Открытое письмо послу Азербайджана в России Поладу БЮЛЬБЮЛЬОГЛУ
Господин посол!
На днях в прессе промелькнуло сообщение о том, что, выступая
перед участниками форума "Молодежь СНГ – будущее общественной
дипломатии" в Москве, вы заявили: "Несмотря на протесты в Баку, мы будем
продолжать визиты в Нагорный Карабах". И далее: "Все знают о
карабахской проблеме – не надо забывать о кровавых страницах нашей
истории". Прежде чем планировать очередной визит в Арцах, предлагаю вам
ознакомиться с отрывком из воспоминаний Иосифа Моисеевича Юзбашяна,
родившегося в Шуши в 1902 году. Эти воспоминания готовит к печати его
дочь Татьяна Юзбашян, которая любезно разрешила мне опубликовать
несколько отрывков до выхода книги.
ВОТ ЧТО ПИШЕТ ИОСИФ МОИСЕЕВИЧ В СВОИХ ВОСПОМИНАНИЯХ:
"В ночь с 22 на 23 марта 1920 года в Шуши начались погромы и резня.
Под руководством властей Азербайджана город был подожжен, разграблен и
разрушен хорошо вооруженными бандами турок-азербайджанцев, охваченных
жаждой крови и наживы. Сейчас уже известно, что во время погромов было
убито около 30 тыс. жителей-армян: не щадили ни стариков, ни женщин, ни
детей. Начальник городской полиции Аветис Тер-Гукасян был сожжен заживо,
священник тер Арутюн обезглавлен. Было разграблено и уничтожено около 7
тыс. домов. Турки выволокли из тюрьмы всех мужчин и зарезали их, как
овец. Часть жителей бежала через бульвар вниз, в Каринтак, турки
расстреливали их сверху из пулеметов. Город перестал существовать".
А
вот что пишет побывавшая в 1926 году в Шуши Мариетта Шагинян: "Два
холма стояли передо мной, уставленные скелетами домов. Не осталось
ничего: ни крыш, ни дверей, ни оконных рам, ни полов, ни дерева, ни
доски… только камни, камни, камни. Кое-где в каналах еще можно увидеть
пучки женских волос с запекшейся на них черной кровью. Человеку с
воображением здесь трудно дышать: идешь, идешь, идешь сплошным рядом
обугленных стен, точнее - кусков стен, торопишься идти и боишься никогда
не выйти". О том же писала уже в 1931г. Надежда Мандельштам: "В этом
городе, очевидно, богатом и благоустроенном, картина катастрофы и резни
была до ужаса наглядной. Мы прошлись по улицам, всюду одно и то же: два
ряда домов без крыш, без окон, без дверей… Город смерти".
В качестве подтверждения этих слов прилагаю фотографию разрушенной
азербайджанцами армянской части Шуши, которая, судя по изображенному на
снимке автомобилю, сделана в 50-60-х годах прошлого столетия. Таких
фотографий руин армянских кварталов Шуши – множество.
Г-н посол, в связи с изложенным выше хочу задать вам несколько
вопросов, без честных и искренних ответов на которые, как мне
представляется, не может быть и речи о налаживании контактов между
нашими народами.
Почему правительство вашей республики за 70 лет советской власти
палец о палец не ударило, чтобы возродить Шуши? И если азербайджанцы все
же восстанавливали город, то почему не его армянский сектор, поскольку
чудовищные погромы были совершены именно там? Откуда такая поистине
расистская избирательность?
Я ПРЕДПОЛАГАЮ, ЧТО ЕСЛИ ВЫ ЗАХОТИТЕ ОТВЕТИТЬ НА МОИ ВОПРОСЫ,
то в качестве оправдания обязательно сошлетесь на демографический
фактор. В этой связи у меня к вам следующий вопрос: когда
азербайджанская пропаганда перестанет манипулировать вопросом населения
Шуши? На ваших сайтах можно прочитать, что до последней войны в городе
проживало 20000 тысяч человек, а нынче – в пять раз меньше. В то же
время из многих архивных источников известно, что до армянских погромов в
городе проживало около 44 тысяч человек, при этом армяне составляли
более половины населения. После того как в 1906-1920гг. армяне были
вырезаны или бежали, население Шуши сократилось до 9000 и за все годы
Советской власти не выросло даже вдвое, оставаясь почти сплошь
мусульманским, т.е. азербайджанским. Армянские дома в верхней части
города, разорённые самым зверским образом, либо не были восстановлены,
либо были присвоены вашими земляками. Так что в руках последних этот
красивый город никогда особенно и не расцветал.
К сожалению, Шуши никак не может отделаться от печального наследия
начала века. Его нынешним армянским властям приходится очень нелегко,
тем не менее жизнь здесь, пусть и медленно, но входит в нормальное
русло. И очень хочется надеяться, что в руках истинных хозяев Шуши
вернёт себе былую славу жемчужины Кавказа.
Вот
еще несколько строк из воспоминаний Иосифа Моисеевича, как бы
подтверждающих мои слова: "Незабываемые воспоминания связаны с Летним
клубом или, как его называли, Собранием, где часто выступали приезжие
артисты. В Шуши на гастроли приезжали корифеи армянской драмы Абелян,
Восканян, Алиханян, Жасмен и др. (...) Утопающий в зелени Летний клуб –
любимое место отдыха шушинцев - как взрослых, так и детей - имел большой
зал, где часто устраивались танцы. Местная молодежь, дачники и дачницы
танцевали вальс и другие европейские танцы, тут блистал сын Такуш-ханум,
неутомимый танцор Акоп Галамян. Однако в такие вечера гвоздем программы
был танец Такуш-ханум, ровно в 11 вечера она начинала армянский танец
"узундара". К этому часу все собирались в зале и с нетерпением ждали ее.
Начинал играть оркестр, Такуш-ханум выходила в круг, особая грация была
в ее осанке, в плавных, красивых движениях рук. Танец вызывал восторг у
зрителей, и ее награждали бурными аплодисментами. Несмотря на то что у
нее было только начальное образование, она считалась одной из передовых
женщин Шуши. О ней упоминают в своих воспоминаниях шушинцы - народный
артист Вагарш Вагаршян и Михаил Тарунц.
Я НЕ СЛУЧАЙНО ВЫДЕЛИЛ НЕКОТОРЫЕ ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЕЙ АРМЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
На азербайджанских сайтах выставлены длиннющие списки знаменитостей и
достопримечательностей города Шуши, но в них нет ни одного армянского
имени, ни одного армянского названия. Как же так? А куда делись Мурацан,
Акоп Гюрджиян, Нельсон Степанян и многие другие известные шушинцы? А
Канач жам, Сурб Аменапркич Казанчецоц, Девичий монастырь (Кусанац
Анапат), храмы Мегрелоц, Агулецоц и многие другие, составлявшие
(сохранившиеся и поныне) архитектурную гордость Шуши? Очевидно, что
такой подход вполне гармонично вписывается в общую фашистско-расистскую
идеологию современного Азербайджана, предполагающую вычёркивание всего
армянского из истории своего государственного образования.
А ведь Шуши действительно богат талантами. Я помню, что когда к
50-летию ЕГУ издали книгу с краткими биографиями всех профессоров,
работающих в альма-матер со дня ее основания, то более 75%
преподавателей оказались выходцами из Шуши.
Господин посол! Надеюсь, что ваше образование (и
образованность) позволят вам признать правоту вышеизложенного и отложить
очередную поездку в Арцах до более подходящего момента.
Саркис КАНТАРДЖЯН, профессор ЕГУ http://www.golosarmenii.am/ru/20213/world/15843/
|