В последние дни в Стамбуле состоялось несколько крупных совещаний,
посвященных положению на Ближнем и Среднем Востоке. 1 ноября под
патронажем президента Турции Абдуллаха Гюля открылся Тройственный саммит
Турция – Афганистан – Пакистан
с участием высокопоставленных военных, министров внутренних дел, глав
разведывательных служб и торговых палат трех стран. А на следующий день,
2 ноября, под председательством главы МИД Турции Ахмета Давутоглу
начала работу международная конференция по Афганистану «Региональная
безопасность и сотрудничество в сердце Азии в интересах стабильного и
безопасного Афганистана». Мероприятие ознаменовалось очередными
призывами Хамида Карзая к талибам о заключении перемирия и его же
традиционными заверениями в том, что афганское руководство придаёт
важное значение подписанию будущего соглашения о долгосрочном
стратегическом сотрудничестве с Соединёнными Штатами.
Это отнюдь не первое мероприятие подобного уровня, организуемое в
Турции: если подсчитать, то трёхсторонние саммиты, пафосные
международные конференции, посвящённые «афганскому вопросу», проходят на
территории этой страны, наверное, уже в шестой раз. Немало было
подобных мероприятий и за пределами Турции, но воз, как говорится, и
ныне там: в Афганистане всё зыбко, непрочно, это государство уже
превратилось в хроническую «головную боль» для его соседей – Ирана,
Китая, стран Центральной Азии, а также для России. А то, что афганский
наркотрафик с водворением в этой стране 10 лет назад натовских
«миротворцев», возглавляемых американцами, многократно возрос, давно уже
стало горькой общеизвестной истиной…
Можно предположить, что в реальности речь в Стамбуле шла не о том, как
вернуть Афганистан к мирной жизни (после вторжения НАТО в Ливию,
сопровождавшегося триумфом радикальных исламистов, и признаков
готовящегося вторжения в Сирию говорить об этом было бы, пожалуй,
смешно), а о согласовании разнообразных интересов региональных и
глобальных игроков, активно действующих на ближне- и средневосточной
«площадке». Афганская проблема выступает (причём не первый год) в
качестве удобного предлога, предоставляющего заинтересованным силам всё
возрастающие возможности манипулирования региональной стабильностью.
Комментируя итоги состоявшихся переговоров, наблюдатели отмечают роль
Турции как стремительно укрепляющего свои позиции «восходящего»
регионального игрока. Они напоминают о присутствии подразделений
турецкой армии в составе Международных сил содействия безопасности в
Афганистане, о попытках влиять на решение кризисных ситуаций в регионе
наряду с «великими державами» и даже о стремлении Анкары набрать очки в
диалоге с Вашингтоном. Однако у данного сюжета есть и оборотная сторона.
Вряд ли Турция будет способна решать крупные геополитические задачи,
находясь в скрытом (а тем более – в открытом) конфликте со своим
ключевым союзником по НАТО – Соединёнными Штатами Америки.
На примере Афганистана это видно так же отчётливо, как на примере Ливии
и Сирии. Признания американских генералов о полном фиаско политики их
страны в Афганистане вряд ли стоит принимать за чистую монету.
Начавшиеся переговоры с талибами сложно оценить как признак слабости.
Видимо, контакты с так называемыми «умеренными» талибами, сопровождающиеся атаками на ставший неугодным клан Хаккани, являются
очередным этапом комплексной стратегии по превращению Афганистана в
«вечный» источник дестабилизации на Евразийском континенте. При
этом приличия будут соблюдены, и территориальные претензии к соседям
станут выдвигать представители формально суверенных афганских властей.
Первые «звоночки» уже прозвучали в виде заявлений главы афганского
управления геодезии и картографии Фазыл Ахмад Хедайята, полагающего
необходимым пересмотр некоторых участков границ Афганистана с Ираном и Пакистаном.
Далее предложения пересмотреть существующие границы могут
распространиться на пограничные с Афганистаном страны бывшего СССР.
Зацепкой станет, например, изменение русла течения приграничных рек, а
последствия даже небольшого территориального спора в Центральной Азии
поистине непредсказуемы (1).
