Тигран Ганаланян
Т.Ганаланян - эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк»
Исследование армянской протестантской общины Грузии важно в контексте
изучения армянства Грузии, равно как и задач армян-протестантов
(евангелистов) в целом.
В Республике Грузия (в том числе армянском Самцхе-Джавахке), помимо
армян-католиков и адептов Армянской Апостольской церкви (ААЦ), есть
также армяне-протестанты. Образование армянского протестантства в Грузии
обусловлено общим распространением протестантства, преимущественно
евангеличества, среди восточных армян.
В Восточной Армении, за исключением Карабаха, в отличие от Западной
Армении, Тифлиса и других регионов Кавказа, евангеличество возникло без
посредничества иностранных проповедников1.
Деятельность иностранных миссионеров среди восточных армян охватывала
области вне Восточной Армении – в частности, армянонаселенные центры
Закавказья. Центрами восточных армян-протестантов стали Арцах, Ереван,
ряд населенных пунктов современной Грузии.
Армянская протестантская община Грузии – одна из первых в армянской
действительности. Это обусловлено, в частности, тем, что еще с середины
XIXв. и до сих пор на территории нынешней Грузии и, в частности, в
Тифлисе активно действуют отдельные евангелические проповедники.
Если среди западных армян распространение протестантства было в
основном связано с американскими миссионерскими обществами, то в
армянских центрах Кавказа выделялись европейские (в частности, немецкие,
шведские, швейцарские) проповедники-протестанты. Одними из первых
проповедников протестантства на Кавказе были обосновавшиеся в Пятигорске
шведские протестанты, немецкие протестанты-пятидесятники, проделавшие
большую работу по распространению протестантства на Кавказе. В
распространении протестантства среди тифлисских армян важную роль
сыграли немецкие эмигранты-лютеране.
Примечательно, что обосновавшиеся в Тифлисе и других центрах Кавказа
немцы-лютеране проводили широкомасштабную проповедническую работу по
распространению протестантства в различных армянонаселенных районах.
Как в Тифлисе, так и в Шуши, Баку, Шемахе, Ереване, Александрополе,
Карсе и других местах были группы евангелистов, которые не принадлежали к
лютеранской церкви, официально не признавались отдельными
евангелическими обществами и считались вольными евангелистами.
Армяне-евангелисты Кавказа не были объединены и не имели организованной
евангелической церкви. В 1870-х гг. началось движение, нацеленное на
объединение разных групп восточных армян-евангелистов. Этому
способствовали армянские деятели американской и британской Библейской
ассоциации (они обходили евангелические группы Баку, Шуши, Тифлиса,
Восточной Армении и пытались объединить их). В 1870г. американское
миссионерское общество «Борд» начало помогать армянским евангелическим
общинам Закавказья. Кроме того, важна была позиция Лютеранской церкви,
принуждающей армян-евангелистов иметь отдельную административную
организацию. В середине 1880-х гг. немцы-лютеране, под властью которых
находились армянские лютеранские общины Шамахи и Баку, всячески
стремились объединить всех армян-евангелистов Кавказа с Лютеранской
церковью.
В Тифлисе, который был центром Закавказья, армяне общались с
протестантскими проповедниками других национальностей. Проживавшие в
Грузии немцы-протестанты также оказывали влияние на местных армян.
В укреплении позиций армян-протестантов в Грузии, формировании
организационных структур большой вклад внес преподобный Абрам Амирханян.
Именно по его инициативе сформировалась Армянская Евангелическая
церковь Тифлиса. Амирханян наладил отношения с некоторыми видными
армянскими деятелями того времени. Кроме него в Тифлисе долгие годы
(вплоть до 1920г.) действовал преподобный Маркар Тер-Асатурян. Амирханян
был одним из выдающихся протестантских деятелей не только армянской
общины, но и всего Кавказа. Со второй половины 1880-х гг. во всем
Закавказье и, в частности, в Грузии начались преследования протестантов.
Так, были арестованы видные протестантские деятели Василий Павлов,
Никита Воронин и Абрам Амирханян2.
Примечательно также, что в русских евангелических церквях Тифлиса
также были армяне-евангелисты. Важным событием в жизни
армян-протестантов не только Грузии, но и всего Закавказья был
состоявшийся в 1909г. форум армян-евангелистов Кавказа, в котором
участвовали представители армянских евангелических общин Тифлиса
(М.Тер-Асатурян, Л.Э.Ларсо), Еревана (Ваан Микаелян), Баку (Александр
Тарян, Абрам Мелик-Джанян), Карса (Саркис Левонян), Шамаха (Самвел
Иванов) и Персии, а также секретарь Шведского миссионерского общества
Вильгельм Сиохолм, шведский проповедник Вильгельм Сарве и другие. Однако
этот форум также не смог объединить Армянские Евангелические церкви
Кавказа в один союз3.
