Понедельник, 17.06.2019, 01:41

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Апрель » 14 » Тезисы лжи
11:42
Тезисы лжи

04_06_11_08

В фальсификации истории, как своей, так и армянской, азербайджанскими учеными и прочими провокаторами от науки наблюдается интересная деталь. А именно: берется тот или иной историчекий факт и трактуется, причем безоосновательно, а потому и глубоко безнравственно по отношению к самой науке, в угоду проводимой «верхами» политике. То, что трактуемый факт и взращенная на нем «концепция» не имеют ничего общего с научной истиной, и то, что заказная фальсификация исторических событий противоречат элементарной логике и здравому смыслу, мало волнует азербайджанское, с позволенья сказать, научное сообщество. Бакинских фальсификаторов не останавливает даже то, что в подлинно научных кругах они могут выглядеть научными «геростратами», или, по крайней мере, оказаться просто в смешном положении. Наказы «сверху», подкрепляемые материальными благами, нивелируют научную совесть и стирают остатки элементарной человеческой порядочности.

Карабахская тематика – одна из любимых тем азербайджанских мастеров фальсификаций. От небезызвестного З.Буниятова до современных его подпевал.

Предлагаем читателям журнала переведенную на русский язык главу из книги доктора исторических наук Гранта Абрамяна «Исторические корни Арцахской проблемы», в которой он затрагивает бесконечно муссируемую в Азербайджане тему так называемой «пришлости» карабахских армян на «древнюю азербайджанскую землю». Голословным, псевдонаучным, а по сути – пропагандистским измышлениям в духе пантюркистских доктрин противопоставляется вполне научная историографическая база.

Гейдар Алтев – вдохновитель информационного джихада

Дело в следующем. Широкомасштабные антиармянские «научные» походы против истории были предприняты во второй половине ХХ века и продолжены в начале ХХI века. Вдохновитель и организатор этих «походов» – бывший первый секретарь ЦК Компартии АзССР, а затем и президент (ныне покойный) Азербайджанской республики Гейдар Алиев. Знамя антиарменизма подхватил его сын и «наследник престола» Ильхам Алиев, который подключил к информационному «джихаду» также и группу нечистоплотных историков, правоведов, политологов и даже журналистов Азербайджана. Все они скопом пытаются «доказать», будто арцахские армяне – «пришлые», впервые появившиеся и обосновавшиеся в Арцахе-Карабахе в конце 20-х годов ХIХ века.

Гейдар Алиев будучи, к несчастью, по образованию историком, сам лично возглавлял и вдохновлял фальсификаторов Азербайджана. Ему не составило труда внушить азербайджанским «буниатовым» то, что составляло принципиальную основу его политического кредо: на затушеванной армянской историографии создать историографию азербайджанскую. Отсюда и тезис: арцахцы – народ «пришлый». Согласно этому тезису, они оказались на территории Азербайджана после русско-турецкой войны 1826-1828 гг., а до того – люди, населявшие Карабах, никогда не были армянами, они – охристианившиеся «агваны».

Дальше – больше. В 1989 году бакинское издательство «ЭЛМ» выпустило книгу директора института истории Азербайджана Играра Хабиб-оглы Алиева «Нагорный Карабах: история, факты, события», которая как бы стала своеобразным ответом на, опубликованную годом раньше работу авторского коллектива АН Арм.ССР «Нагорный Карабах : историческая справка».

Повторяя измышления З.Буниятова, Ф.Мамедовой, К.Алиева, М.Нейматовой, Д. и М. Ахундовых, Д. и Дж. Гулиевых, Т.Кочарлу и других, азербайджанский автор идет еще дальше, попирая все нравственные нормы. Ставя под сомнение высказывания не только армянских, но и греко-римских, арабских, персидских, латинских авторов древности, он пытается доказать недоказуемое: что агванские племена занимали не только левобережье р.Куры, но и правобережье. При этом он безответственно заявляет, что «Армения не является родиной армянского этноса». Что же касается Арцаха, то исторические источники, якобы, «определенным образом (?!- Г.А.) свидетельствуют об агванском происхождении карабахских племен». И хотя никаких ссылок на какой-либо достоверный источник автор не приводит, тем не менее, продолжает настаивать, что армяне, проживающие в Арцахе – «в прошлом обармяненные агваны, следовательно, ни о какой принадлежности территории на правом берегу Куры армянам речи быть не может». По Играру Алиеву вплоть до ХVIII века все в Карабахе было неармянским – даже Гандзасарский монастырь, даже сам католикос Есаи Гасан-Джалалян. А то, что у этих неармян язык был армянский, так это ничего не значит, ведь «язык их общения мог быть армянским».

