Среда, 26.06.2019, 17:07

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 21 » БЛЕФ ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ
12:39
БЛЕФ ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ


В эти дни сопредседатели Минской группы ОБСЕ нанесут очередной визит в зону азербайджано-карабахского конфликта. В преддверии их приезда представители официального Баку выпустили в обращение целую серию разнокалиберных заявлений, несколько разнящихся по содержанию, но идентичных по сути. В частности, президент Азербайджана Ильхам Алиев вновь разразился угрозами применения силы в случае неуступчивости Армении и бездействия посредников, а глава МИД Эльмар Мамедъяров высказался за мирное урегулирование и в очередной раз озвучил предложение не тратить время на согласование оставшихся открытыми вопросов в рамках т.н. Мадридских принципов и приступить к работе над большим мирным договором на основе уже согласованных вопросов.

Баку пытается нацепить на себя сразу две маски - "ястреба” и "голубя”. Не получается. Проваливаются и попытки обвинить Ереван в развязывании гонки вооружений и в стремлении к военной авантюре. У Алиева не хватает мозгов даже на то, чтобы понять, что ежедневное бахвальство военным бюджетом, превосходящим госбюджет Армении, и попытки убедить всех в якобы имеющемся у Азербайджана "праве” на применение силы уже вызывают у международной аудитории сильные сомнения насчет азербайджанского миролюбия. Не говоря уже о тех, кто профессионально занимается азербайджано-карабахским конфликтом.

Столь же бредовой является попытка Баку убедить мир в том, что на основе уже согласованных вопросов можно начать работать над мирным договором. Возникают вопросы. Неужто Азербайджан согласился с тем, что урегулирование должно базироваться на трех основополагающих принципах - неприменения силы или угрозы силой, права народов на самоопределение и территориальной целостности? Формально да, но при условии, что самоопределение Нагорного Карабаха не будет предполагать его независимости. А с этим не могут согласиться ни Степанакерт, ни Ереван.

Если нет согласия по Базовым принципам, то как можно согласовывать пресловутые 6 обнародованных посредниками пунктов (элементов) урегулирования - "возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана; наделение НК промежуточным статусом, обеспечение гарантий безопасности и самоуправления; открытие коридора между Арменией и НК; определение в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления; обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места их прежнего проживания; международные гарантии безопасности, в том числе и операции по поддержанию мира”? А это значит, что готовность Баку к работе над мирным соглашением - очередной блеф или трюк, призванный избежать такого урегулирования, которое может быть чревато для Азербайджана потерей хотя бы части территорий.

"Международно признанный статус Нагорного Карабаха в качестве независимого государства будет основываться на юридически обязывающей воле населения Нагорного Карабаха и станет лучшей гарантией его безопасности. Нагорный Карабах уже де-факто сформировался в своих фактических границах (которые обеспечивают молодой республике необходимый уровень безопасности), международное признание и документальная фиксация которых возможны после решения вопроса границ между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. К решению именно этих вопросов в карабахском урегулировании Азербайджан не готов, ибо решение данных вопросов без участия избранных представителей Нагорного Карабаха невозможно, а подобному участию последних в Баку всячески противятся. Азербайджан занят имитацией кипучей деятельности, которая сводится к тезису о неприемлемости продолжения статус-кво в зоне конфликта, однако на деле делая все, чтобы нынешний статус-кво не сдвинулся с мертвой точки”, - отмечает эксперт по проблеме НК Михаил Агаджанян. ("Три принципа, шесть положений и "статус-кво плюс” в карабахском урегулировании”, Нораванк).

Президенты Армении и Азербайджана могут решить начать работу над мирным соглашением, но сама эта работа без участия законных представителей Нагорного Карабаха не имеет смысла, отмечает он. Подразумевается, что после принятия "базовых принципов” урегулирования, на этапе начала работы над мирным соглашением по карабахскому урегулированию, избранные представители Нагорного Карабаха будут вовлечены в переговоры. Азербайджан торпедирует и эту задумку, делая при каждом удобном случае заявления о необходимости в таком случае вовлечения в переговоры и представителей "азербайджанской общины” Нагорного Карабаха.

Азербайджан занят имитацией урегулирования по очень простой причине. В Баку понимают, что возвращения к ситуации 1988г. ни по статусу, ни по безопасности, ни по границам не будет и быть не может. Единственный шанс для него вернуть 1988г. - это новая агрессия против Нагорного Карабаха.

С этой целью Баку будет всячески торпедировать мирный процесс, то и дело выступать с какими-то оговорками, предложениями, стремясь получить по максимуму и торговаться. Не с Арменией. Со странами-сопредседателями. Тем более, что геополитическая ситуация этому способствует.

Посредники жмут на газ

Нагорный Карабах - важный вопрос сегодняшних обсуждений, и США абсолютно убеждены, что карабахский конфликт не имеет военного решения, заявил журналистам в Баку первый заместитель госсекретаря США Уильям Бернс. Как передают азербайджанские СМИ, американский дипломат указал на неприемлемость сохранения статус-кво в регионе и отметил, что правительство США сделает все, чтобы помочь деятельности Минской группы ОБСЕ по процессу вокруг Нагорного Карабаха.

