- Г-н Епископосян, вот уже 10 лет вы являетесь членом международной экспедиции, которая ведет раскопки в Азохской пещере Арцаха. Какой интерес для исследователей представляет эта пещера?
- Это очень богатый природный памятник, который хранит следы человеческой деятельности 300-350-тысячелетней давности. Уникальность этой пещеры состоит в том, что глубина ее археологического слоя составляет порядка 14 м. По этому показателю Азохская пещера входит в число 3 наиболее привлекательных для исследователей пещер Ближнего Востока, Передней Азии и Южного Кавказа. В этом году был увеличен объем проводимых работ. Сейчас раскопки ведутся на всей площади пещеры, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных. Мы уверены, что в этой пещере нас ждет еще много интересных находок. Огромный археологический материал, полученный в Азохской пещере, в значительной степени обработан и опубликован в авторитетных зарубежных научных журналах. А вскоре в очень престижном издательстве выйдет в свет книга, в которой обобщены предварительные данные по результатам раскопок в Азохской пещере.

- Каковы результаты проводимых исследований?
- Как я уже говорил, нижний археологический слой Азохской пещеры – это 300-350 тысяч лет. То есть это период гейдельбергского человека, которого принято считать предком неандертальца. Но это мнение пока не получило генетического подтверждения. Затем идет археологический слой, связанный с неандертальцем, и тут получены очень интересные данные, которые не только дополнили, но и существенно изменили некоторые традиционные представления. Был получен огромный объем информации, касающейся образа жизни неандертальца, его орудий труда и ментальных возможностей, которые оказались значительно выше, чем считалось прежде. Неандерталец не обладал развитой речью, не строил жилищ, а использовал природные убежища, чаще пещеры, но был достаточно сообразителен и изобретателен, имел все необходимые и достаточно сложные орудия труда из камня, успешно охотился и даже прибегал к меновой торговле.

- Но, кажется, неандерталец не был предком современного человека?
- Нет, это другая ветвь. И хотя какое-то время неандерталец и современный человек существовали одновременно, неандерталец не оказал генетического воздействия на homo sapiens-а, а потом исчез, не выжив в конкурентной борьбе.

- Раскопки в Азохской пещере ведутся международной экспедицией. Чем объясняется привлечение иностранных специалистов к этим исследованиям?
- Во первых, это обеспечение высокого профессионального уровня проводимых работ. Раскопки в Азохской пещере начались еще в советские годы, когда Нагорный Карабах считался территорией Азербайджана. Они проводились азербайджанскими археологами, которые использовали совершенно варварские методы, вплоть до взрывных работ, что, несомненно, нанесло огромный вред этому уникальному памятнику, представляющему мировую ценность. Разумеется, если бы сегодня исследования в Азохской пещере осуществлялись только силами армянских ученых, мы бы проводили эти работы цивилизованно, но участие ведущих зарубежных специалистов, которые привозят с собой современную аппаратуру, обеспечивает применение самых передовых методов археологических исследований. Часть аналитической работы с артефактами проводится в тех зарубежных научных центрах, где работают эти специалисты, и за счет этих научных учреждений.

В Азохской экспедиции участвуют очень авторитетные ученые, которые по нескольку месяцев в году ведут раскопки в разных странах мира начиная с Дальнего Востока, например, Китая и кончая Центральной Америкой. В составе нашей экспедиции археологи из Испании и Англии, а также геологи из Ирландии, которые занимаются оценкой пород и вопросами образования пещеры. Как уже было сказано, полученные данные по всем направлениям проводимых исследований публикуются в самых авторитетных научных журналах. Но есть и другие причины привлечения в экспедицию зарубежных ученых. НКР пока еще непризнанное государство, и опубликованные результаты исследований могли бы вызвать подозрения в необъективности. Участие зарубежных специалистов, причем самого высокого уровня, обеспечивает полное доверие к полученным результатам. И еще один важный момент. Работа международной экспедиции в Арцахе демонстрирует мировому сообществу, что правительство НКР, которое уже третий год финансирует эти исследования, интересует не только защита границ, но и культурное развитие государства. Кстати, в этом году правительство НКР отметило 10-летие работы Азохской экспедиции присвоением её участникам 4 медалей за вклад в развитие НКР и 6 почетных грамот. Это первые правительственные награды НКР в области археологии.