Своебразное мышление азербайджанского историка распространяется и на последующий период истории. Он доводит до нашего ума, что с присоединением в начале ХIХ века Восточной Армении к России, армяне «в большом количестве» были переселены из Персии, основная масса которых «обосновалась в Арцахе». Из чего Играр Алиев и объявляет: «армяне Арцаха – пришлые, а азербайджанцы проявили к ним заботу и выделили им территорию». Заметим, к слову, что в то время ни Азербайджана, ни самих азербайджанцев в качестве этноса не было и в помине, но историческая безграмотность в купе с его политической безнравственностью позволяют так называемому ученому утверждать, что «территория, куда входит в настоящее время НКАО, до ХIХ века, да и никогда (sic!), не была местом массового обитания армянского этноса».

Подобная политическая безнравственность окрыляет будущего «общенационального лидера Азербайджана», который для развития столь «основополагающей» мысли мобилизует на информационный фронт и других исследователей-пропагандистов азербайджанской истории. Задача перед ними ставится уже расширенная: последовательно создавать «научные» труды, доказывающие, что территорией Азербайджана были те земли, на которых в настоящее время располагается Армения. «Мы должны это сделать. Мы должны проложить дорогу будущим поколениям». Это вовсе не художественная цитата для иллюстрации намерений Гейдара Алиева. Это его подлинные слова, отражающие его цель. Ей он будет придерживаться до конца своей жизни.

В марте 2000 года, в своем обращении к азербайджанскому народу он не забудет еще раз напомнить об этой самой цели: «После подписания Гюлистанского и Туркменчайского договоров между Россией и Персией, началось массовое заселение исконно азербайджанской территории армянами. В это время на юге Кавказа проводилась политика по созданию армянской государственности. Одновременно осуществлялось выселение азербайджанцев со своих исконных земель».

Достойный сын отца-пантюркиста

Ну как тут не воскликнуть: «Ай, машалла, Гейдар!» Вот уж поистине общенациональный лидер – раздает несуществующим азербайджанцам несуществующие земли. В назидание «будущим потомкам».

Впрочем, не будущий, а самый что ни на есть настоящий потомок – наследный принц Ильхам Алиев вполне в духе отца стал продолжателем его помыслов. И даже превзошел его. Понятно ведь в чем – в деле искажения истории Арцаха и Армении в целом. И опять же – не в узком кругу псевдоученых, а перед широкими массами управляемой им страны. Вот, к примеру. 13 сентября 2004 года, выступая в г.Барда на открытии новой общеобразовательной школы, он сказал: «Нагорный Карабах и прилегающие к нему территории издревле являются азербайджанской землей. Как вам известно, в начале 19 века армяне пришли на эту землю как гости. Однако потом вследствие их экспансионистской политики, которая нашла поддержку со стороны советского руководства того времени, эти земли были насильственно переданы в армянское подчинение». После чего, как и следовало ожидать, прозвучал воинственный призыв: «Наша земля должна быть освобождена, должна быть восстановлена целостность азербайджанской территории». Буквально через несколько дней, во время встречи со студентами Колумбийского университета США, он еще раз повторит: «Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, исторической территорией Азербайджана. Армяне поселились здесь после 1828 года…».

