Вторник, 26.11.2024, 00:47

 
   

Главная |Каталог статей |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
БМП и БТР [10]
ПУБЛИКАЦИИ И СТАТЬИ [8]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Статистика
Форма входа
Главная » Статьи » БМП » ПУБЛИКАЦИИ И СТАТЬИ

Бронетранспортёр БТР-60П
Первая промышленная партия была выпушена на ГАЗе в 1960 году. БТР-60П серийно производился с 1960 по 1963 год. Бронетранспортёр БТР-60П выполнен по компоновочной схеме с задним расположением силовой установки. В передней части корпуса находилось отделение управления, а всю среднюю часть занимало десантное отделение. Силовой отсек был отделён от обитаемого отсека герметичной перегородкой.

Открытый сверху несущий корпус бронетранспортёра был сварен из листов катаной броневой стали, которые располагались со значительными углами наклона к вертикали. Из-за жёстких ограничений по массе броневой защиты, обусловленных стремлением обеспечить достаточную плавучесть бронетранспортёра, толщина броневых листов составляла 6-10 мм. Такая броня защищала от обычных пуль ручного стрелкового оружия, а так же осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

В отделении управления, расположенном в носовой части корпуса, находились органы управления, контрольно-измерительные приборы, приборы наблюдения, радиостанция, лебёдка. Находящиеся в отделении управления командир (его место находится у правого борта) и механик-водитель размещались на сиденьях, имеющих регулировку наклона спинки и механизм регулировки по высоте на три фиксированных положения. Справа от сиденья водителя расположены рычаги управления раздаточными коробками: включения передних (первого и второго) мостов и включения понижающей передачи (демультипликатора), а так же рычаг управления коробками отбора мощности на водомёт. Слева от водителя, на нише колеса, находятся рукоятка крана управления заслонками водомёта и рукоятка управления крышками люков воздухопритока и воздухоотвода. Слева перед водителем расположен блок шинных кранов системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Рулевое колесо, педали сцеплений, привода тормозной системы и акселератора, рычаги переключения передач и привода стояночной тормозной системы расположены по общепринятой для автомобилей схеме. В лобовом листе перед командиром и водителем имелись смотровые люки. Над ними расположены гнезда для установки смотровых приборов. Для наблюдения при закрытых люках на уровне глаз водителя в броневых крышках, а также наклонных листах корпуса слева и справа имеются легкосъёмные стеклоблоки. Машины более позднего выпуска для движения в ночное время были оборудованы приборами ночного видения ТВН-2 для водителя и ТКН-1 для командира, причем последний прибор связан тягой с осветителем ОУ-3. Позже для улучшения обзора командира в дневное время на БТР-60П появился перископический прибор ТПКУ-2Б.

Расположенное в средней части корпуса десантное отделение рассчитано на размещение четырнадцати полностью экипированных пехотинцев (мотострелков – по советской терминологии), большая часть из которых занимает места вдоль бортов, остальные располагаются на сиденьях, установленных в задней части десантного отделения поперёк продольной оси корпуса. Для ведения стрельбы пехотинцы могут пользоваться амбразурами в бортах корпуса (по три с каждого борта).

Стрельбу можно вести также и через борт. Десант (14 человек) и экипаж (два человека) БТР-60П могут обогреваться тёплым воздухом, поступающим из системы охлаждения двигателя. Для защиты от атмосферных осадков открытое сверху десантное отделение бронетранспортёра БТР-60П закрывается брезентовым тентом. Посадка и спешивание десанта осуществляются через борт и бортовые люки-дверцы (по два с каждого борта). При этом пехотинцы вынуждены находиться без какой-либо защиты на высоте полтора-два метра над уровнем земли. В боевой обстановке это с большой вероятностью может привести к неоправданным потерям. Для облегчения посадки десантников по бортам корпуса между колесами укреплены подножки.

Штатное вооружение бронетранспортёра БТР-60П состоит из 7,62-мм пулемёта СГМБ, установленного на станке, закрепленном на кронштейнах: в походном положении на лобовом листе, в боевом – на бортовых или лобовом листах. Внутри машины были предусмотрены места для укладки автомата АК, гранатомёта РПГ-7, сигнального пистолета, десяти гранат Ф-1. Штатный боекомплект – 1250 патронов к пулемёту. 300 автоматных патронов (не считая боекомплекта десанта), пять выстрелов к гранатомёту, шесть сигнальных патронов. Согласно некоторым источникам имелись варианты бронетранспортёра с усиленным вооружением, когда на лобовом листе устанавливался 12,7-мм пулемёт ДШКМ, а на боковых листах – 7,62-мм пулемёты СГМБ, правда, некоторые утверждают, что такие машины были просто декорацией, которую прогоняли на праздничных парадах, для демонстрации военной мощи Советской Армии.