Интересно, что по странному совпадению желание заняться границами
(видимо, в связи с отсутствием иных проблем) было оглашено афганскими
чиновниками аккурат к визиту в Кабул Хиллари Клинтон. Далее госпожа
госсекретарь отправилась в столицы государств Центральной Азии, где, по
всей видимости, обсуждались вопросы развёртывания так называемой Северной распределительной сети
поставок. По мнению известного специалиста профессора Александра
Князева, речь идёт о прочном закреплении США в регионе, а стратегической
задачей американской политики в Центральной Азии является создание
своих военных объектов на постоянной основе (2). Пролонгация
афганской нестабильности в сочетании с операционными возможностями
объектов, создаваемых на маршруте «северной транзитной сети», создаёт
прекрасные возможности для управления нестабильностью в конфликтном
регионе. Это, видимо, хорошо чувствуют в соседних странах, в
частности в Иране, что обусловило резкое выступление министра
иностранных дел этой страны в ходе стамбульской конференции.
"Экспансионистские планы США и продление американского присутствия в
Афганистане под предлогом якобы желания искоренить экстремизм никоим
образом не будут способствовать обеспечению и укреплению безопасности ни
в самой стране, ни в регионе", - заявил Али Акбар Салехи, заметив, что
результатами присутствия США и сил НАТО в Афганистане стали расцвет
терроризма, увеличение объемов производства и контрабанды наркотиков,
массовое убийство мирных жителей (3).
Афганские проблемы непосредственным образом касаются и России. 6-7
ноября в Санкт-Петербурге состоится очередное заседание Совета глав
правительств Шанхайской Организации Сотрудничества. Спецпредставитель
президента Российской Федерации по делам ШОС Кирилл Барский в интервью
Интерфаксу напомнил о позитивном вкладе организации в дела Афганистана, о
масштабной помощи, оказываемой входящими в ШОС государствами Кабулу по
двусторонней линии. «Хотя в антитеррористических и антинаркотических
операциях на территории самого Афганистана ШОС не участвует, но своими
действиями по борьбе с терроризмом и по пресечению наркотрафика по
внешнему периметру границ ИРА эта организация немало способствует
противодействию указанным угрозам в целом», - отметил российский
дипломат, добавив, что ШОС последовательно выступает за становление
Афганистана в качестве независимого, нейтрального, мирного и
процветающего государства (4).
Что же касается Северной распределительной сети, то, по информации
EurasiaNet, Россия выступает за то, чтобы ОДКБ была передана
определенная роль в её управлении, а именно – системы воздушных,
автомобильных и железнодорожных путей, по которым осуществляется
поставка грузов из стран Европы натовским войскам в Афганистане (5).
Главный вопрос заключается в том, насколько интересы Москвы, Пекина и
их региональных союзников согласуются с планами расширения американского
присутствия к северу и к югу от бывшей советско-афганской границы. И не
будут ли комплексные усилия, предпринимаемые участниками ШОС с целью
стабилизации обстановки в «сердце Азии», последовательно нивелироваться
по мере расширения и укрепления патронируемой Соединёнными Штатами
«северной сети поставок»? И если так, то не уподобляются ли попытки
согласовать российские интересы с американской экспансией переговорам с
хулиганом и наркоторговцем, захватившим соседнюю с вами квартиру?
____________________________________
(1) Афганистан претендует на земли соседей // http://www.pravda.ru/world/asia/centralasia/20-10-2011/1095950-afga-0/
(2) США хотят прочно закрепиться в Центральной Азии // http://www.infoshos.ru/?idn=9007
(3) Терроризм, наркоторговля, массовое убийство мирных жителей –
результаты присутствия США и НАТО в Афганистане //
http://www.itar-tass.com/c1/262413.html
(4) ШОС никому не позволит посягать на интересы своих государств-членов
// http://www.interfax.ru/txt.asp?id=214833&sec=1483
(5) Вывод войск НАТО из Афганистана угрожает России // http://www.inosmi.ru/asia/20111022/176417792.html Андрей Арешев. http://www.fondsk.ru/news/2011/11/03/afganistan-i-okrestnosti-na-amerikanskoj-shahmatnoj-doske.html
|