В 1914-1918гг. армяне-лютеране и баптисты (лютеране Шуши, Шемахи и
Тифлиса и баптисты Баку) и их церкви были официально признаны российским
правительством В жизни армян-протестантов Тифлиса важное значение имело
перемещение армян-евангелистов и баптистов в Баку и Тифлис,
обусловленное геноцидом армян в Баку.
Среди армянского протестантства Кавказа значительно повысилась роль
армян-протестантов Тифлиса, что было обусловлено ослаблением и
ликвидацией армянских протестантских общин на территории
азербайджанского государства. Таким образом, после ликвидации
евангелическо-лютеранского братства Шемахи и общины бакинской армянской
баптистской общины центрами армянского евангеличества в Закавказье стали
Армения (Ереван, Александрополь) и Тифлис.
Кроме Тифлиса, армянские евангелические-баптистские общины были тогда и в ряде районов Грузии – Ахалцихе, Батуми, Сухуми4.
Однако здесь положение армян-протестантов было намного тяжелее.
Например, евангелисты Ахалциха, число которых было несколько десятков,
не имели ни церкви, ни пастыря. Немногочисленная община
армян-евангелистов Батуми также не имела церкви.
Армяне-протестанты Грузии активно содействовали армянам-протестантам в
Восточной Армении. Примечательным было содействие армян-евангелистов
Тифлиса в начале ХХв. детскому приюту армянской евангелической общины
Еревана. Из Тифлиса, Батуми и других местностей армяне-евангелисты часто
приезжали в Армению, чтобы ознакомиться с деятельностью и проблемами
своих единоверцев. Результатом совместной деятельности
армян-евангелистов Армении и Грузии было также основание баптистской
церкви в Гюмри, где активную деятельность среди местных баптистов
осуществлял М.Котикян. Совместными усилиями Котикяна и армянских
проповедников-баптистов из Тбилиси через некоторое время в Ленинакане
была основана баптистская церковь.
Следует отметить о сотрудничестве армян-евангелистов и адептов
Армянской Апостольской церкви. Например, в Батуми решением армянской
общины принадлежащие этим двум христианским течениям школы были
объединены, в результате чего армянская община города приобрела учебное
заведение более высокого уровня.
Армяне-евангелисты активно участвовали также в деятельности
американского «Амеркома», оказывающего помощь Ближнему Востоку. В
частности, армяне-протестанты Грузии активно участвовали в работах
учрежденного в Ахалцихе детского дома. 17 сентября 1919г. «Амерком» в
Тифлисе подписал соглашение с Национальным советом Армении, в рамках
которого в Ахалцихе должен был открыться приют для 500 детей. Приют
начал работу с 285 сиротами. До этого, в апреле 1919г., согласно
подписанному между правительством РА и «Амеркомом» соглашению, с 1 мая
все находящиеся в Армении и Грузии армянские детские приюты и больницы
перешли под в ведомство «Амеркома»5. Это было обусловлено тяжелейшей социально-экономической ситуацией в Армении.
В 1920гг. в Тифлисе, помимо армян-евангелистов, активную деятельность
развернули евангелисты-баптисты. Начав действовать в Тифлисе в 1923г.,
они вскоре организовали многочисленную общину и открыли молельню в
Авлабаре. Укрепившись в Тифлисе, армяне-баптисты перенесли свою
деятельность в Армению и основали в Александрополе Баптистскую церковь. В
1920-1928гг. в Тифлисе пастырем был преподобный Мартирос Тер-Саакян,
которому удалось наладить хорошие отношения с армянами-адептами ААЦ,
немецкими лютеранами, русскими баптистами и другими.
В 1925г. Армянская Евангелическая церковь Тифлиса насчитывала более
60 прихожан и более 200 последователей. Церковь имела также свой хор из
20 человек. В 1926г. правительство Советской Грузии официально признало
Армянскую Евангелическую церковь Тифлиса. Церковь объединяла также
армян-баптистов Тифлиса (в дальнейшем она была переименована в церковь
Евангелических христиан-баптистов). Церковь в то время насчитывала около
80 прихожан. Преподобный Овсеп Ханоян стал одним из первых
рукоположенных пастырей Армянской Евангелической церкви Тифлиса, а
первым священником новосозданной церкви был избран Овсеп Захарян,
который служил в церкви до 1930г., когда в условиях сталинских репрессий
ее деятельность была полностью прекращена. Армяне-евангелисты Тифлиса
были в тесных связях с евангелистами Армении, объединенными в Араратский
союз. Армянская Евангелическая церковь Тифлиса была одной из самых
больших и влиятельных церквей Кавказа.
