Армения
в 2003 году стала 145-м членом ВТО (Всемирная торговая организация),
Россия на днях - 156-м. Согласно своим обязательствам перед этой
организацией, с 23 августа с.г. Таможенный союз в целом и Россия в
частности вынуждены изменить ввозные таможенные тарифы примерно на
тысячу товарных позиций из 11 тысяч. Для нас здесь важен факт того, что
фактически России, в отличие от Армении, удалось на 90% сохранить свои
импортные пошлины на прежнем уровне. Но...
Сухая теория против "древа жизни"
Прежде заметим, что, казалось бы, Армении от всех этих
изменений, как говорится, ни жарко ни холодно. У нас с Россией так и так
действует двусторонний режим свободной торговли, предполагающий
преимущественно нулевые ставки таможенных пошлин. Таким образом, Россия
вольна менять в ту или иную стороны пошлины с любыми третьими странами,
но Армении это вроде бы не касается.
- БОЛЕЕ ТОГО, В ПРОШЛОМ ГОДУ БЫЛО ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ
о свободной торговле в рамках СНГ, которое придет на смену двусторонним
договоренностям между членами Содружества, - пояснил корр. "ГА"
начальник отдела по отношениям с ВТО и СНГ Министерства экономики РА
Мгер Цатурян. - Оно скоро вступит в силу. Подобные соглашения между
отдельными странами и группами стран допускаются со стороны ВТО.
Единственное главное требование этой организации в подобных случаях и
вообще - чтобы импортные пошлины во взаимной торговле равнялись нулю
либо стремились к нулю в течение какого-то заранее обговоренного периода
времени.
Таким
образом, снижение импортных пошлин - одно из основных требований ВТО
при вступлении в организацию новых стран. В свое время в Армении, как
сейчас в России, этот вопрос вызвал широкую и болезненную полемику,
прежде всего с точки зрения защиты национального производителя. Тут все
просто: облегчая импорт в страну, имеешь все шансы вывести с
конкурентного поля неокрепших местных производителей, которые в случае с
СНГ, как правило, не имеют ни тех финансовых ресурсов, ни современных
технологий, ни в целом большого рыночного опыта международной торговли,
что накоплен десятилетиями и даже веками иностранными
компаниями-"монстрами".
В частности, Армении при вступлении в ВТО было позволено выставлять
импортные пошлины не выше 15%. На практике же мы и вовсе применяем
упрощенную двухтарифную ставку ввозных пошлин: на одни товары - 10%, на
остальные - 0%. Понятно, что такая система сильно подорвала национальное
производство, опустив ниже уровня рентабельности и обанкротив многие
отечественные производства.
Когда же спрашиваешь у наших чиновников, почему мы так широко
распахнули двери перед импортом, не защищая национальное производство
хотя бы в позволенных ВТО рамках, следует встречный вопрос: а разве
плохо, что у нас низкие ввозные пошлины, ведь в противном случае цены на
импортные товары для конечного потребителя были бы еще выше?
В теории все именно так и выглядит. Легкий доступ на внутренний рынок
зарубежных товаров должен в идеале подстегнуть местных производителей
аналогичных товаров, в результате чего усиливается конкуренция, а выгоду
- прежде всего в виде низкой цены и высокого качества - извлекает
конечный потребитель, то есть мы с вами. Но... "суха теория, мой друг, а
древо жизни пышно зеленеет".
На деле, как уже говорилось, местные компании в большинстве случаев
оказываются в неравных условиях с поднаторевшими в международной
торговле иностранными и тем более транснациональными компаниями и
корпорациями и в итоге вытесняются со своего же рынка. С другой стороны,
это по идее должен компенсировать им облегченный выход на внешние
рынки, чему опять же на практике обычно не суждено сбыться в силу того
же отсутствия опыта, технологий и в конечном счете конкурентоспособной
по цене и качеству продукции. И в этой благородной на словах, но на деле
неравной и несправедливой борьбе может выжить считанное количество
национальных компаний.
Еда против еды
Теперь и России придется пройти теми же кругами ада, хотя,
как отмечалось выше, в ходе многолетних переговоров ей все же удалось, в
отличие от Армении, отстоять 90% прежних импортных пошлин. Однако
Россия, к примеру, уже вынуждена возвратить повышенные в период
глобального кризиса 2008-2009гг. с целью защиты внутреннего рынка
импортные пошлины на исходный уровень. Чему вряд ли обрадуются
российские производители аналогичных товаров.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ В ИНТЕРЕСАХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЧЕТВЕРТИ ТОВАРОВ,
участвующих во внешнеторговом обороте, России удалось значительно
оттянуть время снижения ввозных пошлин. Самый долгий период вступления в
силу оговоренных итоговых ставок - 7 лет - касается легковых
автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов. Понятно, что Россия
настояла на этом, чтобы окончательно не угробить собственное
производство, выторговав для него приличный срок, который может быть
использован для модернизации и в целом повышения его
конкурентоспособности, что само по себе станет сдерживающим фактором
перед лицом внешней экономической экспансии.
