Для командиров подразделений был создан командирский бронетранспортёр БТР-60ПБК на базе БТР-60ПБ. Эта машина, сохранив башню и штатное вооружение, была дополнительно оснащена мощной радиостанцией, дополнительными антеннами и генератором. Она была принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 5.05.1975 г. С принятием на вооружение унифицированной башенной пулемётной установки БПУ-1 в 1976 г. ему была присвоена марка БТР-60ПВК.
На базе БТР-60ПБ создавались и многочисленные типы машин специального назначения, которые, как правило, не имели башен и штатного вооружения. Так для обеспечения управления войсками на базе БТР-60БП выпускалось несколько типов машин управления и связи:
БТР-60ПУ – машина управления звена «батальон-полк» на базе БТР-60П или ПА, в состав её стандартного оснащения входили радиостанции Р-130, Р-107, Р-123 и радиоприемник Р-311. Машина имела две штыревые, выдвижную телескопическую антенны и поручневую антенну, огибавшую левый борт машины;
БТР-60ПУ-12 (или 9С482) – подвижный командный пункт управления ПУ-12 был разработан на базе шасси бронетранспортёра БТР-60ПБ и принят на вооружение в 1972 году. Машина предназначалась для обеспечения связи, управления и взаимодействия с различными воинскими частями. ПУ-12 был оборудован унифицированной аппаратурой съёма и передачи данных (автоматизированной системой передачи данных АСПД-12), аппаратурой связи, навигационной аппаратурой, системой противоатомной защиты и автономным агрегатом электропитания. В основном режиме ПУ-12 работает следующим образом – он связан кабелем с радарами Р-12, Р-15 или Р-40 для получения первичных данных непосредственно от радара (могут получаться данные и от радара Р-19, но это делается через информационную сеть, так как Р-19 также имеет систему передачи данных АСПД-12). Затем эти данные передаются на другие машины ПУ-12, которые в свою очередь пересылают назад данные со своих собственных радаров. Данные, получаемые от других ПУ-12, именуются вторичными данными. Весь объём этой информации затем используется командирами подразделений для анализа ситуации в контролируемом районе (обычно в радиусе 100 км, однако может использоваться и 50-километровый режим) и определения конкретных целей для подчинённых им войск. Система АСПД-12 также отображает информацию относительно боевой готовности частей и имеющихся боеприпасов.
Имеющиеся на ПУ-12 радиостанции используются для следующих целей: Р-407 – для приёма и передачи кодированных вторичных данных от других ПУ-12 и АСПД-12; Р-111 – для связи с командными постами более высокого уровня; Р-123 – для передачи устных приказов подчинённым войскам; Р-123 – для поддержки информационной сети; Р-123 – для связи и управления подразделениями собственной охраны (на дивизионном уровне).
Из другого оборудования представляет интерес КП-4 – навигационная система (размещена перед сиденьем командира), которая используется, для вычисления точных координат машины, в том числе и в движении, а также для вычерчивания маршрута движения на карте (масштаб карты может быть: 1:50000, 1:100000 или 1:200000). Гироскоп 1Г13М (помещённый позади места водителя) используется, для постоянного определения направления движения передачи данных на КП-4.
Дополнительные системы и оборудование: оборудование для защиты от ОМП с фильтровентиляционной установкой; рентгенометр ДП-3Б; набор для дезактивации ДК-4; дополнительный электрогенератор Г-290 с приводом от правого двигателя; дополнительный электрогенератор АБ-1-П/30-1 с автономным приводом.
Аккумуляторные батареи машины также могут служить источником электроэнергии, как на ходу, так и на стоянке в течение 3-4 часов, но только при частично работающем оборудовании (передача ведется только одной радиостанцией, при выключенном навигационном оборудовании).
Машина может работать при температурах от -40 до +50˚С и относительной влажности 96%. Дальность радиосвязи: Р-407 – до 15 км, Р-123 – до 15-20 км, P-111 – до 25-30 км.
Ошибка вычисления координат машины навигационной системой – 1%. Максимальная ошибка определения координат цели после часа работы – 5 градусов по направлению, 3 км по дистанции. Время, необходимое для подготовки машины к работе (с полной установкой 16-метровой антенной мачты), – до 3 минут. Готовность навигационной системы – через 15 минут после включения. Оборудование питается от однопроводной электросети напряжением 27 В, максимальная потребляемая мощность – до 2,5 кВт. Боевая масса ПУ-12 на шасси БТР-60ПБ около 10300 кг.
Кроме того, на вооружении состояли: мобильные радиостанции различной мощности и назначения БТР-60 Р-137Б, БТР-60 Р-140БМ, БТР-60 Р-145 «Чайка» (2 УКВ-радиостанции Р-111, УКВ-радиостанция Р-123, КВ-радиостанция Р-130, соответствующее антенное и коммутирующее оборудование. Экипаж – 4 человека. Машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений), БТР-60 Р-145БМ, БТР-60 Р-156, БТР-60 Р-975, БТР-60 Р-975М1; полевые телефонные станции БТР-60П-238БТ, БТР-60П-239БТ, БТР-60П-240БТ, БТР-60П-241БТ; машина – укладчик полевого телефонного кабеля БТР-60ЛБГС; зарядная станция БТР-60 3-351БР и другие.
В 1970-х годах в артиллерийские подразделения стала поступать машина командира батареи 1В18 «Клён-1», разработанная на базе БТР-60ПБ. Она предназначалась для управления огнём полевой артиллерии и оснащалась специальным оборудованием, часть которого размещалась в поворотной башне, лишённой вооружения. На машине было сохранено четыре амбразуры для ведения огня из личного оружия экипажа, в качестве вооружения имелся пулемёт ПКМ с боекомплектом 600 патронов. 1В18 оснащался аппаратурой топопривязки 1T121-1, артиллерийской буссолью ПАБ-2А, артиллерийским квантовым дальномером ДАК-1, ночным наблюдательным прибором ННП-21, прибором управления огнем ПУО-9М, визирами ДВ и ВОП и другими. Время, необходимое для обеспечения готовности к открытию огня батареи с марша, составляло 10 мин. Экипаж – 5 человек. Позже на её базе был создан модернизированный вариант машины управления – 1B18-1.
Для командира артиллерийского дивизиона, также на базе БТР-60ПБ, была разработана машина управления 1В19 «Клён-2», поступившая на вооружение в середине 1970-х годов. По устройству она аналогична 1В18, но отличается от неё устанавливаемой аппаратурой. На её базе был создан модернизированный вариант машины управления – 1В19-1.
На базе БТР-60 выпускались также различные варианты машин управления действиями авиации (например, БТР-60ВВС). Подвижный командный пункт на базе БТР-60ПБ оснащался башней ТКБ-0149, в которой устанавливались пулемёт ПКТ и приборы наблюдения.
Машина технической помощи МТП-2 была создана на базе шасси бронетранспортера БТР-60П и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 25.07.1975. Серийный выпуск машин начался в 1976 г. Машина являлась подвижным средством технического обеспечения мотострелкового батальона. Она предназначалась для эвакуации, устранения неисправностей и проведения трудоёмких работ по техническому обслуживанию БТР-40, БТР-152, БТР-60ПА. БТР-60ПБ, БРДМ и БРДМ-2. МТП-2 отличалась от базовой машины установкой кран-стрелы, газосварочного оборудования и наличием комплекта съёмников, приспособлений и инструмента. Машина имела систему коллективной защиты.