Израильский русскоязычный портал
сообщил о готовящемся визите 27-31 марта сего года в Азербайджан
делегации израильских журналистов. Программа визита связана с указом
усопшего президента Азербайджана Гейдара Алиева о провозглашении 31
марта «днем геноцида азербайджанцев», и предполагает, как пишет автор
статьи, поездку «тропой кровавой резни». При этом ожидается, что к
поездке присоединятся несколько российских журналистов.
Отмечу,
что визит предполагает поездку в город Куба, где, по мнению автора
izrus.co.il«В 2007-м, при строительстве стадиона, там были обнаружены
массовые захоронения горских евреев, убитых в мае 1918-го». С этой точки
зрения в визите израильских журналистов в Азербайджан не было бы ничего
удивительного, и даже более того, подобная поездка объясняется
действительно благородным стремлением помянуть память сородичей. Однако
так ли это на самом деле? И не становятся ли израильские журналисты
жертвами большой аферы, проводимой Азербайджанской республикой на
государственном уровне? Чтобы
найти ответы на эти вопросы, придется вернуться на четыре года назад, в
весну 2007 года, предварительно упомянув, что накануне этого периода
президент Азербайджана Ильхам Алиев издал целых 4 указа, в которых
требовал от азербайджанских ученых выявить факты геноцида (!!!
– Л.М.-Ш) азербайджанцев. Невозможно не заметить: вначале – в 1998 году
– был опубликован указ «О геноциде азербайджанцев», после чего, спустя 9
лет, появились указы с требованием «выявить факты». И уже 11 апреля
2007 года требование И.Алиева было выполнено: ученые «нашли» в Кубе два
массовых захоронения, в которых, по разным данным, были обнаружены
останки свыше двухсот человек. Не
буду заострять внимание на многочисленных противоречиях, связанных с
этим «открытием», замечу лишь, что «обнаружение» захоронений оказалось
лишь начальным этапом большой и грязной пропагандистской игры. Так, уже
13 апреля 2007 года директор Института археологии и этнографии НАН АР Маиса Рагимова заявила:
«Антропологические исследования подтвердили, что эти люди –
мусульмане». Воздержимся от иронии по поводу революционного метода
определения религиозной принадлежности умерших людей. Поговорим о
другом. Захоронения
в Кубе были «обнаружены» с целью «доказать» геноцид азербайджанцев со
стороны армян. И именно в этом ракурсе эксплуатируются во внутренней
пропаганде Азербайджана. При этом иногда, с целью рассорить армян с
испокон веков живущими в Кубе лезгинами, публикуются отдельные
материалы, утверждающие, что в кубинском захоронении погребены убитые
армянами закавказские турки и лезгины. Однако за пределами республики
азербайджанская пропаганда предпочла говорить о массовом убийстве…
евреев. И даже издаются книги на эту тему. По-видимому, авторы этой
«светлой» идеи, первым из которых был директор азербайджанского
Института по правам человека НАН Азербайджана Ровшан Мустафаев,
посчитали, что массовое убийство закавказских турок менее значимое
преступление, чем массовое убийство евреев. Интересно,
что версия о принадлежности «обнаруженных» останков евреям
возмутиласотрудника НАН Азербайджана, доктора исторических наук Солмаз
Рустамову-Тогиди: «Приведенные нами документы доказывают, что евреи Губы
во время этих событий вовсе не пострадали. Мартовские события являются
нашей трагедией, и использование лжи в освещении их недопустимо». 18 апреля 2007 года в прессе выступил
и президент НАН Азербайджана Махмуд Керимов. Сообщив, что первую
экспертизу останков проведут азербайджанские ученые, он добавил:
«Останки, обнаруженные в Кубе, могут быть результатом, как массового
истребления людей, так и массовой эпидемии». Как
легко догадаться, с тех пор ни М.Керимов, ни С. Рустамова-Тогиди по
данной теме не выступали, а экспертиза проведена не была. Вместо этого
Азербайджан превратил захоронения в Кубе в место паломничества, и водит
туда «туристов», навязывая им картины «зверств армян». Однако по сей
день не определены ни возраст захоронений, ни причина гибели людей, ни,
естественно, национальная принадлежность умерших. Между
тем, существуют исторические факты, которые могут быть приняты в
качестве версии о причине гибели людей в Кубе. 18 декабря 1917 г. между
Россией и Турцией было заключено перемирие, после чего российские войска
были выведены с Кавказского фронта. Одновременно в Турции приступили к
