При изучении вопроса насильственно исламизированных армян и их
поколений, выявляются новые интересные подробности, относящиеся к их
географическому рассеянию. В частности, примечательным и вместе с тем
своеобразным аспектом темы верообращенных армян Турции является вопрос
потомков исламизированных армян, проживающих ныне в Европе. Известно,
что данных и фактов о нынешнем состоянии верообращенного армянства очень
мало, и если в последние годы выявляются некоторые данные об
исламизированных армянах в Турции, то аналогичная информация о Европе
крайне скудна. Лишь недавно некоторые зарубежные и армянские авторы
начали обращаться к этому вопросу и передали некоторые сведения,
преимущественно описательного характера.
Для начала обратимся к вопросу перемещения верообращенных армян в
Европу и констатируем, что в конце 1950-х гг. в Европе и, в частности, в
Германии возникла необходимость в дешевой рабочей силе, и по этой
причине с рядом стран были подписаны договоры о выездных работниках.
Подобный договор между Турцией и Германией был подписан в 1961г., после
чего началась миграция тысяч жителей Турции в Германию, а в дальнейшем
также в другие страны Европы. Именно вследствие этой миграции сегодня в
Европе сформировалась многомиллионная турецкая община. Согласно
некоторым данным, среди мигрантов из Турции были также армяне, в том
числе открытые христиане, мусульмане и криптоармяне. Верообращенные
армяне и их поколения на протяжении нескольких десятилетий мигрировали и
обосновывались в Германии, Бельгии, Голландии, Швеции и Франции, и
сегодня в этих странах есть общины, либо общиноподобные структуры,
состоящие из их потомков.
В новой географической среде среди верообращенных армян и их потомков
начались определенные процессы и явления, связанные с возвращением к
своей истинной идентичности. Самым распространенным и примечательным
явлением, безусловно, является обращение в христианство, и сегодня
исламизированных армян Европы, вернувшихся к своим истокам, довольно
много. Как передают некоторые источники, процесс поиска своих корней
развивался по-разному и продолжается по сей день. В частности, первыми в
христианство обратились криптоармяне, которые использовали для этого
любой благоприятный повод. В одном из последних номеров издающейся раз в
две недели газеты «Йойс» Тамар Гевондян приводит историю, согласно
которой группа переместившихся из Турции в Германию людей, внешне
кажущихся мусульманами, прямо на таможне раскрыла свою идентичность и
представила чиновникам не указанные в паспортах мусульманские имена, а
армянские. Этот примечательный пример показывает скрываемое
десятилетиями желание вернуться к истинной идентичности. Как отмечает
тот же источник, сегодня у этих армян в Германии есть своя община и
церковь.
Различные источники свидетельствуют, что сегодня живущие в Европе и
принявшие христианство армяне в вопросе религии более ревностны. Здесь
есть также психологическая сторона – доказать окружению свою преданность
армянству. У армян, вернувшихся к своей идентичности, заметны также
некоторые психологические и душевные проблемы. Некоторые даже проходили
курсы лечения у врачей-психологов: согласно их диагнозам, в душевном
состоянии верообращенных армян важное, а то и решающее значение имели
травматические воспоминания о Геноциде армян, атмосфера страха и угроз, в
которой они жили десятилетиями, и то, что они постоянно скрывали свою
истинную идентичность.
Сегодня в различных городах Германии есть группы обращенных в
христианство армян, часть которых интегрирована с местными армянами, а
другая, сталкиваясь с отчуждением старой общины, продолжает вести
изолированную жизнь и остается вне общинной жизни.
Проживающий в Германии турецкий писатель Кемаль Ялчын приводит
множество фактов о верообращенных армянах Европы и в своем письме,
отправленном нам, отмечает: «Я знаю в Германии людей, которые уже в зрелом возрасте обращаются в христианство и крестятся».
Предводитель Германской епархии Армянской Апостольской церкви
архиепископ Гарегин Бекчян также обращается к этой проблеме и приводит
некоторые интересные факты.
В немецком городе Висбаден, по словам Амо Москофяна, есть ресторан
под названием «Ани», где собираются армяне. В этом городе живут также
обратившиеся с христианство армяне. Один из них, Нуреддин Гюнден,
переименовавшийся в Симона, утверждает, что происходит из рода
известного фидаи Грайра Джохка.
