Заявление
посольства Таджикистана в Москве от 3 апреля 2012 года, выдержанное в
жестких тонах и содержащее тяжелые обвинения в адрес Узбекистана,
обещает стать новым отсчетным этапом во взаимоотношениях двух соседних
стран. Пожалуй, впервые, отбросив в сторону свойственную азиатской
дипломатии "улыбчивость", официальные представители Таджикистана назвали
вещи своими именами. Ташкент отреагирует жестко. Может и игнорировать.
Но суть не в этом. Таджикистан выдавил это заявление главным
образом потому, что ситуация в граничащей с Узбекистаном Хатлонской
области, да и в целом по стране, мягко говоря, перестала внушать хоть
какой-нибудь оптимизм. В указанной области, оставшейся практически без
газоснабжения и железной дороги, рацион 70% населения состоит из хлеба и
чая. Согласно последнему исследованию Всемирного банка
и Детского фонда ООН, более трети таджикских детей до 5 лет умирают от
последствий голода. Дальнейшая блокада будет работать на углубление
социально-экономической катастрофы что, в конечном счете, резко пошатнет
позиции власти "его величества" в Душанбе, если уже не пошатнула. Об
этом открыто говорится в заявлении таджикской дипломатической миссии в
Москве. Но почему в Москве? 30 марта состоялся телефонный разговор президента Таджикистана с премьер-министром Российской Федерации Владимиром Путиным,
в ходе которого обсуждалась тяжёлая гуманитарная ситуация, сложившаяся в
Таджикистане в результате непростой зимы. В этой связи Рахмон обратился
с просьбой к России об оказании экстренной помощи. Российский премьер
обещал такую помощь и дал соответствующее распоряжение правительству
страны. Уже во второй половине дня 3 апреля в душанбинском аэропорту
приземлится первый самолет МЧС с грузом гуманитарной помощи. Еще два борта прибудут в ближайшие дни. Эксперты
в Таджикистане предрекали активизацию российской политики с приходом
Путина. Но даже они не ожидали, что события начнут развиваться в
опережающем режиме. Дело в том, что Узбекистан не просто временно
блокирует транзитные коммуникации, оказывая экономический нажим на
соседа, он выстраивает полноценный железный занавес, физически
оставляющий Таджикистан за пределами постсоветского пространства и
надежд когда бы то ни было присоединиться к новым интеграционным
проектам на развалинах СНГ. Железная дорога разбирается, поставки газа
прекращены, минные поля вместо границ, убивающие и калечащие десятки
местных жителей в год и визовый режим без воздушного сообщения. Весьма
симптоматично, как на этом фоне суетятся США и различные международные
финансовые круги, широко и активно лоббируя начинания по прокладке
коммуникаций из Таджикистана в афганском направлении. Образно говоря,
Узбекистан выдавливает Таджикистан из пространства СНГ,
а американцы пристраивают его к Афганистану, естественно, беря на себя
при этом функции обеспечения "безопасности" таджикско-афганской границы
(но не обеспечения его голодающего населения и не предоставления рабочих
мест миллиону его граждан в России!). Те функции, которые долгое время
исполняла Россия. Второе направление работы американцев -
таджикско-иранские связи. Помощник Госсекретаря США Роберт Блейк
27 марта в Душанбе призвал страны региона воздержаться от отношений с
Ираном. То есть американцы хотели бы видеть Таджикистан в качестве своей
тыловой и ресурсной базы, возможно, оперативного центра рядом с
Афганистаном или... внутри его - внутри нового проекта
"регионализованного" Афганистана. Через пару дней после памятного
призыва Блейка прекратить отношения с Ираном, в Душанбе прибыл
командующий Центральным командованием армии США Джеймс Мэттис.
