Т-72 «Урал» (объект 172М) — основной боевой танк, производства СССР. На вооружении армии СССР с 1973 года. Т-72 разработан Уральским танковым заводом
в Нижнем Тагиле. Т-72 состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в
страны Варшавского Договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию.
Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M-84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии, которые, в свою очередь, также их экспортировали.
История создания
Доводка Т-64 была долгой и не простой. Танк был довольно сложен в
эксплуатации, и по началу, переход на него осуществлялся весьма
болезненно. Конструкторы, продолжали совершенствование Т-64,
направленное на повышение надежности двигателя и увеличение его
мощности, однако это требовало времени. Кроме того, стране был необходим
«мобилизационный» танк на военный период. Специально созданное для
танка Т-64 дизельное производство Харьковского завода имени Малышева
обладало достаточной мощностью для обеспечения двигателями серийного
выпуска боевых машин на трех заводах – Харьковском, Кировском и
Уралвагонзаводе, но только в мирное время. В случае резкого увеличения
выпуска танков в предвоенный и военный периоды харьковчане могли
поставлять двигатели в лучшем случае в Ленинград, а уралвагонзавду
пришлось бы ставить на танки дизель иного типа.
Поэтому, руководство отрасли дало команду подготовить дополнительный
вариант перспективного танка с четырехтактным V-образным дизелем В-45,
который был хорошо освоен промышленностью и был значительно проще и на
тот момент дешевле в изготовлении.
Работы по проектированию резервного варианта МТО с челябинским
двигателем В-45 для танка Т-64 были начаты КБ Морозова еще в 1961 году. В
1966 — 1967 годах три опытных танка объект 436 на базе танка Т-64
прошли всесторонние испытания. По результатам испытаний танков «объект
436» МТО с двигателем В-45 было усовершенствовано и установлено на
опытный танк «объект 438» на базе танка Т-64А.
Приказами министра оборонной промышленности № 594 от 12.09.67 г. и №
623 от 28.09.67 г. КБ Морозова предписывалось выпустить конструкторскую
документацию для изготовления опытного образца танка «объект 439» (на
базе Т-64А) и изготовить и испытать четыре образца танка. Документация
была готова в 1968 году, в 1969 году в соответствии с приказом были
изготовлены и испытаны четыре опытных образца танка «объект 439» с
новым МТО. Образцы успешно прошли испытания и показали, что вариант
танка Т-64А с резервным двигателем В-45 по характеристикам подвижности
полностью соответствует основному варианту.
Тем не менее, серийное производство «Объекта 439″ в Нижнем Тагиле так
и не был начато. Производить Харьковский танк, в Нижнем Тагиле не
собирались. Свою роль играла и личная неприязнь Карцева к Морозову, об
этом пишет в своей книге «ТАНКИ (воспоминания и размышления)»
Ю.П.Костенко.
Поэтому в КБ № 520 решили использовать конструкции ходовой и МТО их
«объекта 167», созданного на основе работ по перспективному среднему
танку (в отличие от новаторского Харьковского «Объекта 432″, Тагильский
танк представлял собой, по сути модернизированный Т-62 с новой ходовой).
Механизм заряжения (МЗ) установленный на Т-64 был заменен автоматом
(АЗ) заряжания собственной разработки, отработанного для установки на
проект модернизированного Т-62.
Для танка были приняты Харьковские наработки по корпусу и башне
используемые на Т-64. После соответствующих доработок и испытаний 7
августа 1973 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР на
вооружение был принят танк «объект 172М» производство которого началось
на "Уралвагонзаводе” № 183 под маркой Т-72, от Т-64 на нем сохранились
измененные компактные бортовые коробки передач и комплекс вооружения,
хотя не то не другое не было взаимозаменяемо с Т-64. Гусеницы Т-72 были
унифицированы с танками Т-55 и Т-62. В 1973 году была выпущена
установочная партия из 30 машин. В 1974 г. началось серийное
производство танка, получившего название «Урал».
Таким образом, при активном поддержке в верхах, в том числе и
близкого к Брежневу маршала Гречко на вооружение в СССР был принят
второй тип основного танка, который имел ничтожную степень унификации
(создается впечатление, что этому вопросу вообще не уделили внимание,
даже бортовые коробки передач БКП, схожей конструкции не
взаимозаменяемы) с Т-64А. То есть, по сути, танк Т-72 представлял собой
не развитие Т-64, а его полную переделку на основе собственных
разработок (АЗ, ходовая часть, МТО) которые шли параллельно Харьковским.
Это произошло, в разрез с постановлениями Советского правительства.
С точки зрения заложенных конструктивных решений по МТО танк Т-72 по
сравнению с танком Т-64А был шагом назад. Для соединения коробок передач
с двигателем пришлось применить вертикальный редуктор, отдаленно
напоминающий известную «гитару» танков первого послевоенного поколения.
Коробки передач соединены между собой поперечным валом. А привод
вентилятора системы охлаждения осуществляется от редуктора через
карданный вал. Из-за наличия вентилятора кормовая часть корпуса Т-72
несколько длиннее, чем у Т-64А, а кормовой броневой лист имеет обратный
наклон. Конструкция системы охлаждения не позволяет изолировать
радиаторы от моторно-трансмиссионного отделения. В результате чего
преодоление водных преград по дну можно осуществлять только после
герметизации крыши МТО, что ограничивает время движения под водой из-за
опасности перегрева двигателя.
С точки зрения огневой мощи, системы управления огнем и бронезащиты
танк Т-72, по сути, был ухудшенной версией 64-ки. Конструкторы создали
Т-72 как изначально дешевый мобилизационный танк, который, скорее
являлся развитием Т-62 и «Объекта 167», чем серии Т-64. Все новинки в
области систем управления огнем и комбинированной защиты первым делом
реализовывались на Т-64 и на Т-80, который был унифицирован Т-64 по
комплексу вооружения и управления огнем. Т-72 имел единственное
преимущество – низкую цену, обусловленную, прежде всего его массовостью.
Боевое применение
Впервые Т-72 применили при боевых действиях в 1982 году, в Ливане,
долине Бекаа. Российские/сирийские источники утверждают, что израильским
танкистам не удалось подбить ни одной такой машины советского
производства. В то же время, согласно западным/израильским источникам
было уничтожено до 20 T-72 (см.). В
то время «Урал» считался лучшим в мире танком, особенно по соотношению
цена/функциональность/качество. Последние его модификации могут успешно
конкурировать даже с самыми современными M1 Abrams.
Иран, Ирак — Ирано-иракская война (1980-1988)
Сирия, Ливан — Первая ливано-израильская война (1982)
СССР — Афганская война (1979-1989)
Армения, Азербайджан — Нагорно-Карабахский конфликт (1991-1994)