С интересной статьей об обратившихся в христианство армян Бельгии
выступил Давид Зенян. По его словам, мигрировавшие в основном из Ширнака
и Силопа окурдившиеся курдоязычные армяне сегодня, вернувшись к своей
идентичности, составляют основу местной армянской общины, адептов ААЦ, и
выступают как рьяные христиане. Их дети учат армянский язык, благодаря
чему их родители также начинают владеть родным языком. Один из
основателей и лидеров общины окурдившихся или курдоязычных армян
Брюсселя Месроп Афшар, рассказывая о положении на родине, отмечает: «Страх
и чувство подавленности были нашими постоянными спутниками. Притеснений
было много, но наши родители постоянно напоминали нам, что, несмотря на
потерю языка, мы – армяне». Афшар рассказывает некоторые
подробности о своем образе жизни, из чего становится ясно, что они были
криптоармянами и тайно сохраняли христианские традиции, посредством
священника-ассирийца тайно крестили своих детей, совершали христианские
обряды венчания и похорон. Как и во многих местах, так и в Шрнаке,
криптоармяне имели двойные фамилии – для дома и для окружения. Месроп
Афшар об этом рассказывает: «Среди своих мы были армянами. При
крещении мы давали нашим детям армянские имена – Саркис, Нубар, Давид,
Геворк и Саро, но во внешней среде мы были похожи на остальных жителей
города. У нас были курдские фамилии – Эуз, Ялик, Одемиш, Бирджин».
Нелишне отметить, что серьезную роль в спасении и возвращении этой
группы к своим истокам имел Константинопольский патриарх, светлопамятный
Шнорк Галустян, усилиями которого в середине 1960-х гг. эти осколки
армянства сперва начали переезжать из Шрнака и Силопа в Стамбул, а затем
(в 1980-х) – в Бельгию, Францию, Голландию.
Как было отмечено выше, сегодня группы вновь обратившихся в
христианство армян есть также в Швеции. Один из них, уроженец Аданы
Сулейман Фарук. Раскрыв свою истинную идентичность, он обратился в
христианство и сменил имя, став Айком Арамяном, Он – один из тысяч
ассимилированных армян, живущих, скрываясь под личиной турка или курда.
Еще с детства сомневаясь в своей идентичности, он искал свои корни и в
1983г. в армянской церкви Дамаска принял крещение, а спустя два года (в
1985г.) переехал и обосновался в Швеции. О своей идентичности он
отмечает: «Внутренне я всегда чувствовал, что другой. Я мог остаться курдом, но решил иначе».
Обосновавшись в Стокгольме, Айк Арамян женился на армянке из Диарбекира
и назвал своих детей Масисом и Ани. Дети выучили и владеют армянским
языком. Особенно примечательно, что вернувшийся к своим корням Айк
Арамян стремится укоренить в своих детях и еще ярче сохранять чувство
армянства и с этой целью уже несколько раз привозил их в Армению и
Арцах. «Я упустил столь многое, что хочу, чтобы мои дети выросли,
зная, кто они. Я хочу, чтобы мой сын гордился своим армянским
происхождением», – говорит он.
Сегодня Арамян – один из активных членов шведской армянской общины.
Следует отметить, что часть семьи Айка осталась в Адане, т.е. есть
опасения, что их могут преследовать там, что, однако, не помешало ему
вернуться к своей истинной идентичности. Более того, несколько лет назад
в Швецию переехал также его брат и вновь вернулся к своим корням,
переименовавшись в Арама.
Отметим, что эти проживающие в Европе армяне имеют проблемы в вопросе
раскрытия идентичности, поскольку их родственники продолжают жить в
Турции и могут стать мишенью преследований, поэтому они иногда не
высказываются открыто. Есть семьи, которые, обратившись в христианство,
испытывают определенное беспокойство за оставшихся в Турции
родственников, не так открыто говорят о своей идентичности и даже ведут
двойной образ жизни. Одной из таких является семья Мерджанянов,
переехавшая в Голландию из Диарбекира. Обосновавшись в Амстердаме в
1970-х гг., они обратились в христианство, однако в Диарбекире у них
остались родственники. Турецкий исследователь Уруг Унгор отмечает: «Сегодня,
когда они посещают оставшихся в Диарбекире родственников, во время
полетов из Европы в Турцию можно стать свидетелями перехода из одной
религии в другую. Женщины уже в самолете накрывают головы платком,
вместо армянских используют мусульманские имена и в Диарбекире ведут
себя как мусульмане».
Обобщая, отметим, что изучение темы вернувшихся к своей религии армян
Европы имеет не только научную важность, но и крайне актуальное и
практическое значение. Рубен Мелконян фонд "Нораванк"
|