Хотя историография - это наука, основанная на неоспоримых фактах и
свидетельствах, высокопоставленные азербайджанские должностные лица и
ученые все чаще в последнее время высказывают относительно истории
Армении и Арцаха (Нагорного Карабаха - ред.) точки зрения, которые не
соответствуют данным требованиям. Цели и намерения официального
Баку понятны: отрицать древнюю историю Армении и факт автохтонности
армян и попытаться придать собственному народу ореол древности и
доказать его исконность на этих землях. Все это направлено на то, чтобы в
условиях не урегулированного пока нагорно-карабахского конфликта
придать азербайджанцам дополнительный психологический заряд - на случай
возможного возобновления военных действий. Одновременно они пытаются
представить мировому сообществу свои претензии на Карабах как
исторически обоснованные. В 2005 году Национальная академия наук
Азербайджана издала сборник научных статей, в которых попыталась
обосновать "ненаучность" армянской историографии и наоборот - подкрепить
достоверность новой азербайджанской историографии. Ниже мы рассмотрим
фальсификации и подлоги, содержащиеся в публикациях азербайджанских
историков. Так каковы же научные открытия азербайджанцев? Самое
первое и главное - что армяне в этом регионе не исконные обитатели, а
пришлый этнос. В вышеупомянутом сборнике к этой эпохальной мысли
обратился член Национальной академии наук Азербайджана И. Г. Алиев
- в своей статье "Гарабаг в древности". Проанализировав и попытавшись
представить свидетельства о заселении территории Арцаха и связывая их с
археологическими находками в Азохской пещере и прилегающих районах, а
также указывая их принадлежность автохтонам Кавказской Албании, он
ссылается при этом на труд "Предыстория армянского народа" известного
кавказоведа И. М. Дьяконова. "В автохтонности албанского
племенного союза на территории Юго-Восточного Закавказья нет никакого
сомнения, чего, однако, нельзя сказать в отношении армян и армянского
языка... Правда, в последнее время в Армении все чаще звучат утверждения
об "автохтонности" армян и армянского языка на Армянском нагорье и
собственно на территории Закавказья. Пишут о том, что армяне, говорившие
именно на армянском языке, и жили в Армении и говорили на нем "искони".
Подобные разговоры, как это неоднократно показано, никакого отношения к
науке не имеют, являются сущей фальсификацией с целью доказать
аборигенность армянского элемента на территории современной Армении и
соседних районов. Теперь хорошо известно, что Армения не является
родиной армянского этноса. Здесь он - элемент, безусловно, пришлый.
Древнеармянский народ сложился в зоне Верхнеевфратской долины где-то в
первой половине I тысячелетия до нашей эры" (http://www.scribd.com/doc/46067630/Qaraba%C4%9F-Kur%C9%99kcay-200). Как
уже говорилось, для подкрепления своих утверждений Алиев ссылается на
труд И. М. Дьяконова "Предыстория армянского народа", в котором под
пришлым армянским элементом имеются в виду мушки и арамейцы, которые, по
мнению русского ученого, после падения Хеттского царства переселились в
Верхнеевфратскую долину и заложили основы формирования армянского
этноса. Таким образом, считает Алиев, поскольку формирование армянского
народа произошло в Верхнеевфратской долине, а не на Армянском нагорье,
то, следовательно, армяне здесь пришлый элемент. На самом же деле
Дьяконов связывает формирование армянского народа не только с мушками и
арамейцами, но и с урартами, которые, по мнению Дьяконова, уже являясь
доминирующим населением на этой территории, населяли не только
Верхнеевфратскую долину, но и Армянское нагорье. В частности, говоря об
одновременном использовании топонимов "Урарту" и "Армения" в иноязычных
древних текстах об одном и том же регионе, Дьяконов отмечает: "С V в. до
н.э. алародии (т. е. урарты.- К. С.) больше не упоминаются в истории,
но, по всей вероятности, окончательное слияние урартов с древнеармянским
народом завершилось в период создания армянского государства Ервандидов
(IV-II вв. до н.э.) и Великой Армении Арташесидов (II в. до н.э.).
Таким образом, урарты вошли еще одним, чрезвычайно мощным в численном и
культурном отношении компонентом в состав армянского народа" (И. М.
Дьяконов "Предыстория армянского народа". Издательство АН Армянской ССР,
Ереван, 1968, глава 3, "Компоненты древнеармянского народа").