Еще через год, 14 декабря 2005 года, в своей речи на собрании, посвященном 60-летию Национальной Академии наук республики, он скажет: «В Азербайджане ни для кого не секрет, что армяне в составляющий неотъемлемую часть Азербайджана Нагорный Карабах пришли как гости… Я не раз принципиально подчеркивал этот факт. И это еще раз доказывает, что армяне всегда говорили неправду, утверждая, будто Нагорный Карабах в прошлом принадлежал им. Я хочу отметить, что в мире это мало кому известно… Эту правду мы должны донести до мировой общественности. Мы должны писать книги и переводить их на разные языки».

Нет смысла и дальше цитировать господина Алиева, который каждый год повторяет одну и ту же заезженную песенку об армянах как «гостях». Равно как и его неизменные воинственные кличи об «освобождении исторической территории Азербайджана». Они понятны, как понятен он сам – достойный сын своего отца-пантюркиста. Но уж коль скоро Алиев-младший собирается издавать ( а вообще-то уже издает) книги о «правде» Арцаха, то прямой смысл и нам подключиться к этой его затее хотя бы в виде отдельной статьи.

Переселение армян в Персию

Итак, мы утверждаем, что Арцах-Карабах никогда не был в составе Азербайджана. Почему? Да очень просто. Достаточно взглянуть на карты хотя бы средних веков, не говоря уже о древнем периоде, то с легкостью можно обнаружить, что с административной точки зрения нынешняя территория Азербайджана (заметим: территория, а не государственное образование под названием Азербайджан) входила в состав Персии задолго до Гюлистанского договора 1813 года.

О том, как возник нынешний Азербайджан, когда он возник и почему – мы останавливаться здесь и сейчас не будем. Не та тема. Нас в данном случае интересует та правда, которая связана с последней иммиграцией армян в конце 1820 года, и которая имеет непосредственное касательство к Арцаху.

Известно, что на протяжении тысячелетий армянский народ не раз подвергался тирании и насильственной депортации со стороны иноземцев. Имели место подобные ужасные события и в средние века. В исторических документах события эти зафиксированы в виде летописи, «которая повествует об изгнании армян с родной земли, положении Армянской апостольской церкви, зверствах Шах-Аббаса и набегах кичливых турок на Армению».

Когда в 1586 г. на персидский трон взошел Шах-Аббас – сын шаха Худабанда, огромное число армян, недовольных османским правлением и тем тяжелым положением, в котором они оказались, были вынуждены мигрировать в Персию. С разных концов Закавказья, как свидетельствует Лео, «со всех деревень и провинций люди, оставляя места своего обитания, переселялись в столицу Персии, Исфагань». Лео также сообщает, что «из Карабаха и провинции Гохтан… несколько армянских деревень полностью мигрировали в Исфагань». Армянская эмиграция достигла еще более высокой степени , когда Шах-Аббас в 1604 г, будучи слишком слабым, чтобы оказать должное сопротивление османской армии, решил просто переселить к себе всех армян Араратской долины. Тем самым решил двоякую задачу. Ведь ясно, что, если армяне Джуги «нужны были, чтобы торговать, то крестьяне Араратской долины – чтобы обрабатывать землю». Так и опустели Апаран, Лори, Ширак, Маку, Агбак, Хой, Салмаст, Урмия и другие армянонаселенные места.

Переселение было не только добровольным. Особенно для жителей Джуги. По приказу шаха солдаты выгоняли жителей из домов, жгли их жилища, запасы хлеба, даже траву и солому. Некоторые были вынуждены бежать и прятаться в ущельях и выдолбленных в скалах крепостях. Часто жилища и нажитое богатство армян становились добычей жителей соседних мусульманских сел.

Жестокие картины переселения засвидельствованы опять же историческими документами. Так, одно только появление на людях помощника Шах-Аббаса Гнис Тагмаз-гули бека приводила в ужас население Джуги. Изгнанные из своих домов жители не переставая плакали, взывали к богу. Собравшиеся на берегу Аракса депортированные жители видели, как горела Джуга. При переходе через Аракс многие погибли. Тем не менее, следуя жестокому указу Шах-Аббаса, около 350 000 армян были переселены в Персию и размещены близ столицы Исфагани, в провинции Тавриз, Салмасте и других местах.

