| Главная » 2010 » Ноябрь » 11 » “Я готов пригласить соседей-мусульман в свою церковь, но кто из них пустит меня на порог мечети?!”
17:07 “Я готов пригласить соседей-мусульман в свою церковь, но кто из них пустит меня на порог мечети?!” |
говорит житель Иерусалима Джозеф ЗАНБЯН в интервью корр. Zman На
израильском портале Zman помещена статья-ответ на публикацию в Reuters,
в которой говорилось об опасениях армян Иерусалима за свое будущее.
"Политика Израиля привела к снижению численности армянского населения, —
утверждал корр. агентства, ссылаясь на цифры, — в середине 40-х гг. в
Иерусалиме проживало 16 тыс. армян, сейчас — всего 2 тысячи”. В
публикации приводились мнения наших соотечественников.
Одни из них утверждали, что община умирает — "лишь церковь удерживает
нас вместе”, другие, не потерявшие еще оптимизм (среди них и архиепископ
Нуран Манукян), прогнозировали, что видавшая виды армянская община
переживет также нынешние трудности и сохранит свое присутствие в Святом
городе еще как минимум лет 40... "Армянские священнослужители
разделяют мнение палестинцев, что евреи пытаются выжить из Иерусалима
представителей других национальностей”, — писал автор публикации в
Reuters, отмечая, что правительство часто лишает инородцев права на
возобновление вида на жительство ("Неевреи, составляющие треть
750-тысячного населения города, имеют вид на жительство, а не
гражданство...”) Историк, бывший секретарь патриархата Джордж
Хинтлян, сказал корр. агентства, что многие евреи симпатизируют армянам
как народу, чья история страданий перекликается с их собственной,
"однако для израильских бюрократов мы — палестинцы”. В статье
подчеркивалась некомфортность жизни обитателей Армянского квартала,
говорилось об откровенной враждебности ортодоксов-иудеев к нашим
священнослужителям, о пресловутых плевках в Старом городе... Но
израильские СМИ, похоже, более всего задел намек на возможный раздел
Иерусалима, вследствие которого Армянский квартал может оказаться под
контролем палестинцев. Вот они исходя из пропагандистских целей и
предрекают "апокалипсис”, передавая содержание беседы с благополучным
армянином, имеющим бизнес в Еврейском квартале и защищающим тезис о
неделимости Святого города. Ниже публикуем статью корр. Zman с небольшими сокращениями. Если
вы войдете в Еврейский квартал со стороны забитой машинами автостоянки,
первым делом вам бросятся в глаза арабские пекарни. Впритык к ним — в
старом одноэтажном здании — находится ювелирный магазин. В уникальную
"декорацию” он вписывается органично. Мало кому придет в голову, что
стоящий за прилавком улыбчивый молодой мужчина — житель Армянского
квартала. — Когда в 1915 году в Турции началась резня, мои предки,
жившие в городке Мардин неподалеку от границы с Ираком, были обращены в
бегство, — рассказывает владелец магазина Джозеф Занбян. Первым до Иерусалима добрался 12-летний Джордж Занбян — дед Джозефа. —
В одиночку, рискуя жизнью, он пересек Сирию и Ливан, чтобы навсегда
остаться в Иерусалиме, — рассказывает Джозеф. — Впоследствии, в 30-х
годах, Джордж познакомился с Анжель — такой же, как он, беженкой. 37-летний
Джозеф с женой Нэнси и тремя детьми — 8-летним Феликсисом, 6-летней
Кристин и 5-летним Джеймсом — по сей день живет в отцовском доме в
Армянском квартале Старого города. — Кем вы чувствуете себя в Иерусалиме? —
О, это проблема... — грустнеет Джозеф. — Для мусульман мы неверные,
потомки крестоносцев. Евреи тоже нередко воспринимают нас с подозрением:
мол, кто они такие и чего им здесь надо... Вроде похожи на израильтян,
но вроде и нет... — И все-таки чем является для вас Иерусалим? —
Иерусалим — моя родина, здесь мой дом! — восклицает Джозеф. — К тому же
Израиль как государство прекрасно к нам относится: полицейские
обеспечивают нашу безопасность, власти позволяют нам развивать свой
бизнес, мы ездим куда хотим. С определенной долей подозрительности нас
воспринимают только в ультраортодоксальных кварталах Иерусалима. Но
стоит нам с семьей отправиться в поездку по стране и оказаться в
окружении светских израильтян — от этой подозрительности не остается и
следа. И в Тель-Авиве, и в Хайфе я не чувствую, что чем-либо отличаюсь
от других. Многим даже в голову не приходит, что я не еврей: я владею не
только арабским языком, но и ивритом, английским, арамейским, говорю
по-французски, по-немецки и по-итальянски. Джозеф, подобно многим
выпускникам частной Французской школы, стал полиглотом еще в детстве. А
сейчас в той же школе, расположенной неподалеку от Новых ворот Старого
города, учится его старший сын. — Большинство живущих в Старом
городе христиан стараются дать своим детям хорошее образование, —
объясняет Джозеф. — Даже те, кому не хватает денег, отдают своих детей в
частные школы. Кстати, в той же Французской школе учились мой дед и
отец. Жена Джозефа Нэнси тоже уроженка Иерусалима, но она католичка. — Муж и жена молятся в разных приделах Храма Гроба Господня? —
Боже упаси! Если мы будем идти по улице и увидим церковь — зайдем,
увидим костел — тоже заглянем, да и в синагоге мы чувствуем себя вполне
комфортно, — улыбается Джозеф... Отец Джозефа, Саид, был известным в Старом городе ювелиром. Он-то и основал семейный бизнес. — К несчастью, отец умер 20 лет назад, зато мама жива — дай ей бог здоровья, — говорит Джозеф. В
Армении Джозеф никогда не был, но выезжал в Канаду и многие другие
страны мира. Что же касается США, то половина династии Занбянов
перебралась туда: — Там живут мои брат и сестра и семьи четырех
дядюшек, — говорит Джозеф. — Но лично я никогда не уеду из Иерусалима.
