В начале августа стало известно, что проблема возвращения
турок-месхетинцев на их историческую родину – в Грузию – после долгих
проволочек может-таки сдвинуться с места. Более 70 представителей этого
народа, выселенного в 1944 году в Центральную Азию из Ахалцыхского и
некоторых других приграничных с Турцией районов Грузинской ССР, должны
получить в Грузии, как объявлено, статус репатриантов… Сообщается также,
что созданная в марте сего года специальная правительственная комиссия
до конца года в целях ускорения процесса репатриации может предоставить
статус «возвращенца» всем туркам-месхетинцам, которые обратятся с
соответствующим запросом, предоставив необходимые документы. Во всяком
случае, об этом заявил заместитель председателя Всемирного объединения
турок-месхетинцев Бурхан Озкошар. Комиссия рассмотрела имеющиеся 5806
документов, в числе которых 2 тысячи - на русском языке (1).
Последняя оговорка достаточно важна, так как она может
свидетельствовать о некоторых подвижках в позиции грузинских властей –
как известно, ранее потенциальные репатрианты должны были предоставлять
документы на грузинском либо на английском языке, что делало для
абсолютного большинства невозможным прохождение бюрократической
процедуры. В 2008 правительство Грузии приняло закон "О предоставлении
статуса репатриантов выселенным туркам-месхетинцам или их потомкам”.
Согласно данной программе, срок подачи заявлений по этой программе
закончился 1 января 2010 года. Представители грузинских властей
акцентировали внимание на том, что турки-месхетинцы могут свободно
приезжать в Грузию в качестве граждан иностранных государств, однако в
2009 – 2010 гг. было несколько случаев, когда турок-месхетинцев не
пускали на территорию страны, «заворачивая» на границе без объяснения
причин (2). В настоящее время потомки вынужденных переселенцев
живут в восемнадцати регионах России, а также в Казахстане, Узбекистане,
Азербайджане и Турции.
Есть некоторое их количество и в различных районах Грузии, причем
значительная часть – в Западной Грузии (Гурия и Имеретия) (3). Имелись
планы по расселению репатриантов в Кахети и близлежащих к «Цхинвальскому
региону» (так в Грузии называют Южную Осетию) селах – там, «где есть
свободные дома» (4). Официальная точка зрения грузинских властей и
экспертов предусматривает обязательную интеграцию турок-месхетинцев в
грузинское общество при непременном учете исторических и
этнодемографических аспектов (5). Однако в нынешних условиях отсутствия
сбалансированной национальной политики и объективной сложности самой
проблемы достичь этого будет непросто. К тому же еще в советское время,
даже несмотря на условия депортации, турки-месхетинцы жили достаточно
обособленно, соблюдая свои обычаи и традиции.
С одной стороны, тбилисским властям не очень кстати усиление
мусульманской общины в стране, в которой и так тлеют многочисленные
очаги межнациональной розни, а с другой - велик соблазн использовать
новоявленных грузинских граждан, чтобы немного «разбавить» в этическом
отношении преимущественно населённый армянами регион Джавахетия. Опасность
такого развития событий прекрасно осознается армянским населением края,
представители которого с сомнением относятся к идее массового
переселения на территорию Джавахетии представителей чуждого в
этноконфессиональном отношении населения (пусть даже имеющего формальные
права на проживание на этой территории), что неминуемо приведёт к росту
конфликтогенного потенциала. Так, переселение турок-месхетинцев на
территориях Северного Кавказа привело к возникновению проблем
социального порядка (обустройство, трудовая занятость). Имели место
острые противоречия между переселенцами и коренным населением, что
порождало новые социальные проблемы. Вместе с тем интересно отметить,
что имевшиеся противоречия в отношениях коренного населения Джавахетии и
турок-месхетинцев не приостанавливали работу по увеличению численности
регистрируемых граждан турок-месхетинского происхождения на территориях
республик российского Северного Кавказа (6).