Силовая установка бронетранспортёра БТР-60П состоит из двух автомобильных нижнеклапанных четырёхтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-40П жидкостного охлаждения мощностью по 90 л.с. каждый (частота вращения – 3600 об/мин, общий рабочий объём – 6960 см3 (3480х2)). Двигатели в сборе со сцеплениями и коробками передач и отбора мощности на водомётный движитель установлены параллельно продольной оси бронетранспортёра и друг другу и жёстко закреплены на общей раме. Вместе с ней они составляют единый агрегат, размещённый в моторно-трансмиссионном отделении. Управление карбюраторами и переключение передач синхронизировано специальными устройствами.

Установка на новом БТР двух двигателей позволяла не только применять уже освоенные промышленностью и войсками моторы (обеспечивая при этом высокую суммарную мощность), но и теоретически повышала живучесть машины, которая даже с одним работающим мотором могла продолжать движение. При низких температурах двигатель, запущенный первым, помогал запуститься второму двигателю, что улучшало боеготовность БТР. Достаточный запас мощности (18 л.с./т) позволял бронетранспортёру развивать высокую – до 80 км/час, скорость по шоссе, а так же уверенно преодолевать затяжные подъёмы, форсировать песчаные, грязевые, заснеженные участки.

Трансмиссия бронетранспортёра состоит из двух комплектов агрегатов, каждый из которых представляет собой трансмиссию двухосной колёсной машины со всеми ведущими колёсами. Один из двигателей работает на первый и третий ведущие мосты, другой – на второй и четвёртый. Передние пары колёс могут отключаться. Все механизмы трансмиссии бронетранспортёра, за исключением колёсных редукторов и карданных передач к ним, размещаются внутри водонепроницаемого корпуса, что позволило выполнить днище бронетранспортёра по всей длине гладким. В раздаточных коробках предусмотрены механизмы выключения привода передних мостов. Поэтому при движении по хорошим дорогам крутящий момент от каждого двигателя подводится только к колёсам одного ведущего моста.

Применение двух автомобильных карбюраторных двигателей и описанной выше схемы трансмиссии позволило использовать для бронетранспортёра лёгкие и малогабаритные механизмы автомобилей массового выпуска – сцепления, коробки передач, карданные передачи и т.д. Благодаря такому решению было обеспечено снижение стоимости бронетранспортёра, что представлялось весьма важным с учётом потребностей Советской Армии во многих тысячах таких машин. При этом пришлось мириться с повышенной пожароопасностью двигателей, работающих на бензине.

Принятая на БТР-60П схема трансмиссии обеспечивала повышение его живучести в бою: с одним работающим двигателем бронетранспортёр имел возможность двигаться со скоростью до 60 км/ч (по шоссе). Четыре ступени в коробке передач, две в раздаточной коробке, а так же гибкая характеристика нижнеклапанного двигателя обеспечивали машине широкий диапазон скоростей движения. Более того, бронетранспортёр мог продолжать движение, потеряв два любых колеса. На бронетранспортёре была использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах с телескопическими гидроамортизаторами. На колёсах установлены односкатные шины большого диаметра (13.00х18’’), давление в которых поддерживается централизованной системой регулирования давления с двумя двухцилиндровыми компрессорами. Давление воздуха в шинах могло регулироваться от 2,5 (нормальное) до 0,5 кгс/см2. В результате общая площадь отпечатка шины увеличивалась с 580 до 1300 см2, то есть в 2,2 раза. Таким образом, удельное давление шин на грунт могло быть уменьшено с 2,16 до 0,96 кгс/см2, т.е. приближено к удельному давлению на грунт, создаваемому танками. Кроме того, благодаря системе подкачки бронетранспортёр мог продолжать движение с повреждёнными шинами (если компрессор был в состоянии компенсировать утечку воздуха). Две передние пары колёс являлись управляемыми. Благодаря этому довольно длинный и широкий бронетранспортёр получил возможность разворачиваться с радиусом всего 12 метров. Для поворота машины, весящей около 10 тонн и вдобавок оснащённой широкопрофильными шинами, необходимо большое усилие на руле. Поэтому для облегчения работы механика-водителя был установлен гидроусилитель рулевого привода.

При движении по шоссе бронетранспортёр развивает максимальную скорость 80 км/ч. Проходимость его на пересечённой местности соответствует проходимости гусеничной машины. Он способен преодолевать следующие препятствия: подъем до 30°, вертикальную стенку высотой до 0,6 м, ров шириной 2 м. Водные преграды бронетранспортёр форсирует вплавь со скоростью 10 км/ч.

