Пятница, 29.11.2024, 11:21

 
   

Главная |Каталог статей |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Танк и его характеристика [7]
ДИСКУССИИ и МНЕНИЯ [1]
О танках, их вооружении, применении, перспективах развития
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » ТАНКИ » Танк и его характеристика

Танк Т-72

Т-72 «Урал» (объект 172М) — основной боевой танк, производства СССР. На вооружении армии СССР с 1973 года. Т-72 разработан Уральским танковым заводом в Нижнем Тагиле. Т-72 состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского Договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M-84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии, которые, в свою очередь, также их экспортировали.

История создания

Доводка Т-64 была долгой и не простой. Танк был довольно сложен в эксплуатации, и по началу, переход на него осуществлялся весьма болезненно. Конструкторы, продолжали совершенствование Т-64, направленное на повышение надежности двигателя и увеличение его мощности, однако это требовало времени. Кроме того, стране был необходим «мобилизационный» танк на военный период. Специально созданное для танка Т-64 дизельное производство Харьковского завода имени Малышева обладало достаточной мощностью для обеспечения двигателями серийного выпуска боевых машин на трех заводах – Харьковском, Кировском и Уралвагонзаводе, но только в мирное время. В случае резкого увеличения выпуска танков в предвоенный и военный периоды харьковчане могли поставлять двигатели в лучшем случае в Ленинград, а уралвагонзавду пришлось бы ставить на танки дизель иного типа.

Поэтому, руководство отрасли дало команду подготовить дополнительный вариант перспективного танка с четырехтактным V-образным дизелем В-45, который был хорошо освоен промышленностью и был значительно проще и на тот момент дешевле в изготовлении.

Работы по проектированию резервного ва­рианта МТО с челябинским двигателем В-45 для танка Т-64 были начаты КБ Морозова еще в 1961 году. В 1966 — 1967 годах три опытных танка объект 436 на базе танка Т-64 прошли всесторонние испытания. По результатам испытаний танков «объект 436» МТО с двигателем В-45 было усовершенство­вано и установлено на опытный танк «объект 438» на базе танка Т-64А.

Приказами министра оборонной про­мышленности № 594 от 12.09.67 г. и № 623 от 28.09.67 г. КБ Морозова предписывалось выпустить конструкторскую документацию для изготовления опытного образца танка «объект 439» (на базе Т-64А) и изготовить и испытать четыре образца танка. Документация была готова в 1968 году, в 1969 году в соответ­ствии с приказом были изготовлены и испытаны четы­ре опытных образца танка «объект 439» с новым МТО. Образцы успешно прошли испытания и показали, что вариант танка Т-64А с резерв­ным двигателем В-45 по характеристикам по­движности полностью соответствует основ­ному варианту.

Тем не менее, серийное производство «Объекта 439″ в Нижнем Тагиле так и не был начато. Производить Харьковский танк, в Нижнем Тагиле не собирались. Свою роль играла и личная неприязнь Карцева к Морозову, об этом пишет в своей книге «ТАНКИ (воспоминания и размышления)» Ю.П.Костенко.

Поэтому в КБ № 520 решили использовать конструкции ходовой и МТО их «объекта 167», созданного на основе работ по перспективному среднему танку (в отличие от новаторского Харьковского «Объекта 432″, Тагильский танк представлял собой, по сути модернизированный Т-62 с новой ходовой). Механизм заряжения (МЗ) установленный на Т-64 был заменен автоматом (АЗ) заряжания собственной разработки, отработанного для установки на проект модернизированного Т-62.

Для танка были приняты Харьковские наработки по корпусу и башне используемые на Т-64. После соответствующих доработок и испытаний 7 августа 1973 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР на вооружение был принят танк «объект 172М» производство которого началось на "Уралвагонзаводе” № 183 под маркой Т-72, от Т-64 на нем сохранились измененные компактные бортовые коробки передач и комплекс вооружения, хотя не то не другое не было взаимозаменяемо с Т-64. Гусеницы Т-72 были унифицированы с танками Т-55 и Т-62. В 1973 году была выпущена установочная партия из 30 машин. В 1974 г. началось серийное производство танка, получившего название «Урал».

Таким образом, при активном поддержке в верхах, в том числе и близкого к Брежневу маршала Гречко на вооружение в СССР был принят второй тип основного танка, который имел ничтожную степень унификации (создается впечатление, что этому вопросу вообще не уделили внимание, даже бортовые коробки передач БКП, схожей конструкции не взаимозаменяемы) с Т-64А. То есть, по сути, танк Т-72 представлял собой не развитие Т-64, а его полную переделку на основе собственных разработок (АЗ, ходовая часть, МТО) которые шли параллельно Харьковским. Это произошло, в разрез с постановлениями Советского правительства.

С точки зрения заложенных конструктивных решений по МТО танк Т-72 по сравнению с танком Т-64А был шагом назад. Для соединения коробок передач с двигателем пришлось применить вертикальный редуктор, отдаленно напоминающий известную «гитару» танков первого послевоенного поколения. Коробки передач соединены между собой поперечным валом. А привод вентилятора системы охлаждения осуществляется от редуктора через карданный вал. Из-за наличия вентилятора кормовая часть корпуса Т-72 несколько длиннее, чем у Т-64А, а кормовой броневой лист имеет обратный наклон. Конструкция системы охлаждения не позволяет изолировать радиаторы от моторно-трансмиссионного отделения. В результате чего преодоление водных преград по дну можно осуществлять только после герметизации крыши МТО, что ограничивает время движения под водой из-за опасности перегрева двигателя.

С точки зрения огневой мощи, системы управления огнем и бронезащиты танк Т-72, по сути, был ухудшенной версией 64-ки. Конструкторы создали Т-72 как изначально дешевый мобилизационный танк, который, скорее являлся развитием Т-62 и «Объекта 167», чем серии Т-64. Все новинки в области систем управления огнем и комбинированной защиты первым делом реализовывались на Т-64 и на Т-80, который был унифицирован Т-64 по комплексу вооружения и управления огнем. Т-72 имел единственное преимущество – низкую цену, обусловленную, прежде всего его массовостью.

Боевое применение

Впервые Т-72 применили при боевых действиях в 1982 году, в Ливане, долине Бекаа. Российские/сирийские источники утверждают, что израильским танкистам не удалось подбить ни одной такой машины советского производства. В то же время, согласно западным/израильским источникам было уничтожено до 20 T-72 (см.). В то время «Урал» считался лучшим в мире танком, особенно по соотношению цена/функциональность/качество. Последние его модификации могут успешно конкурировать даже с самыми современными M1 Abrams.

  • Иран, Ирак — Ирано-иракская война (1980-1988)
  • Сирия, Ливан — Первая ливано-израильская война (1982)
  • СССР — Афганская война (1979-1989)
  • Армения, Азербайджан — Нагорно-Карабахский конфликт (1991-1994)
  • Россия — Чеченские войны (1994-1996, 1999-2002)
  • Ирак, Кувейт — «Война в заливе» (1990-1991, 2003)
  • Война в Югославии (1992-1994)
  • Конфликт в Косово (1999-2004)

  • Источник:ВОЕННЫЙ ПОРТАЛ.

Категория: Танк и его характеристика | Добавил: voskepar (27.12.2010)
Просмотров: 8175 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024