Пока миграционные процессы в Южной Грузии, связанные с
турко-месхетинской проблемой, в целом удается контролировать. Небольшое
компактное поселение есть в предместье Ахалцихе (центр исторической
области Самцхе и административный центр региона Самцхе-Джавахетия),
отдельные семьи поселены и в Ахалклакском районе, имеющим более
однородный (преимущественно армянский) этнический состав населения. Что
же касается сельской местности, то серьезного переселенческого потока
туда не наблюдается, в том числе и потому, что большинство бывших
турко-месхетинцких селений еще в советский период было занято
переселенцами из других районов Грузии (Сванетия, Аджария и др.). Однако
вне зависимости оттого, какую форму в конечном итоге примет репатриация
турок-месхетинцев, можно с большой вероятностью говорить о том, что
тлеющие межэтнические конфликты на грузинских окраинах могут разгореться
с новой силой (7).
В качестве альтернативы иногда предлагается вариант расселения
турок-месхетинцев в Квемо-Картли – районе Грузии с преимущественно
азербайджанским населением. Однако подобное предложение может встретить
противодействие со стороны тех, кто считает фактор турок-месхетинцев
весьма важным в контексте реализации собственных стратегических
интересов на территории Южной Грузии. Невозможно не заметить, что
большинство уже проживающих на территории Самцхе-Джавахетии
турок-месхетинцев являются выходцами из Азербайджана (куда они попали в
основном после трагических событий в Ферганской области 1989 года, но
также и в предшествующие периоды). Обращает на себя внимание и
активность именно азербайджанской общины турок-месхетинцев в вопросе о
возвращении на родину. По словам председателя Азербайджанского отделения
Международного общества турок-месхетинцев "Ватан" Ш. Сарварова, «из
собранных нами до сих пор в Азербайджане 13 тысяч 400 заявлений на
репатриацию 5 тысяч 428 заявлений грузинское государство приняло».
Несмотря на приостановку процесса приема заявлений в Тбилиси, он выразил
уверенность, что рано или поздно этот процесс будет возобновлён. «Мы
предложили правительству возобновить этот процесс, но они нам в связи с
этим пока ничего не ответили. Однако сказали, что до конца 2011 года
желающим вернуться на родину предоставят статус репатриантов. А
получение такого статуса дает автоматическое право на переселение. Перед
нашей общиной встанет задача сделать этот переезд организованным».
Сарваров оценивает численность турок-месхетинцев в Азербайджане без
малого в 80 тыс. чел. (или даже больше (8)), причём они «буквально все
до единого хотят вернуться в Месхети» (9). Решение проблемы
турок-месхетинцев, будучи неотъемлемой частью принятых Грузией перед
Советом Европы обязательств, сопряжено с определенными трудностями,
порождаемыми непростым характером межэтничеких и межконфессиональных
отношений на Южном Кавказе.
Как было сказано, процесс расселения и адаптации турок-месхетинцев в
ряде субъектов Российской Федерации после 1989 года был сопряжен с
различными издержками. Согласно данным переписи 2002 года, в Российской
Федерации проживало около 80 тысяч представителей этого народа (10). Как
известно, к 2007 году с территории Кубани в США организованно выехали
около 12 тысяч турок-месхетинцев. Таким образом, была решена одна из
самых острых проблем миграционной политики региона (11). Несмотря на
правозащитные всхлипы (12), данное переселение осуществлялось в строгом
соответствии с российским законодательством, на основе международных
договоров Российской Федерации, а главное - на исключительно
добровольной основе, по желанию самих граждан турко-месхетинской
национальности (13). Однако в Соединённых Штатах, в отличие от России,
им не дали возможности расселяться компактно (14).
В октябре 2008 года Госдума России приняла заявление «О ситуации с
репатриацией в Грузию турок-месхетинцев», в котором внимание европейской
и мировой общественаности было обращено на «сложившуюся драматическую
ситуацию с правами турок-месхитинцев, сложившуюся в результате
антидемократических действий грузинского режима». Депутаты призвали
международные организации, парламенты и правительства стран Европы и
всего мира, повлиять на власти Грузии с целью добиться выполнения ею
своих международных обязательств и реального, а не декларативного
урегулирования ситуации с репатриацией турок-месхетинцев в Грузию (15).