При этом У.Бернс подчеркнул, что США продолжают поддерживать развитие сильного и конкурентного энергетического сектора Азербайджана. "Мы продолжаем поддерживать диверсификацию экспортных маршрутов и трубопроводов”, - сказал он. Он считает, что это в интересах не только Азербайджана, но и всей мировой экономики. "Мы считаем наличие нескольких экспортных маршрутов и трубопроводов положительным моментом”, - сказал он.

США поддерживают проекты по диверсификации поставок энергоносителей из Каспийского региона, в частности, из Азербайджана в Европу, к которым относятся проекты газового Южного коридора. "Южный газовый коридор” - один из приоритетных для Евросоюза энергетических проектов. Он призван диверсифицировать маршруты и источники энергопоставок и тем самым увеличить энергетическую безопасность ЕС. К проектам "Южного газового коридора” относятся газопровод "Набукко”, Трансадриатический газопровод (TAP), ITGI (газопровод Турция - Греция - Италия). Все - в обход России.

"Наивно полагать, что на Западе считают уровень политической воли, проявленной официальным Баку, достаточным для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. По большому счету, для Запада никакой верхней планки в проявлении политической воли нет. То есть Запад устроит любой вариант урегулирования данного конфликта, минимизирующий влияние России на Южном Кавказе”, - пишет в этой связи бакинская газета "Зеркало”. Издание задается вопросом: почему Запад не шлет Баку послания о необходимости проявления политической воли для урегулирования конфликта. "Не менее наивно полагать, что из-за стабильности внутриполитической ситуации в Азербайджане, полной нейтрализации оппозиции у нас невозможна организация "цветной революции”. Как наглядно показал опыт "арабской весны”, бессистемная конструкция государственного управления, что присуща и Азербайджану тоже, очень даже склонна к саморазрушению в одночасье”, - отмечает автор.

Скорее всего, говорится в публикации, официальному Баку выставлен совсем другой счет. К примеру, Азербайджану необходимо проявить политическую волю в еще большей степени и выстоять перед давлением ирано-российского тандема. Это обеспечит Западу выход и серьезные позиции в Средней Азии посредством строительства Транскаспийского газопровода. Для реализации этой цели необходимо нейтрализовать вызовы, обращенные в сторону Азербайджана. Именно Азербайджан является "слабым звеном” в цепи. Ведь нейтрализация Азербайджана ирано-российским тандемом поставит жирный крест на планах включения Средней Азии в сферу влияния Запада, а значит перечеркнет расчеты по достижению энергетической независимости Европы от России.

Газета напоминает, что президент РФ Дмитрий Медведев провел совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ по вопросам взаимодействия с ЕС и противодействия Транскаспийскому газопроводу, который Брюссель хочет построить для закупки туркменского газа в обход России. Там он вновь напомнил об уроках грузино-российской войны 2008 года. При этом Д.Медведев отметил, что Москва не желает повторения подобных событий в связи с другими конфликтами, существующими в регионе, но должна всегда быть готова, чтобы в случае необходимости "преподать урок”.

"Зеркало” отмечает, что уже через несколько месяцев определять политику России по вопросам, в связи с которыми в последние дни высказывается Д.Медведев, будет следующий президент. "Именно поэтому жесткую риторику Д.Медведева в отношении соседей России по постсоветскому пространству, а также выступление главы МИД РФ Сергея Лаврова на сессии Генассамблеи ООН можно расценить как своеобразную информационную подготовку к возвращению В.Путина. Ведь в этом случае никто не сможет утверждать, что после возвращения В.Путина в Кремль позиция России по этим вопросам стала более жесткой и непримиримой. То есть идет демонстрация преемственности внешней политики”, - отмечает газета.

По мнению бакинского издания, на Западе, скорее всего, заметили эти изменения в акцентах внешней политики России накануне смены власти и не исключают обстоятельств, которые смогут дестабилизировать ситуацию на Южном Кавказе и на Каспии, "а они в случае наличия могут заставить Баку свернуть с избранного пути”.

Директор исследовательских программ по России и СНГ Германского общества внешней политики Александр Рар считает, что Россия вынуждена предпринимать определенные действия в направлении урегулировании карабахского конфликта, пусть формальные, ибо в противном случае она отстанет от других заинтересованных игроков. В этом свете, по его мнению, приход к власти Владимира Путина не может кардинально изменить политический вектор России в этом вопросе. "На Кавказе сложилась двойственная ситуация: Россия - стратегический союзник Армении, но одновременно с этим поддерживает тесные экономические связи с Азербайджаном. Запад постоянно будет твердить, что конфликт необходимо урегулировать, но сегодня в интересах России как раз держать все в подвешенном состоянии. Это актуально именно сейчас, когда на кону стоит множество вопросов, тот же Nabucco”, - сказал А.Рар News.am. По мнению эксперта, общая неопределенность мешает России проводить более конкретную и четкую политику.

Кстати, Азербайджан, Туркмения и Узбекистан отказались присоединиться к договору о Зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ, подписанному 18 октября в Санкт-Петербурге. Формально причина вроде в том, что под действие ЗСТ не подпадают группы товаров, прежде всего энергоносители и металлы. В реальности же Баку и Ашгабад всерьез рассматривают свое участие в проекте Транскаспийского газопровода в обход России. Узбекистан с некоторых пор дистанцируется от ОДКБ. Но Москва все же надеется, что до конца 2011г. некоторые из этих стран присоединятся к Зоне.

Гаянэ МОВСЕСЯН
http://www.ra.am/?num=2011102110#2011102110
Просмотров: 452 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2019