Последний, как и следовало ожидать, поощрил Таджикистан за "содействие,
оказываемое международным силам коалиции в Афганистане и восстановлении
экономики этой страны". О том, что сам Таджикистан терпит жесточайший
кризис, сказано ничего не было. По данным пресс-службы таджикского
президента, американский генерал, отмечая "буферную роль" Таджикистана в
предотвращении и распространении угроз терроризма, экстремизма и
незаконного оборота наркотиков, пообещал с 2014 года, после вывода войск
коалиции из Афганистана, нарастить военную помощь Душанбе. Помощник
Госсекретаря США Роберт Блейк за неделю до этого уточнил, каким образом и
откуда эта помощь будет поступать: часть вооружения, вывозимого из
Афганистана, будет отдана на бесплатной основе или продана странам
региона. "Убивайте друг друга, союзники западных миротворцев!" - звучит
немой призыв. Развивая мысль американского генерала о "буферной"
функции Таджикистана, необходимо отметить, что этот "буфер", чисто
географически, может в последующем стать и весьма удобным "мостиком"
между Афганистаном и Китаем. А как этот мостик, опять же в последующем,
предпочтут использовать американцы - другой вопрос. Уже для Китая. Вместе
с Таджикистаном в "буферной" зоне остается и российская военная база.
При этом Москва добивается пролонгации сроков ее дислокации на
полстолетия вперед. Видимо, очень хочется поэкспериментировать: станет
эта база просто свидетелем будущих катастроф или станет ещё и
добровольным их заложником. Узбекистан в Средней Азии выполняет
сегодня ту же функцию, что и Грузия в Закавказье. При этом политика
Ташкента еще более опасна, поскольку проводится исподтишка. Будучи
членом военно-политического блока ОДКБ, Узбекистан преднамеренно подтачивает безопасность одного из членов альянса. Призывы президента Белоруссии Александра Лукашенко
пересмотреть членство этой страны в ОДКБ так и не удостоились реакции
узбекских властей. Выйдя - одновременно с организованной при участии
Запада акции в Андижане в 2005 году - из состава проамериканской
региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан,
Азербайджан, Молдавия) и заявив о вхождении в ОДКБ, Ташкент, кажется,
забыл привести в соответствие с интересами новых партнеров и свою
политику. С учетом откровенно антироссийских действий нового
"прокремлёвского" руководства Киргизии, официально заявленного курса
сближения члена ОДКБ Бишкека с Азербайджаном и Турцией, а также Грузией -
ключевым транзитным звеном, обеспечивающим весь этот пояс, впору
говорить о перспективе полной изоляции российских военных баз в Киргизии
и Таджикистане. Впрочем, точно так же, как и в Армении - другом члене
ОДКБ. С этой точки зрения, Таджикистан и Армения, весьма сильно
зависящие от сотрудничества и политической ситуации в Иране и России,
оказались практически в идентичных условиях. Примечательно, что в случае
с Арменией США столь же упорно лоббируют разблокирование границы с
Турцией, как и в случае с Таджикистаном - "интеграцию" с Афганистаном. Очевидно,
текущая задача России должна заключаться в том, чтобы эти процессы были
каким-то образом заторможены. В противном случае, ОДКБ окончательно
теряет свой смысл и предназначение, а "южный коридор" от Турции до Китая
смыкается, оставляя за пределами российского поля влияния три её
воинских контингента. С этой точки зрения, обратный транзит оружия НАТО из Афганистана в Среднюю Азию лишь усугубит ситуацию. Непосредственным
свидетельством ослабления позиций России и Ирана в
черноморско-каспийском и среднеазиатском регионах становится намерение
Туркмении и Азербайджана проложить газопровод по дну Каспийского моря. В
случае строительства, он позволит транспортировать в обход России не
только туркменские, но и узбекские углеводородные ресурсы. Это главный
участок проекта NABUCCO, который якобы, "заморожен" Турцией. Не случайно
с резкой критикой относительно этих планов министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил 2 апреля именно из Еревана.
Тем не менее, что касается Таджикистана, то ближайшие действия и
решения Рахмона позволят четко ответить на вопрос, способна ли эта
страна к сопротивлению или же процесс ее "афганизации" отныне необратим.
Еще не поставленная подпись Рахмона под документом о пролонгации сроков
дислокации российской военной базы на 49 лет свидетельствует о
сомнениях и судорожных попытках Душанбе торговать с Россией и Ираном
своими собственными проблемами. Эмомали Рахмон не может не понимать, что
длительная блокада со стороны Узбекистана приведет к полному сращиванию
его страны с Афганистаном. Другой дороги тогда уже не будет. Как и
возможности с кем-либо торговаться. Виген Акопян.
|