- Правительство НКР финансирует только эту экспедицию?
- Сейчас в Карабахе работает 4 археологические экспедиции, которые финансируются правительством НКР. Это раскопки в Азохской пещере, Тигранакерт, поместье князя Егана и древний могильник.

- Но, наверное, в Карабахе существуют и другие объекты, представляющие интерес для исследований?
- Нагорный Карабах удивительно богат археологическими памятниками, в том числе и палеонтологическими. По самым скромным подсчетам, там имеется не менее 60-70 пещер, которые могли быть стоянками древнего человека. И эти памятники представляют огромный интерес не только для армянских ученых. Это достояние всего человечества. По просьбе правительства НКР в этом году мы обследовали эти пещеры, 4 из них достаточно подробно описаны. Отчет по предварительным данным вскоре будет представлен правительству Карабаха, которое, возможно, согласится финансировать и новые экспедиции. Но Карабах богат не только памятниками доисторического периода. Большой интерес представляют также памятники античности и средневековья. С учетом политической ситуации особое внимание следует уделять тем исследованиям, которые подтверждают, что армяне являются автохтонным населением Карабаха, что они всегда жили на этой земле и имеют на нее законное право. Кстати, буквально с первых же дней восстановления Государства Израиль правительство страны уделяло колоссальное внимание археологическим исследованиям, подтверждающим право евреев на эту землю. Огромный археологический материал Карабаха (начиная с древнейших времен) необходимо исследовать. Это имеет не только научное, но и политическое значение.

- Но разве правительство НКР сможет финансировать такой колоссальный объем работ?
- Таких средств, разумеется, нет ни у Карабаха, ни у Армении. Но мы имеем большую и богатую диаспору, которая может оказать финансовую поддержку археологическим экспедициям. У нас есть Министерство диаспоры, которое должно заниматься не только конкретно этим вопросом, но и максимально способствовать налаживанию контактов между учеными Армении и Диаспоры, работающими и по другим направлениям, привлекать возможности соотечественников для проведения научных исследований. Однако мы не видим подобных примеров. Конечно, когда речь заходит о выделении средств Диаспорой, возникает проблема недоверия и опасения, что средства будут использованы неадекватно. Однако, если в археологические экспедиции и другие исследования вовлекать ученых Диаспоры, доверия будет больше. Во всех случаях надо заниматься этими вопросами. Финансовую поддержку исследованиям должен оказывать и бизнес.

- Будем надеяться, что вопрос финансирования как-то решится. А специалистов достаточно?
- Проблема квалифицированных кадров в археологии актуальна для Карабаха. Но благодаря помощи наших зарубежных коллег мы уже ее успешно решаем. В раскопках Азохской пещеры участвуют и студенты Арцахского университета. Работа рядом с ведущими зарубежными специалистами им очень много дает. Уже есть договоренность о том, что несколько студентов будут отправлены на стажировку в Испанию. В Карабахе огромное поле деятельности для археологических экспедиций. Работы хватит и ученым последующих поколений. Я очень рад, что сегодня раскопки на территории НКР ведутся в соответствии со всеми международными нормами, обеспечивающими максимальную сохранность памятников. В Азохской пещере мы даже специально оставляем некоторые участки нетронутыми, чтобы те, кто придет после нас, смогли исследовать их с применением более эффективных методов будущего.
 

Гаянэ САРМАКЕШЯН

http://www.golosarmenii.am/ru/20178/society/13838/