Компоновочная схема обеспечивала необходимый постоянный дифферент машины на корму для улучшения ее водоходных качеств. Для движения по воде используется водомётный движитель реактивного типа. За четырёхлопастным рабочим колесом (левого вращения) водомётного движителя устанавливались два небольших по площади водяных руля, привод которых был сблокирован с рулевым приводом управляемых колес машины. Поэтому при движении по воде изменение направления движения машины и удержание её на заданном курсе обеспечивалось одновременным поворотом управляемых колёс машины и водяных рулей водомёта, что гарантировало при максимальных углах поворота колёс и рулей минимальный радиус циркуляции в пределах 8-10 м в стороны от направления движения.

Одновременный поворот управляемых колёс и водяных рулей при воздействии на рулевое колесо машины упрощал управление её при движении по воде, за исключением выхода на берег на реках с сильным течением. В этих случаях более предпочтительным было бы раздельное управление поворотом колёс и водяных рулей.

Выходное окно водомёта для обеспечения движения машины на плаву задним ходом перекрывается двухстворчатой броневой заслонкой с гидроприводом. В этом случае вода из водовода движителя направляется в бортовые каналы заднего хода и выбрасывается в направлении носовой части машины вдоль её боргов. Входной участок водовода, вваренный в днище корпуса, экранируется защитной решёткой и соединяется с литым корпусом водовода через фланцево-болтовое соединение. В нижней части входного участка водовода выполнен ввод концевой трубы эжекционной системы удаления воды из корпуса и вводы для подсоединения водяных теплообменников системы охлаждения и смазки двигателей. К фланцу дейдвудной трубы водовода крепится редуктор водомёта, в котором суммируется мощность двух двигателей машины. При максимальной частоте вращения рабочего колеса водомёта в 800 об/мин подача водомёта составляет 1,78 м3/с и обеспечивает тягу на швартовах 9,8-9,9 кН. На глубине спокойной воды более 5 м максимальная скорость движения передним ходом составляет 9-10 км/ч, задним ходом – 3,5-4 км/ч. Машина может при выходе из строя водомётного движителя передвигаться по воде за счет вращения всех колес со скоростью не более 4 км/ч.

Для предотвращения заливания носовой части бронетранспортёра на плаву (особенно при волне) он был оснащен волноотражателем. Волноотражательный щиток во время движения по суше находится в опущенном положении и прижимается резиновыми упорами к нижнему переднему листу корпуса. На плаву щиток посредством червячного механизма поднимается в верхнее положение перед носом машины. В состав оборудования бронетранспортера БТР-60П входят радиостанция Р-113, приборы ночного видения, однобарабанная лебёдка и складной буксирный прибор. Отбор мощности на лебёдку, установленную в передней части корпуса, осуществляется от правой раздаточной коробки. Лебедка с тяговым усилием 4500 кг и длиной троса 50 м предназначена для самовытаскивания и вытаскивания однотипных машин при застреваниях.

Укладка ЗИП снаружи бронетранспортёра была размещена следующим образом. На правом борту (от носа к корме): сапёрная лопата, лом, пусковая рукоятка. На левом: буксирный трос, багор, двуручная пила. На крыше у кормы размещался блок лебёдки.


БТР-60ПБ
БТР-60П
Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 9,9
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 14
История
Год(ы) производства 1960—1987
Год(ы) эксплуатации с 1960
Количество выпущенных, шт по разным данным, от 10 000 до 25 000

Размеры
Длина корпуса, мм 7560
Ширина корпуса, мм 2830
Высота, мм 2235
База, мм 4400
Колея, мм 2380
Клиренс, мм 475
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 9
Лоб корпуса (середина), мм/град. 7
Лоб корпуса (низ), мм/град. 9
Борт корпуса (верх), мм/град. 7
Борт корпуса (низ), мм/град. 7
Корма корпуса (верх), мм/град. 5
Корма корпуса (низ), мм/град. 7
Днище, мм 5
Крыша корпуса, мм открытая
Вооружение
Пулемёт(ы) 1 × 7,62-мм СГМБ
Боекомплект пулемёта(ов) 1250
Подвижность
Тип двигателя спаренные рядные
6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
Модель двигателя ГАЗ-40П
Мощность двигателя, л.с. 2 × 90
Удельная мощность,л.с/т 18,2
Колёсная формула 8×8
Тип подвески индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Скорость по шоссе, км/ч 80
Скорость по пересеченной местности, км/ч 10 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,5
Ширина преодолеваемого рва, м 2,0
Преодолеваемый брод, м плавает

Категория: ПУБЛИКАЦИИ И СТАТЬИ | Добавил: ANA (03.11.2010)
Просмотров: 1311 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024