Мой дом — здесь. Ведь если люди, приехавшие в Иерусалим из России,
Грузии, Америки — со всего мира, считают его своим домом и любят этот
город всем своим существом, что уж говорить о его уроженцах... — Мы живем в сложные времена... — замечаю я. — Считаете ли вы, что Иерусалим можно... Не успеваю я закончить вопрос, как Джозеф, перебив меня на полуслове, восклицает: — Разделить? Нет! Никогда! — Я подразумеваю... —
Даже слушать не желаю, — кипятится Джозеф. — О каком мире можно
мечтать, если Иерусалим разделят? Никакого мира здесь не будет! Я
убежден, что вначале нужно добиться мира между соседями — такими людьми,
как я и торговцы из Мусульманского квартала. Мы должны проникнуться
доверием друг к другу, начать общаться семьями. Лично я готов пригласить
своих соседей-мусульман в свою церковь — но кто из них пустит меня на
порог мечети?! Мир — это прежде всего открытость, взаимное доверие плюс
сильное государство. Недопустимо, чтобы сюда, в Старый город, завезли
военных из Иордании, или с Западного берега, или из Газы и передали им
контроль над нееврейскими кварталами. — Подумайте сами, — продолжает
Джозеф, — здесь, в Старом городе, все перемешано: сотни лет в разных
его частях представителями разных конфессий были построены церкви,
десятки церквей. Они разбросаны повсюду. Невозможно передать контроль
над ними какому-нибудь международному сообществу... Даже израильские
полицейские не имеют доступа во все церкви — в каждой из них (в
зависимости от конфессии) есть своя охрана, внутри каждой действуют
собственные законы. Попробуйте заставить францисканских монахов или
греко-православных священников подчиняться властям Израиля, палестинской
автономии или каким-то международным вооруженным силам. Никогда они на
такое не согласятся. Это нереально! Ведь даже для того чтобы в день
Схождения Благодатного Огня получить пропуск в Храм Гроба Господня, вам,
журналистам, приходится обращаться в Патриархию, а вовсе не в
израильскую полицию! ...Вот если когда-нибудь мы — простые люди,
представители всех религий — достигнем мира и взаимоуважения, никакие
границы не придется возводить в святом и абсолютно не поддающемся
разделу городе. Джозеф размашистыми мазками рисует апокалиптический сценарий: —
Допустим, Старый город разделят, как добиваются того мусульмане: между
домами Еврейского, Армянского, Христианского и Мусульманского кварталов
проведут границу и возведут КПП. И под чьей юрисдикцией окажутся церкви
Старого города, составляющие здесь более 60 процентов недвижимости?! Мы
не хотим, чтобы христиан Старого города постигла та же судьба, которая
постигла христиан Газы. Они оказались в чудовищной ситуации. В Газе
осталось порядка 600 христиан, хотя не так давно их было 5000. Почти все
церкви там сожгли. Говорят, что последний поджог был совершен на
прошлой неделе. За что?! Безумие... Распрощавшись с Джозефом
Занбяном, выхожу на узкую улочку. Из соседней пекарни доносится пьянящий
аромат свежеиспеченного хлеба. Спешит по своим делам, толкая тележку,
торговец с арабского рынка. Чинно прогуливается еврейское семейство
(дети говорят на американском английском). Пытаюсь представить, что
правительство Израиля пошло навстречу Абу-Мазену, оставив под нашей
юрисдикцией Еврейский квартал и площадку у Стены плача. В этом случае
Джозеф (как и вся армянская община) окажется под властью тех, кто
победит на выборах в палестинской автономии. А пока все опросы и
прогнозы предсказывают убедительную победу ХАМАСу. "Новое время"
|
Просмотров: 507 |
Добавил: voskepar
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |