Четверг, 27.06.2019, 07:18

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2010 » Ноябрь » 11 » “Я готов пригласить соседей-мусульман в свою церковь, но кто из них пустит меня на порог мечети?!”
17:07
“Я готов пригласить соседей-мусульман в свою церковь, но кто из них пустит меня на порог мечети?!”
говорит житель Иерусалима Джозеф ЗАНБЯН в интервью корр. Zman
На израильском портале Zman помещена статья-ответ на публикацию в Reuters, в которой говорилось об опасениях армян Иерусалима за свое будущее. "Политика Израиля привела к снижению численности армянского населения, — утверждал корр. агентства, ссылаясь на цифры, — в середине 40-х гг. в Иерусалиме проживало 16 тыс. армян, сейчас — всего 2 тысячи”. В публикации приводились мнения наших соотечественников. Одни из них утверждали, что община умирает — "лишь церковь удерживает нас вместе”, другие, не потерявшие еще оптимизм (среди них и архиепископ Нуран Манукян), прогнозировали, что видавшая виды армянская община переживет также нынешние трудности и сохранит свое присутствие в Святом городе еще как минимум лет 40...
"Армянские священнослужители разделяют мнение палестинцев, что евреи пытаются выжить из Иерусалима представителей других национальностей”, — писал автор публикации в Reuters, отмечая, что правительство часто лишает инородцев права на возобновление вида на жительство ("Неевреи, составляющие треть 750-тысячного населения города, имеют вид на жительство, а не гражданство...”)
Историк, бывший секретарь патриархата Джордж Хинтлян, сказал корр. агентства, что многие евреи симпатизируют армянам как народу, чья история страданий перекликается с их собственной, "однако для израильских бюрократов мы — палестинцы”.
В статье подчеркивалась некомфортность жизни обитателей Армянского квартала, говорилось об откровенной враждебности ортодоксов-иудеев к нашим священнослужителям, о пресловутых плевках в Старом городе... Но израильские СМИ, похоже, более всего задел намек на возможный раздел Иерусалима, вследствие которого Армянский квартал может оказаться под контролем палестинцев. Вот они исходя из пропагандистских целей и предрекают "апокалипсис”, передавая содержание беседы с благополучным армянином, имеющим бизнес в Еврейском квартале и защищающим тезис о неделимости Святого города.
Ниже публикуем статью корр. Zman с небольшими сокращениями.
Если вы войдете в Еврейский квартал со стороны забитой машинами автостоянки, первым делом вам бросятся в глаза арабские пекарни. Впритык к ним — в старом одноэтажном здании — находится ювелирный магазин. В уникальную "декорацию” он вписывается органично. Мало кому придет в голову, что стоящий за прилавком улыбчивый молодой мужчина — житель Армянского квартала.
— Когда в 1915 году в Турции началась резня, мои предки, жившие в городке Мардин неподалеку от границы с Ираком, были обращены в бегство, — рассказывает владелец магазина Джозеф Занбян.
Первым до Иерусалима добрался 12-летний Джордж Занбян — дед Джозефа.
— В одиночку, рискуя жизнью, он пересек Сирию и Ливан, чтобы навсегда остаться в Иерусалиме, — рассказывает Джозеф. — Впоследствии, в 30-х годах, Джордж познакомился с Анжель — такой же, как он, беженкой.
37-летний Джозеф с женой Нэнси и тремя детьми — 8-летним Феликсисом, 6-летней Кристин и 5-летним Джеймсом — по сей день живет в отцовском доме в Армянском квартале Старого города.
— Кем вы чувствуете себя в Иерусалиме?
— О, это проблема... — грустнеет Джозеф. — Для мусульман мы неверные, потомки крестоносцев. Евреи тоже нередко воспринимают нас с подозрением: мол, кто они такие и чего им здесь надо... Вроде похожи на израильтян, но вроде и нет...
— И все-таки чем является для вас Иерусалим?
— Иерусалим — моя родина, здесь мой дом! — восклицает Джозеф. — К тому же Израиль как государство прекрасно к нам относится: полицейские обеспечивают нашу безопасность, власти позволяют нам развивать свой бизнес, мы ездим куда хотим. С определенной долей подозрительности нас воспринимают только в ультраортодоксальных кварталах Иерусалима. Но стоит нам с семьей отправиться в поездку по стране и оказаться в окружении светских израильтян — от этой подозрительности не остается и следа. И в Тель-Авиве, и в Хайфе я не чувствую, что чем-либо отличаюсь от других. Многим даже в голову не приходит, что я не еврей: я владею не только арабским языком, но и ивритом, английским, арамейским, говорю по-французски, по-немецки и по-итальянски.
Джозеф, подобно многим выпускникам частной Французской школы, стал полиглотом еще в детстве. А сейчас в той же школе, расположенной неподалеку от Новых ворот Старого города, учится его старший сын.
— Большинство живущих в Старом городе христиан стараются дать своим детям хорошее образование, — объясняет Джозеф. — Даже те, кому не хватает денег, отдают своих детей в частные школы. Кстати, в той же Французской школе учились мой дед и отец.
Жена Джозефа Нэнси тоже уроженка Иерусалима, но она католичка.
— Муж и жена молятся в разных приделах Храма Гроба Господня?
— Боже упаси! Если мы будем идти по улице и увидим церковь — зайдем, увидим костел — тоже заглянем, да и в синагоге мы чувствуем себя вполне комфортно, — улыбается Джозеф...
Отец Джозефа, Саид, был известным в Старом городе ювелиром. Он-то и основал семейный бизнес.
— К несчастью, отец умер 20 лет назад, зато мама жива — дай ей бог здоровья, — говорит Джозеф.
В Армении Джозеф никогда не был, но выезжал в Канаду и многие другие страны мира. Что же касается США, то половина династии Занбянов перебралась туда:
— Там живут мои брат и сестра и семьи четырех дядюшек, — говорит Джозеф. — Но лично я никогда не уеду из Иерусалима. Мой дом — здесь. Ведь если люди, приехавшие в Иерусалим из России, Грузии, Америки — со всего мира, считают его своим домом и любят этот город всем своим существом, что уж говорить о его уроженцах...
— Мы живем в сложные времена... — замечаю я. — Считаете ли вы, что Иерусалим можно...
Не успеваю я закончить вопрос, как Джозеф, перебив меня на полуслове, восклицает:
— Разделить? Нет! Никогда!
— Я подразумеваю...
— Даже слушать не желаю, — кипятится Джозеф. — О каком мире можно мечтать, если Иерусалим разделят? Никакого мира здесь не будет! Я убежден, что вначале нужно добиться мира между соседями — такими людьми, как я и торговцы из Мусульманского квартала. Мы должны проникнуться доверием друг к другу, начать общаться семьями. Лично я готов пригласить своих соседей-мусульман в свою церковь — но кто из них пустит меня на порог мечети?! Мир — это прежде всего открытость, взаимное доверие плюс сильное государство. Недопустимо, чтобы сюда, в Старый город, завезли военных из Иордании, или с Западного берега, или из Газы и передали им контроль над нееврейскими кварталами.
— Подумайте сами, — продолжает Джозеф, — здесь, в Старом городе, все перемешано: сотни лет в разных его частях представителями разных конфессий были построены церкви, десятки церквей. Они разбросаны повсюду. Невозможно передать контроль над ними какому-нибудь международному сообществу... Даже израильские полицейские не имеют доступа во все церкви — в каждой из них (в зависимости от конфессии) есть своя охрана, внутри каждой действуют собственные законы. Попробуйте заставить францисканских монахов или греко-православных священников подчиняться властям Израиля, палестинской автономии или каким-то международным вооруженным силам. Никогда они на такое не согласятся. Это нереально! Ведь даже для того чтобы в день Схождения Благодатного Огня получить пропуск в Храм Гроба Господня, вам, журналистам, приходится обращаться в Патриархию, а вовсе не в израильскую полицию!
...Вот если когда-нибудь мы — простые люди, представители всех религий — достигнем мира и взаимоуважения, никакие границы не придется возводить в святом и абсолютно не поддающемся разделу городе.
Джозеф размашистыми мазками рисует апокалиптический сценарий:
— Допустим, Старый город разделят, как добиваются того мусульмане: между домами Еврейского, Армянского, Христианского и Мусульманского кварталов проведут границу и возведут КПП. И под чьей юрисдикцией окажутся церкви Старого города, составляющие здесь более 60 процентов недвижимости?! Мы не хотим, чтобы христиан Старого города постигла та же судьба, которая постигла христиан Газы. Они оказались в чудовищной ситуации. В Газе осталось порядка 600 христиан, хотя не так давно их было 5000. Почти все церкви там сожгли. Говорят, что последний поджог был совершен на прошлой неделе. За что?! Безумие...
Распрощавшись с Джозефом Занбяном, выхожу на узкую улочку. Из соседней пекарни доносится пьянящий аромат свежеиспеченного хлеба. Спешит по своим делам, толкая тележку, торговец с арабского рынка. Чинно прогуливается еврейское семейство (дети говорят на американском английском).
Пытаюсь представить, что правительство Израиля пошло навстречу Абу-Мазену, оставив под нашей юрисдикцией Еврейский квартал и площадку у Стены плача. В этом случае Джозеф (как и вся армянская община) окажется под властью тех, кто победит на выборах в палестинской автономии. А пока все опросы и прогнозы предсказывают убедительную победу ХАМАСу.
 "Новое время"
Просмотров: 296 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2019