным офицером которых являлся подлый ночной убийца Рамиль Сафаров, могут представлять для нас хоть какую-то ценность. 
- Последний вопрос. Как Вы считаете, обладает ли современная Армянская Армия духом Воина, поразившим весь мир в начале девяностых прошлого года?
- Безусловно. В 1991-1994 годах армянские Воины сполна проявили заложенные в них генами и природой высочайшее мужество и патриотизм, воинскую смекалку и умение малыми силами уничтожать крупные формирования врага. Это не было спонтанным выбросом накопившейся энергии, как хотели бы считать в Азербайджане. Армянин – прирожденный воин, и это его свойство передается из поколения в поколение. Какие-то народы переживают взлеты и падения мужества, армянин – всегда воин. Мне приходилось писать, что в армянине со счастливой и удивительной гармоничностью сочетаются абсолютная жертвенность и неистовое, бесшабашное мужество. И это было сказано не для красного словца. Любой враг, вторгшийся на Армянское нагорье, всегда поражался мужеством армянского Воина.
Однако сегодня армянский Воин, сохранивший традиции предков, еще и вооружен современным оружием. Ныне мы вооружены не дедовскими берданками, и не только автоматами и другим стрелковым оружием. Наша Армия обладает и, что не менее важно, прекрасно владеет современной военной техникой, и способна решать самые сложные задачи. То есть к природному мужеству и умению воевать прибавилась еще и современная воинская выучка. В Армянской Армии счастливо сочетаются дух армянского фидаина и дисциплина, необходимая для современной армии выучка. Служить в такой Армии – высшая честь, к которой должна стремиться вся наша молодежь. Независимо от места проживания. 

Спасибо.
Беседу вела Тамар ГРИГОРЯН 


Восканапат. инфо
Просмотров: 696 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024