Из общего количества заявок, которые подали желающие вернуться на
историческую родину, 1957 – из России. Однако вряд ли процесс
переселения турок-месхетинцев из России в Грузию примет в ближайшее
время лавинообразный характер. И не только потому, что каждый из них,
если вернется в Грузию, станет, вероятно, лицом, представляющим «особую
опасность» для нынешнего грузинского режима по той причине, что прежде
жил в России (16) (хотя и поэтому тоже). Занимая престижные
социально-экономические ниши в регионах РФ, отличающихся благоприятным
климатом, большинство российских турок-месхетинцев вряд ли будет всерьез
рассматривать вопрос об отказе от российского гражданства с
перспективой начать всё с нуля в стране, переживающей, мягко говоря,
непростые времена (к тому же не обязательно в том регионе, который
считается их исторической родиной).
Так или иначе, проблема турок-месхетинцев по-прежнему остаётся функцией
интересов различных держав, предпочитающих использовать данный «козырь»
по своему усмотрению. В России созданы не худшие условия для проживания
значительных групп этого народа-изгнанника и слышать время от времени
претензии на этот счет, по крайней мере, странно.
_______________________________________
(1) Более 70-ти турков-месхетинцев получат в Грузии статус репатриантов // http://www.rosbalt.ru/exussr/2011/08/02/875399.html
(2) Сигнал туркам-месхетинцам // http://www.ekhokavkaza.com/content/article/2300472.html
(3) Сумбадзе Н. Грузия: возвращение домой? // в сб.: Турки-месхетинцы.
Интеграция. Респртиация. Эмиграция. СПб. 2007. с.147.С. 215.
(4) СМИ: Турок-месхетинцев заселят в Кахети и близлежащих цхинвальскому
региону селах // http://www.apsny.ge/2010/pol/1285961222.php
(5) В данном материале мы не касаемся остающегося достаточно сложным и
дискуссионным вопроса о происхождении турко-месхетинского народа.
Отметим лишь наличие условно «турецкого» (основное) и «грузинского»
направлений в национальном движении турок-месхетинцев.
(6) Мамаев М.И. Турки-месхетинцы в этнополитической ситуации Северного
Кавказа: выход из кризисного состояния // Известия Самарского научного
центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 2. С. 285-289.
(7) Тбилиси ополчился на армян // http://www.georgiatimes.info/articles/56271-1.html
(8) Согласно некоторым источникам, приблизительно 100 тыс. или даже 130 тыс. чел.
(9) Когда турки-месхетинцы смогут вернуться на родину? // http://news.day.az/politics/268007.html
(10) Кузнецов И. Российская Федерация: конструирование идентичности и
социальные сети // в сб.: Турки-месхетинцы. Интеграция. Респртиация.
Эмиграция. СПб. 2007. с.147. Данные переписи 2010 года относительно
национального состава населения РФ и численности отдельных народов пока
не обнародованы.
(11) Из Краснодарского края в США выехали более 12 тысяч турок-месхетинцев // http://www.regnum.ru/news/767498.html
(12) См. напр.: Meskhetian Turks: An Introduction to their History,
Culture and Resettlement Experiences //
http://www.cal.org/CO/pdffiles/mturks.pdf; Culture profile: Meskhetian
Turks // http://dcf.wi.gov/refugee/pdf/mturks_profile.pdf
(13) Мамаев М.И. Указ. работа.
(14) Различия в представлении о родстве у турок-месхетинцев и в
американском праве становились причиной конфликтных ситуаций при
переезде в США – см. Кузнецов И. Указ. раб., с. 149.
(15) Собрание законодательства РФ. – 2008. – 27 окт. - № 43. – ст. 4897.
(16) Кривенюк А. Сталин и Саакашвили против турок-месхетинцев // http://www.georgiatimes.info/analysis/56163-1.html Александр ЕГОРОВ
http://www.fondsk.ru/news/2011/08/28/problema-turok-meshetincev-v-zalozhnikah-geopolitiki.html
|