Конечно же, депортация из Арцах-Карабаха повлияла на численность населения края, тем не менее, в донесении военных чиновников Российской государственной коллегии от 5 ноября 1724 г. указано, что в то время Арцах насчитывал около 100 тысяч домов (очагов) и мог иметь 40-60 тысячную армию. В 1725 году, согласно сообщению карабахских меликов Екатерине 1, в 6 районах края имелись 30, 40, 50 сел с количеством домов от 50 до 600. Расчеты показывают, что в конце первой четверти ХVIII века в Арцах-Карабахе проживало около 500 000 армян. В дальнейшем, особенно во второй половине того же века, вследствие политики уничтожения армян Карабахского ханства, численность армян края существенно уменьшилась. И если в начале последней четверти ХVIII века в Арцахе оставалось 60 тысяч домов, то в конце века и начале ХIХ века это число уменьшилось до 11 тысяч.

Все эти данные зафиксированы историей, и в Азербайджане очень даже хорошо о них знают, как и знают, что при Ибрагим-хане в Арцахе 60 тысяч домов подчинялись 5-ти известным меликам. Правда, там знают и другое. Чем, видимо, и спекулируют. То есть тем, что в дальнейшем численность арцахских армян периодически уменьшалась. Если до ХIХ века численность армян уменьшилась в 6 раз, то в 1805-1813 годах оставшаяся часть сократилась еще в 3 раза, там оставалось чуть более 3080 домов.

Возвращение домой

Но уже в 1813 году после подписания Гюлистанского договора в Арцах-Карабахе стало увеличиваться число армянский семей, которые возвращались в прежние места проживания. В 1817 году число семей в Арцахе достигло почти 8000, а в 1823 г. – более 18500. При этом в том же году в Арцах-Карабахе 84,6 процента населения составляли армяне (30850), и 14,7 процента – татары (5370). В 1826-1828 гг. во время русско-персидской войны число армянских семей Арцаха опять же сократилось. Многие переехали в Грузию, Россию и другие страны.

Вообще, и после русско-персидской (1826-1828 гг.), и после русско-турецкой (1828-1829 гг.) войн согласно Туркменчайскому (1828 г.) и Адрианопольскому (1829 г.) договорам из Персии и Турции в российскую империю переселилось около 21 тысячи семей – более 120 тысяч жителей. Надо отметить также, что переселение армян шло не самотеком, проводилась широкая подготовительная работа. В 1828 г. только из Персии переехало 8249 семей – 40-42 тысяч человек. Еще во время русско-персидской войны Российское командование получило множество писем-прошений от персидских армян, чьи предки были угнаны туда во время правления шах-Аббаса, другая часть – перебралась туда вынужденно. Писем-прошений от армян стало еще больше, когда русская армия перешла границу и вошла в Персию. Вот как описано это в исторических документах: «Зря персидские правители надеялись, что с умолкнувшими колоколами и сердце перестанет кричать о родине. Как только жители армянского околотка увидели взвившийся русский флаг, услышали предвещающий радость голос русских, мирная процессия с крестами и благочестивыми молитвами двинулась навстречу своим русским братьям. Они плакали и громко кричали: «Да здравствует Николай I! Да здравствует русское войско!» Они встречали их с распростертыми объятиями, со всеми почестями, оказав сердечное гостеприимство русскому войску».

Авторы писем-прошений изъявили большое желание вернуться в Армению и жить под покровительством русского царя. И вот в 1828 году, 10 февраля, в деревне Туркменчай, расположенной по дороге в Тегеран, подписывается русско-персидский договор, где в 15-ой статье говорится, что поданные двух государств могут добровольно переселятся из одной страны в другую. Переселенцы имели право продать свое движимое и недвижимое имущество.