(http://annals.xlegio.ru/other/djakonov/03.htm). В
заключительной части своей статьи Дьяконов продолжает: "Из всего
изложенного видно, что история армянского народа - прямое продолжение
истории не только протоармян, но и,- во всяком случае в не меньшей
мере,- хурритов, урартов и лувийцев. Основная масса армянского народа
составилась из их потомков..." (там же, гл. 3. "Выводы"). Об этом видный азербайджанский историк умалчивает, попросту извращая весь смысл выводов И. М. Дьяконова. Имей
мы дело с начинающим историком, не вникшим в труд Дьяконова или вообще
не уяснившим всю логику умозаключений этого виднейшего кавказоведа и
изложившим его мысли по собственному разумению, то мы могли бы подумать,
что это просто невежда. Но то, что вышло из-под пера маститого
академика, просто постыдно. Как бы то ни было, перейдем к
следующему утверждению, весьма популярному в азербайджанской
историографии,- о том, что Арцах не был искони населенной армянами
областью, а армяне Арцаха - результат смешения с автохтонными
кавказскими албанцами. И. Алиев приходит к этому выводу, ссылаясь на
труд Р. С. Кочиева "Этническая одонтология СССР" (М., 1979). "О
том, что сказанное никак не может быть отнесено, по крайней мере, к
Карабахской зоне, свидетельствуют и одонтологические исследования,
дающие информацию об этногенезе популяций и их взаимоотношениях,
которую, как полагают ученые, пока не удалось получить по другим
антропологическим системам,- пишет И. Алиев. - Эти исследования
позволяют утверждать, что для армян Нагорного Карабаха самыми близкими
по сопоставительной таблице оказываются две группы азербайджанцев и
лезгин, а в первом десятке близких по зубной системе групп оказываются
все три азербайджанские, кумыки, лезгины, три причерноморские, адыгейцы и
лишь одна армянская". Р. С. Кочиев пытается объяснить это
географической разобщенностью армян Армении и Арцаха и преобладанием
внутренних браков в Арцахе, что и явилось причиной подобных
одонтологических отклонений (Улдуз Гашимова, "Некоторые данные
антропологии к проблеме трансформации народов Кавказской Албании".
http://karabakh-doc.azerall.info/ru/turkologiya/trk028.htm). Так или иначе, для И. Алиева и другого азербайджанского автора, на сей раз доктора не исторических, а биологических наук Улдуз Гашимовой
все это становится поводом не согласиться с Р. С. Кочиевым и
утверждать, что армяне все-таки являются в Арцахе пришлым элементом, и
что Арцах не относился изначально к Армении (Улдуз Гашимова, указ. соч.).
Она забывает о том простом обстоятельстве, что если бы армяне
ассимилировали населявших до того Арцах кавказских албан (что,
естественно, предполагало достаточно большой промежуток времени), то
измениться должен был прежде всего генофонд самих албанцев и таких
отклонений между армянами Армении и Арцаха быть не должно было. Это
могло произойти в исторически сравнительно поздние времена - при
несравнимо большем численном преобладании ассимилируемых албанцев и
меньшей численности ассимилирующих армян (что явно нелогично, поскольку
ассимилируется именно меньшинство, а не большинство), в результате чего
указанные одонтологические особенности армян Арцаха сохраняются и в наши
времена. Однако мы знаем, что, начиная с XIII века, сведения об Албании
и албанских народностях, касающиеся Арцаха, перестают упоминаться в
исторических источниках. Следовательно, согласно исследованию Р. С.
Кочиева (а также по версии азербайджанских ученых), арменизация албанцев
охватывает период около 700 лет как минимум. Возникает вопрос:
если генетическая одонтологическая структура у армян ныне иная, чем у
азербайджанцев или лезгин, и таковой была и 700 лет назад, и если армяне
в Арцахе постепенно начали численно превалировать над албанцами и
ассимилировали их, то каким образом за эти 700 лет в генофонде армян
Арцаха мог столь явным образом сохраниться албанский элемент, о наличии и
преобладании которого столь уверенно судят азербайджанские ученые?
Думается, логика вполне понятна, что и подчеркивает Кочиев. Другой азербайджанский ученый, археолог Идаят Джафаров,
пытается совершить новую "научную революцию": он вообще находит общие
черты у современных азербайджанцев и первобытных обитателей
расположенной неподалеку от Шуши Азохской пещеры: "Весь мир должен
знать, что еще с палеолита в Карабахе жили предки азербайджанцев, что
это исконная и неотъемлемая земля Азербайджана. Это доказывается и
археологическими, и антропологическими исследованиями. Одонтология -
отрасль антропологии, изучающая наследственность на основе исследования
строения челюсти. Результаты проведенных в этой сфере исследований в
Карабахе, показавшие схожесть строения челюсти первобытного человека с
челюстью современного жителя Азербайджана, подтвердили, что именно мы
являемся их потомками. У армян подобного сходства никогда не
наблюдалось" ("Голос Армении", 20.08. 2011). Следует
отметить, что согласно утвердившейся в современной археологии научной
точке зрения, генетическое сходство между неандертальцами (к которым
относятся обитатели Азохской пещеры) и современным человеком практически
отсутствует. Согласно некоторым исследованиям, оно не более 1%-4%.