подготовке плана по созданию на Южном Кавказе тюркского государства –
Азербайджана. В апреле 1918 года шестой турецкий армейский корпуса
пересек русско-турецкую границу 1914 года и вошел в Закавказье. Успешное
продвижение турецких войск вдохновило закавказских турок (будущих
«азербайджанцев») на провозглашение 27 мая 1918 года «собственного»
государства, подавляющую часть территории которого они не
контролировали. Достаточно сказать, что добраться до столицы
провозглашенного государства правительству «Азербайджана» удалось лишь в
середине сентября 1918 года. «Добирала» территории для Азербайджана
турецкая армия под командованием генерала Нури. Продвигаясь
с боями в сторону Баку, турецкая армия последовательно заняла Ахсу,
Кюрдамир, Шемаху, Гаджикабул и другие населенные пункты. 3 августа пала
Куба, жители которого, как и другие автохтонные народы региона,
сопротивлялись насильственному вхождению в состав зарождающегося
тюркского государства. Укрепив тылы, войска Нури двинулись на Баку,
который был захвачен 15 сентября 1918 года. Отмечу также, что захват
Баку закончился жесточайшей резней армянского населения города, в
результате которой были зверски убиты свыше 30 тысяч людей. Тем не
менее, массовые захоронения в Кубе, если они действительно были, вполне
вероятно, являются лезгинскими жертвами сопротивления турецкой
экспансии. Тем
не менее, официальная азербайджанская пропаганда утверждает, что
кубинские захоронения являются следствием преступлений Бакинского Совета
народных комиссаров. При этом Баку склоняет лишь имена председателя
Бакинского СНК Степана Шаумяна и командира одного из отрядов – Амазаспа.
Согласно публикуемым в Азербайджане «сведениям», армяне провели
карательные акции в Кубе и Кубинском уезде, и, в качестве подтверждения
этого демонстрируют «найденные» в Кубе захоронения то ли
«антропологических» мусульман, то ли евреев. Между
тем, в Баку старательно умалчивают о наличии серьезного количества
евреев в составе Бакинской Коммуны, ибо один этот факт способен
разрушить миф о массовом убийстве евреев в Кубе отрядом из Баку.
Напомню, что в числе 26 Бакинских комиссаров были евреи: Зевин Яков
Давидович – народный комиссар труда, Басин Меер Велькович -член
Военно-революционного комитета Кавказской армии, Богданов Соломон
Абрамович - член Военно-революционного комитета Кавказской армии,
Коганов Марк Романович - член Военно-революционного комитета Кавказской
армии, Мишне Исай Абрамович – делопроизводитель Военно-революционного
комитета Кавказской армии, Богданов Анатолий Абрамович – служащий
Бакинской Коммуны. Добавлю также, что среди спасшихся народных
комиссаров Бакинской Коммуны был и нарком продовольствия И. Цибульский. Столь
внушительное представительство евреев в Бакинской Коммуне и, что не
менее важно, руководстве Кавказской армии, безусловно, исключает версию о
массовом убийстве евреев отрядом Кавказской армии. Прибавим к
сказанному тот общеизвестный факт, что еврейское население в боевых
действиях на территории будущего Азербайджана участия не принимало, что
исключает «необходимость» их убийства. Важно
отметить еще одно обстоятельство: в отмеченное время в Кубе и уезде не
было сколько-нибудь серьезного количества закавказских турок. Даже
сегодня, после продолжающихся десятилетиями усилий Азербайджана по
переселению туда закавказских турок и вытеснению аборигенов, подавляющее
большинство населения города и района составляют именно лезгины. В
свете сказанного, участие израильских и, возможно, российских
журналистов в трагифарсе, организованном правительством Азербайджана,
представляется, как минимум, непонятным. Как максимум, это – потакание
преступной агрессивно-ксенофобской политике Азербайджане, всеми
имеющимися у него возможностями стремящегося опорочить армянский народ. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН P.S. Информация к размышлению. В
феврале 2007 года в Наримановском районе Баку началось уничтожение
крупнейшего в городе христиано-иудейского кладбища, известного среди
населения как «Монтинское». В сентябре того же года было объявлено о
строительстве дороги по территории кладбища, однако к этому времени
часть кладбища уже была пущена под нож бульдозера, и многие родственники
похороненных на кладбище так и не смогли найти могилы своих родных и
близких. Сегодня Монтинского кладбища уже не существует, а на его месте
построены новые дома.
Восканапат.инфо
|