Еще до Туркменчайского договора, когда был поднят вопрос репатриации, генерал Паскевич получил от самодержца Николая I разрешение на ее организацию. В этом деле генералу нужен был преданный делу человек. Паскевич вызвал к себе из Петербурга полковника Газара Лазаряна и разъяснил ему суть дела. Лазаряну активно помогал подполковник Мовсес Еркайнабазук, майоры Иван Меликян, Исаак Гамазян, Давид и Александр Горганян и другие военные и гражданские чины. Газарос Лазарян, гордился тем, что взял на себя ответственность за организацию репатриации и полностью отдался этому делу. По заданию Нерсеса Аштаракеци в Тавриз отправились также один епископ и архимандрит, которым было поручено «с назначенными Паскевичем людьми подготовить репатриацию людей». Как мы отметили, подготовка к репатриации началась до Туркменчайского договора. Туркменчайский договор очень воодушевил Газароса Лазаряна. Вот, как об этом рассказывает современник: «Душа Лазарева была охвачена новой страстью. Он предложил своим соплеменникам беззаботную жизнь под миротворческими знаменами.

9 марта 1828 последние войска русских покинули Тавриз. Аббас Мирза вернулся в свою столицу, которая была возвращена ему по доброй воле победителей. Армяне, которые добрались из ближайших мест до Туркменчая, двинулись в Карабах».

После Туркменчайского договора Паскевич предоставил Газару Лазаряну 25 тысяч рублей в помощь неимущим иммигрантам. Газарос Лазарян с товарищами развернули широкую деятельность. Лазарян лично отправляется в провинции Хой и Саламаст, встречается с армянами, объясняет им важность репатриации. Лео объясняет это так. Россия решила Ереванское и Нахиджеванское ханства присоединить к России и разрушенные, порядком обезлюдевшие территории заселить репатриантами из Персии. В этих двух ханствах, согласно данным Лео, жило 25 тысяч армян и 31 тысяча мусульман. Согласно автору, «уменьшение численности армян, было искусственным, носило насильственный характер, благодаря той политике, которую проводили по отношению к ним персидские наместники в Ереване». Персидские власти обвинили Газароса Лазаряна в том, что он, якобы, насильно заставляет армян иммигрировать. Наследник престола Аббас Мирза в письмах к Лазаряну и русскому главнокомандующему жалуется по этому поводу. Однако «Лазарян с чистой совестью и твердой решимостью по отношению к своим добрым делам заявил персидским и английским чиновникам: «Вот – армяне. Спросите их». Их спросили, и они единогласно ответил: «Уходим добровольно».

Хотя Газарос Лазарян руководствовался требованием Туркменчайского договора – переселять тех, кто оставлял Персию добровольно, тем не менее, для него не имели значения указания персов. Он постоянно торопил армян: «Спешите мои родные, время не ждет. Наши войска сегодня же должны освободить провинции Персии. Тогда перед вами могут возникнуть препятствия, и мы лишимся возможности защищать вас при вашем перемещении. Бросьте все не столь важные дела и примите с благодарностью эти на веки вечные».

Безусловно, для ханско-бекских правителей Персии нелегко было лишиться стольких работников, особенно армянских работников, которые преданно работали и были прекрасными земледельцами и мастеровыми. А Россия пыталась массовой репатриацией разместить армян в Армении и покончить там с разрухой в экономике и духовной жизни края, сделать Восточную Армению очагом средоточия армян.

Царская Россия давно вынашивала план относительно размещения 80 000 человек по всей длине границы. Следовательно, репатриация и размещение репатриированных по всей длине границы диктовалось военно-политическими, колониальными интересами самодержавия. И они требовали быстрого решения. Вот почему, как только был подписан Туркменчайский договор, сразу же начались интенсивные подготовительные работы по организации репатриации. Население из разных провинций Персии двинулось к берегу Аракса, чтобы перейти границу. Только перестали стрелять пушки, когда во второй половине февраля 1828 г. при Эриваньском областном временном правлении был организован Комитет по репатриации. Командующим кавказским корпусом князем Паскевичем 29 февраля был дан особый приказ этому комитету, где подробно были изложены действия Временного правления и действующего при нем Комитета по репатриации. Комитет обязан был учесть род занятий репатриированных и размещать их в соответствующих местах. Полковник Г.Лазарян проводил репатриацию армян согласно требованиям особого приказа генерала Паскевича от 26 февраля 1828 г. Крестьянам обещали землю, и они освобождались на шесть лет от различного рода повинностей. Армянским переселенцам большую помощь оказывал русский писатель, Чрезвычайный и полномочный посол в Персии, близкий друг армянского народа А.С. Грибоедов, который взял на себя организацию по сохранности и продаже имущества, оставленных армянами в Персии.

