Пятница, 19.04.2024, 04:52

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Март » 5 » Роль геополитического модератора Москве пока плохо удается
01:36
Роль геополитического модератора Москве пока плохо удается
Завтра, 5 марта в Сочи пройдет очередная встреча президентов Азербайджана и Армении. Ильхам Алиев и Серж Саргсян под патронажем главы России Дмитрия Медведева будут обсуждать пути урегулирования карабахского конфликта. Как это было не раз. Еще задолго до этой даты многие эксперты справедливо отмечали, что не ожидают также и от этой встречи особых подвижек. Подобный вывод закономерен, ибо стороны по-прежнему остаются на крайне полярных позициях, и на сегодняшний день нет никаких шансов хоть на йоту сблизить их. Как неоднократно уже отмечалось, именно официальный Баку, в ультимативной форме выдвигающий абсолютно неприемлемые для обеих армянских сторон условия, и является основным виновником нынешней – будем откровенны – тупиковой ситуации в переговорах. Перспектив в процессе карабахского урегулирования, увы, не просматривается.

Но речь сейчас все же не об этом. Вернее, не совсем об этом. Если проследить за динамикой трехсторонних встреч президентов, то легко можно заметить, что они интенсифицировались. Только за прошлый год главы Армении, Азербайджана и России собрались трижды - в июне в Санкт-Петербурге, в октябре в Астрахани и в декабре в Астане в рамках саммита ОБСЕ, и все эти встречи были инициированы Россией. Иными словами, Россия негласно взяла на себя роль главного модератора процесса урегулирования, что отчасти объясняется её многовековым присутствием на Южном Кавказе в качестве региональной державы со своими «местными» интересами. Однако нынешняя встреча глав Армении, Азербайджана и России проходит в несколько иных условиях, обусловленных отчасти глобальными политическими подвижками на севере Африки, что и предопределяет особую роль Москвы как посредника в карабахском урегулировании.
Дело в том, что в последнее время интерес США к региону Южного Кавказа в определенной мере упал. Объясняется это тем, что Белый дом больше сосредоточился на ближневосточном кризисе и ослабил интерес к другим регионам, в том числе и к нашему. Наблюдающийся сейчас в странах Северной Африки парад революций заставил США сконцентрировать свое внимание именно на этой части мира. Понятно, что сама ситуация дает России карты в руки для закрепления своей позиции как основного умиротворителя сторон карабахского конфликта и главного политического игрока в регионе.
Нет сомнения в том, что Россия никак не заинтересована в дестабилизации ситуации на своих южных рубежах, тем более с учетом чрезвычайно сложной обстановки в её северокавказских республиках. К тому же не исключено, что отголоски событий на севере Африки могут дойти и до Южного Кавказа. Причем, в ряду стран региона, прежде всего, упоминается имя Азербайджана как потенциальной жертвы «африканского синдрома».
Сочинская встреча, скорее всего, и призвана не допустить обострения ситуации в регионе, и, прежде всего - вооруженной эскалации конфликта, чем Азербайджан постоянно шантажирует мировое сообщество. Россия, как, впрочем, и другие державы, исходя из своих интересов, не желают дестабилизации ситуации в южно-кавказском регионе. Однако коль скоро Москва взяла на себя миссию главного миротворца, то это предполагает, в том числе, упорство и последовательность, как в реализации своих посреднических инициатив, так и в отстаивании своей посреднической позиции. Ведь что мы видели в прошлом? Возьмем, к примеру, известную Майндорфскую декларацию, подписанную 2 ноября 2008 года в Москве главами Армении, Азербайджана и России, в которой подчеркивалась приверженность сторон исключительному политическому урегулированию конфликта. Однако спустя всего несколько дней президент Азербайджана фактически её дезавуировал, заявив, что никто не может найти в декларации обязательство, запрещающее Азербайджану решить конфликт военным путем. Однако удивительно не это, ибо подобные демарши главы Азербайджана стали уже явлением привычным. Удивительно то, что на такое милитаристское заявление не последовало жесткой реакции ни международного сообщества, ни руководства ОБСЕ, ни самой России как автора «Майндорфа».
Понятно, что при осуществлении своей посреднической миссии страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ в идеале должны соблюдать в отношении сторон карабахского конфликта паритет. Как понятно и то, что Россия сейчас пытается вести сбалансированную, равноудаленную внешнюю политику в отношении Армении и Азербайджана. Да, Россия заинтересована в развитии экономических отношений с Азербайджаном, и, прежде всего, в энергетической сфере, что для нее крайне важно в контексте возможной реализации газового проекта NABUCCO, который больно ударит по ее экономическим интересам и ослабит политическое влияние на Европу. Все это так, однако, еще большую опасность для России представляет потеря Армении как стратегического союзника, а, следовательно, и потеря своего присутствия на Южном Кавказе.
В этом приходится не сомневаться, ибо сегодня в мире в целом, и в южно-кавказском регионе, в частности, складывается новая политико-правовая ситуация. И как бы ни исходила Россия из понимания своих стратегических интересов, выстраивая свою политику паритетности в отношении Армении и Азербайджана, думается, времена, когда ей удавалось маневрировать между Ереваном и Баку, подходят к концу. России все-таки придется определиться со своими приоритетами, что предполагает также жесткость шагов для пресечения неконструктивных и весьма опасных действий Азербайджана.


Леонид Мартиросян "Де Факто"
Просмотров: 596 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024