Комментарии, как говорится, излишни. Некоторые азербайджанские
историки пытаются обосновать свои утверждения относительно не
армянского, а опять же албанского происхождения меликств Хамсы и самого
титула "мелик". Так, в своей статье "К вопросу о христианских меликах и
меликствах Северного Азербайджана в XVIII в." (http://www.scribd.com/doc/46067630/Qaraba%C4%9F-Kur%C9%99kcay-200) кандидат исторических наук Г. М. Мамедова
термин "мелик" представляет как княжеский титул албанского
происхождения и заключает: "Несмотря на предвзятость составителей книги
(имеется в виду труд одного из армянских историков. - К. С.) в
определении региона и национальной принадлежности меликов, т.е.
разделения их на армян и азербайджанцев, в ней четко и полно
раскрывается смысл термина. Кроме того, здесь под армянами следует
понимать - албанцы, ибо, как известно, колониальная политика российского
царизма, проводимая исключительно в интересах армян, да и с их подачи,
предусматривала проведение скорейшей деэтнизации поздних албан с целью
их арменизации". Подобный вывод для этого азербайджанского ученого
не случаен. Дело в том, что в XV-XIX веках ряд источников, в том числе и
некоторые татарские авторы XIX века упоминают Карабах и меликства Хамсы
как населенные армянами территории и именно как армянские княжества. И
хотя Г. Мамедова в подтверждение своих доводов приводит свидетельства
историка XIX века Мирза Адигёзал-бека, который, согласно
Мамедовой, "рассматривает меликов пятерицы (Хамсы.- К. С.) как единое
целое с карабахским населением без единого намека на их религиозное и
языковое различия" (там же), она почему-то умалчивает о другом историке
первой половины того же столетия - Мирза Джамал Джеваншире,
который в своем труде "История Карабага" пишет: "Первый город, который
был построен в Карабагском вилайете, это - город и крепость Барда, что
находится у реки Тертер, в трех фарсахах от Куры. Жители того города в
древние времена были то ли армяне, то ли какой-то другой народ" (Мирза Джамал Джаваншир, "История Карабага", глава 1, http://zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de/t1154.html). В других местах своего труда он прямо называет меликства Хамсы армянскими (там же, глава 2). Таким
образом, азербайджанская историография подготавливает читателей к тому,
чтобы при упоминании меликств Хамсы они воспринимали их не как
армянские, а как албанские, а самих меликов - как албанских (утикских)
правителей, которых современные источники в силу христианской
армяно-григорианской веры албанцев называли армянами. То есть если даже
имеется свидетельство современника, где апельсин называется апельсином,
то, согласно азербайджанской историографии, следует воспринимать
апельсин как лимон - исключительно из-за того, что он тоже цитрусовый.
Даже исторические свидетельства и источники, написанные черным по
белому, азербайджанские историки пытаются всячески исказить и извратить,
превратив фальсификацию истории в свою главную профессию, что прямо
отвечает их антиармянской политике, однако не имеет никакого отношения к
настоящей науке.
И хотя азербайджанская историография полностью состоит из подобного
рода фальсификаций, которые можно бесконечно разоблачать и опровергать,
есть еще одно обстоятельство, которое стоит выделить особо. Вся
азербайджанская историография основана на следующей логике: поскольку в
древности Арцах и вся территория Азербайджана якобы принадлежала в
основном Кавказской Албании, а сами азербайджанцы после нашествия
турок-сельджуков являются результатом смешения турок и албанцев, то,
следовательно, они, как генетические наследники исконных обитателей
Кавказа, имеют право претендовать на всю территорию исторической
Кавказской Албании, в том числе и Арцаха. Однако азербайджанская
историография в своих потугах отрицать факт исконной принадлежности
Арцаха армянам зашла слишком далеко и допустила серьезный промах. Ведь
если значительная часть армян Арцаха является потомками арменизированных
албанцев (в отличие от тех армян, которые переселились сюда в
результате русско-персидских и русско-турецких войн), то разве это не
означает, что они имеют не меньшие, но даже большие наследственные права
на Арцах, чем сами азербайджанцы? Логика и в этом случае совершенно
ясна. Однако азербайджанская "наука" пока еще не нашла, что ответить на
этот резонный вопрос. Видимо, заняться им они предполагают несколько
позже.
|