В самом начале весны 1828 г., более чем 40 000 армян из разных провинций Персии, как было отмечено выше, дошли до берега Аракса. Переход границы проходил организованно, под строгим контролем. 26 мая 1828 г. князь Паскевич сообщил командующему военным гарнизоном Тифлиса, генерал-фельдмаршалу Ивану Ивановичу Дибичу (1785-1837), что согласно данным, полученным от Г. Лазаряна, в Карабах уже переселилось 279 семей, а в Эриваньскую область – 948 семей. Паскевич также сообщил, что Газарос Лазарян сделал все, чтобы удовлетворить все просьбы несчастных армян, которые «изъявили желание вернуться на родину».

Таким образом, согласно архивным и опубликованным материалам, после Туркменчайского договора вернувшееся в Закавказье армянское население обосновалось в Кизляре, Нахиджеване, Грузии, Ереванской области и Карабахе. Наконец осуществилось их давнишняя мечта: жить и созидать на родине.

Вместе с тем, в это же время довольно много семей вернулось и из стран Ближнего Востока, Индии, России и европейских стран. По достоверным данным в 1828-1830 гг. вернулось и поселилось в Армении, Грузии и России около 140 тысяч человек, из них 3500 или около 750 армянских и греческих семей, что составляет 2,8 процента репатриированных, были поселены в Карабахе. По приказу чиновника царского самодержавия генерала Абхазова прибывших в Арцах-Карабах переселенцев поселили в непривычных для персидских армян климатических условиях – разрушенном армянском городе Партав (Барда). Из-за невыносимой духоты, нехватки воды и недоброжелательного отношения со стороны местных властей, 300 семей из 750 прибывших в Карабах оставили его. Остались 450 семей или 2000 человек – 1,6 процента прибывших в Карабах…

После Туркменчайского договора в Карабах прибыли 750 армянских и греческих семей. По требованию князя Абхазова их разместили в древней разрушенной столице Армении, которая, согласно летописи, называлась Барда. Переселенцы вскоре стали болеть какой-то болезнью, от которой умирали мучительной смертью. Врачей к ним не посылали, причину болезней не исследовали. Неизвестный автор отмечает также, что эти поселенцы, согласно сентябрьскому списку 1828 г. Калачевского получили пшеницу и денежное пособие, несмотря на то, что многих из них уже не было в живых.

О репатриированных из Персии и размещенных в Карабахе армянах интересные сведения сообщает также капитан Зубаров в донесении князю Паскевичу от 20 апреля 1830 г. Автор пишет, что возвращение в наш край армян во время войны с Персией – проявление геройства. Армянский народ, можно сказать, «в этом краю самый преданный, самый искренний, и самый скромный». Репатриированные из Персии бросались в глаза примерным трудолюбием, большинство из них были мастеровые. К сожалению, отмечает автор письма, этот «столь нужный народ» в Карабахе уничтожается… местными татарскими беками.

Согласно переписи 1832 – 1833 годов число армян, проживающих в нагорных и предгорных районах Карабаха, составило 28034 чел., мусульман – 24 740 чел. Но тут дело даже не в разнице, тем более, незначительной. А в том, что переселение никоим образом, по причине смертей и вынужденного отъезда переселенцев, не сказалось на численности армянского населения, как титульной нации. Не секрет, что большинство мусульман вели кочевую жизнь: летом в альпийских горах, зимой – в долинах.

В это время весь Карабах подчинялся Гандзасарскому и Татевскому архиепископам. И один только этот факт свидетельствует о том, что муссируемая тема «пришлости» и «азербайджанского гостеприимства» просто-напросто надумана. В известных целях.

"Де факто"


Просмотров: 527 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2019