Любопытно, что для импорта птичьего мяса пошлины и вовсе будут
снижены только через 8 лет. Невольно при этом вспоминаешь
соответствующую отрасль армянской промышленности, которая в свое время
была оставлена полностью беззащитной, один на один с дешевой импортной
курятиной - в частности, с пресловутыми "ножками Буша", тем самым
приказав ей долго жить. И только сегодня правительство, словно
спохватившись, пытается изменить "баланс сил" на рынке мяса птицы,
предоставляя, в частности, местным частным инвесторам льготы по линии
НДС в деле закладки новых птичников с целью импортозамещения хотя бы
половины ввозимой курятины.
Вообще наибольшие изменения тарифов в России произошли именно для
продуктов питания, что в условиях постепенно разгоняющейся в мировом
масштабе продовольственной инфляции скоро даст о себе знать. Тем более
что снижение импортных пошлин сильнее всего затронет такие товарные
группы, как молоко и молокопродукты, некоторые виды овощей и фруктов,
крепкие напитки, рыба.
Обратите внимание, что речь идет именно о тех товарных группах,
производство которых традиционно сильно в Армении. И нашим
производителям, которые до сих пор имели при экспорте своей продукции в
Россию конкурентное преимущество, используя режим свободной торговли,
теперь придется постараться, чтобы сохранить за собой завоеванные ниши
на огромном российском рынке, поскольку с 23 августа и далее условия
вхождения на российский рынок аналогичной зарубежной продукции будут все
более облегчаться.
Так, ввозная пошлина на молодые сыры с содержанием жира не более 40%
снизится до 15% (но не менее 0,25 евро за кг). В сегменте фруктов
снижается ввозная пошлина на яблоки, из овощей - на помидоры и огурцы.
Например, пошлина на ввоз огурцов уменьшается до 15%, но не менее 0,08
евро за кг - такая ставка будет действовать в течение всего года.
Согласно обязательствам перед ВТО, Россия оставит неизменной
запретительную пошлину на импорт спирта, но снизит пошлину на импорт
большей части крепких напитков в течение 3 лет с 2 евро за литр
продукции до 1,5 евро. Также значительно снизится пошлина на минеральную
воду, пиво, вина, шампанское. Правда, на готовые продукты из рыбы
пошлины уменьшатся лишь в перспективе (за 1-3 года) с 15% до 12,5-12%.
Что же касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины опустятся с
нынешних 10% до 6-8%, а в отдельных случаях - до 3-5%.
Цена против цены
Из других потребительских товаров нас прежде всего
заинтересует постепенное снижение пошлин на большую часть текстильной
продукции, включая одежду, что в свою очередь создаст дополнительные
трудности для пытающейся стать на ноги армянской легкой промышленности.
НАПРИМЕР, С 23 АВГУСТА С.Г. ВВОЗНАЯ ПОШЛИНА НА ПАЛЬТО, ПЛАЩИ, КУРТКИ И АНАЛОГИЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
устанавливается на уровне 10% (но не менее 3 евро за кг вместо прежних 5
евро); на костюмы, в том числе из шерстяной ткани, брюки, платья, -
снова в 10% (но не менее 2,5 евро за кг вместо 4 евро). Ввоз рубашек и
женских блузок будет опять же облагаться пошлиной в 10% (но уже не менее
2 евро за кг вместо прежних 3 евро). Процентная ставка на детскую
одежду также остается на уровне 10%, но планка снижается с 2 евро до 1,5
евро за кг.
К 2014-2015 годам ужесточение конкуренции с зарубежными товарами на
российском рынке грозит и армянской фармацевтической промышленности,
которая, к счастью, к тому времени наверняка перейдет на международные
стандарты GMP. Тогда в России предусматривается снижение пошлин на
фармацевтическую продукцию, а пока (с 23 августа с.г.) произойдет лишь
незначительное снижение пошлин по отдельным позициям.
Скромный экспорт армянских промышленных товаров в Россию, напротив,
особо не пострадает, так как импортные пошлины на них России удалось в
основном сохранить на прежнем уровне. Так, таможенный тариф на ввоз
изделий из черных металлов остается прежним - 5-20% для различной
номенклатуры. Для рынка химической продукции вступление в ВТО в
подавляющем большинстве случаев также не будет иметь значимых
последствий: в целом ставка пошлины снизится с 10% до 5-6,5%. По оценкам
участников рынка, в результате постепенного снижения импортных пошлин
на рынке химической продукции РФ вероятно усиление конкурентной борьбы в
сфере малотоннажных химикатов - в первую очередь с производителями из
Китая.
Как бы то ни было, приходится констатировать тот прискорбный
факт, что Россия защитила 90% ввозных пошлин, но в оставшиеся 10%,
ставки по которым она обязалась снизить, как раз и входят
преимущественно те товары, которые Армения экспортирует в эту страну.
Таким образом, вместе с более комфортным вхождением на российский рынок
аналогичной продукции из дальнего зарубежья возрастает угроза того, что
армянская экспортная продукция в России будет существенно потеснена, а
то и полностью выдавлена с рынка. Nota bene армянским экспортерам.
В России, как и в Армении в свое время, сегодня имеются
значительные настроения, что присоединение к ВТО в течение 3-5 лет
снизит стоимость жизни россиян за счет удешевления как импортных, так и
отечественных товаров. Судя по нашему 10-летнему опыту, вряд ли. А если и
снизит незначительно, то ценой этому будет "массовое захоронение"
национального производства.
Ашот АРАМЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20302/economics/20926/
|