Суббота, 20.04.2024, 11:05

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2010 » Июнь » 16 » “Зейтунское евангелие, как и армянский народ, обрекли на долгие скитания”
12:17
“Зейтунское евангелие, как и армянский народ, обрекли на долгие скитания”
Прозвучавшая на прошлой неделе новость о том, что Армянская Церковь выступила с иском против лос-анджелесского Музея Гетти, требуя вернуть семь страниц армянской библии от 1256 года, привлекла внимание мировых СМИ. Иск, инициированный Западной епархией Армянской Церкви (Киликийский католикосат) и адвокатом Вардкесом Егияном, на самом деле интригующий. Обозреватель одной из армяноамериканских газет подсчитал, что только в поисковой системе Google более 100 тысяч ссылок по этой теме. "Армянская Церковь против музея Гетти” — заголовки публикаций и репортажей Los Angeles Times, Associated Press, ABCnews, ArtsJournal...
Что касается содержания самого иска, который будет рассматривать Верховный суд Калифорнии, то в нем на 11 страницах подробно излагается судьба манускрипта и выдвигается версия, что семь страниц его, проиллюстрированных известным миниатюристом Торосом Рослином, были украдены в период геноцида армян, "предположительно между 1915 и 1923 гг., а всплыли они в 2007-м”.
В документе подчеркивается, что Киликийский католикосат до июня 2007 года не ведал о том, что недостающая часть евангелия находится в музее Гетти. Именно адвокат Вардкес Егиян случайно обнаружил их и сообщил церковникам о находке. После чего епархия обратилась к администрации музея с просьбой вернуть реликвию, однако получила отказ.
В преамбуле иска отмечается также, что во время приобретения бесценных страниц ответчик (администрация музея Гетти) должен был знать, что рукописи эти краденые и принадлежат Армянской Церкви. Не без помощи общины церковники выяснили, что страницы Зейтунского евангелия находились в частной коллекции проживающей в Уотертауне семьи (имя владельца не называется). Примечательно, что в 1994 году рукопись экспонировалась в библиотеке Моргана на выставке "Сокровища небес”. После чего, предполагает истец, она и была приобретена музеем Гетти.
Что касается более отдаленной истории, то о ней авторы иска говорят не менее детально. Процитируем: "Во время Первой мировой войны 1,5 миллиона армян были уничтожены турками. Католикосат в Сисе был разрушен и разворован турками. А Католикос Саак II последовал за своей паствой... После долгих скитаний по Сирии и Ливану он в 1930 году основал католикосат в Антилиасе. Так началась новая эра в истории Киликийского католикосата... Армяне, рассеянные по всему миру, устремили на Антилиас свои новые надежды и ожидания”.
Такой, прямо скажем, нетипичный иск подготовил адвокат Егиян вместе со своими помощниками. При этом, как сказал в интервью Associated Press один из членов команды истца, профессор права Майкл Бейзилер, армянская сторона надеется, что страницы будут возвращены Церкви в ходе переговоров, а не в итоге судебной тяжбы. "Мы утверждаем, что эти 7 страниц украдены и они никогда не будут "легализованы”, — заявил он.
Вернемся, однако, к тексту искового заявления, точнее — к той его части, где говорится о скитаниях евангелия.
В критический период 1915 года манускрипт был передан на хранение семье Суренянов, которую не депортировали сразу из Зейтуна "из-за ее хороших связей с турками”. 25 марта 1916 года Суренянов все же "выслали”. Они, прихватив с собой заветную рукопись, обосновались на какое-то время в Мараше. При этом глава семьи Асатур-ага говорил о магической силе Священной книги, "хранившей их в эти тяжелые дни”. Суреняны ни за что бы не согласились расстаться с реликвией, однако они не смогли отказать близкому другу семьи, доктору Тер-Казаряну, попросившему одолжить ему книгу на несколько дней. И случилось так, что в те же дни Суренянов вновь депортировали. Библия осталась у доктора, а сам он присоединился к французской армии и вскоре был далеко от родного дома. Сестры Тер-Казаряна, опасаясь за судьбу евангелия (влиять на собственную судьбу они были не в силах), передали заветную книгу на хранение американским миссионерам, дислоцированным в Мараше.
Где находилась книга после войны, доподлинно не известно. В 1928 году некий доктор Лиман отправил земляческому союзу зейтунцев в Алеппо сообщение, что готов передать им манускрипт. Вскоре после этого он и сам посетил Алеппо. На встрече с делегацией армян Лиман признался, что не смог вывезти евангелие из Турции. При этом сказал, что если они направят в Мараш своего человека, он передаст ему рукопись. В противном случае Лиман намеревался поручить ее хранение американской организации "Библейский дом”. Впрочем, доктор не был против и передачи евангелия Армянскому патриархату в Стамбуле. Именно это и попросили его сделать — Зейтунское евангелие оказалось в Константинопольской патриархии, но уже в усеченном виде, без тех самых 7 страниц. (Ныне оно хранится в Матенадаране.)
В иске, конечно, нет и предположения о том, кто мог вырвать, выкрасть ценные страницы. Но в нем отчетливо звучит требование о возвращении реликвии Армянской Церкви, армянскому народу. "Музей Гетти обязан взять на себя нравственные, финансовые и правовые обязательства и вернуть манускрипт их законному владельцу — Киликийскому католикосату...” 
                                           "Новое время"

 

.
Просмотров: 569 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024