Даже в жестоких условиях преследований и Второй мировой войны в
Тифлисе армяне-евангелисты продолжили свою деятельность, однако уже в
условиях секретности.
В 1944г. церкви вновь получили право на свою деятельность. Тбилисская
церковь христиан-евангелистов и Баптистская церковь объединились в одну
евангелическую христианско-баптистскую церковь (это название
сохраняется до сих пор) и были включены во Всесоюзный евангелический
союз христиан-баптистов. До 1952г. должность священника церкви занимал
Асир Асирян, а в 1952-1980гг. – Асатур Арутюнян. В 1980-1994гг. пастырем
церкви был Сурен Арутюнян, а в 1991г. был избран второй пастырь –
Мкртыч Хачатрян, который занимал эту должность до 1994г. В 1994г.
пастырем тбилисской церкви был избран преподобный Александр Минасян.
Во второй половине 1990-х гг. Тбилисская церковь насчитывала около
300 прихожан. В течение деятельности Армянской Евангелической
христианско-баптистской церкви Тбилиси 1990-х гг. в разных районах
Грузии – Ахалкалаки, Ахалцихе, Болнисе, Лило, Исаине и пр. – были
открыты новые армянские евангелические церкви, сформировались
евангелические группы. Армяне-евангелисты в Грузии действуют
самостоятельно, однако входят в Евангелический союз христиан-баптистов
Грузии, имеющий более 5000 членов. Этот союз входит в Европейскую
баптистскую федерацию. Кроме того, Армянские евангелические церкви
Грузии создали самостоятельный союз, который входит в Армянский
евангелический союз Армении, Грузии, Восточной Европы и Средней Азии.
Армянская Евангелическая церковь Грузии имеет свое печатное издание –
ежемесячник «Բարի լուր» («Благовещение»)6.
Сегодня на территории Грузии действуют шесть армянских евангелических
структур – пять армянских евангелических церквей и одно армянское
евангелическое братство. Три структуры действуют в Ахалкалаки, по одной –
в Ахалцихе, Тбилиси и Сухуми (отчасти признанном столицей Абхазской
Республики). В Тбилиси действует созданная еще в 1880-х гг. Армянская
Евангелическая церковь, пастырь – преподобный Карен Хачатрян. Пастырем
основанной в 1994г. в селе Кумурдо (Гюмбарда) Ахалкалакского района
Армянской Евангелической церкви является преподобный Валерий Захарян.
Проповедником основанной в ахалкалакском селе Сулда в 1999г. Армянской
Евангелической церкви является Гамо Мгдесян. В ахалкалакской Армянской
Евангелической церкви (основанной в 2004г.) находится также офис
Армянской Евангелической ассоциации Америки. Пастырем этой церкви опять
же является преподобный Валерий Захарян. Кроме того, он является
представителем Армянской Евангелической ассоциации Америки. В 1993г. в
Ахалцихе было основано Армянское Евангелическое братство, председатель
которого – все тот же В.Захарян. Пастырем основанной в 1960г. в Сухуми
Армянской евангелической церкви является Мигран Торосян7. В Абхазии сегодня проживает около 60 армян-евангелистов.
Итак, мы видим, что важную роль в деятельности армянской
протестантской общины играет Валерий Захарян, который одновременно
руководит Армянской евангелической церковью Ахалкалаки, Армянской
евангелической церковью ахалкалакского села Кумурдо и ахалцихским
Армянским Евангелическим братством, а также представляет офис Армянской
Евангелической ассоциации Америки т.е. руководит тремя из шести основных
армянских евангелических структур Грузии.
После открытия в 1991г. в Армении своего представительства Армянская
Евангелическая ассоциация Америки (АЕАА) оказывает содействие
армянам-евангелистам Тбилиси и Сухуми, в частности, в образовательной,
культурной, социальной и организационной сферах.
31 августа 1995г. решением состоявшегося в Ереване общего собрания
центрального органа союза Евангелических церквей Армении, представителей
Армянских Евангелических церквей Грузии и армянского представительства
АЕАА был создан Армянский Евангелический союз Армении, Грузии, Восточной
Европы и Средней Азии. В октябре того же года этот союз стал членом
всемирного Армянского Евангелического совета. Центр союза находится в
Ереване.
Основной целью союза является изучение общего состояния, числа
адептов Армянской Евангелической церкви в Восточной Европе и Центральной
Азии, участие в организации их духовной жизни и помощь этим общинам.
Придается важность сотрудничеству всех армян- евангелистов, а также
местных армянских евангелических структур с Армянской Апостольской
церковью, укреплению связей между армянскими евангелическими общинами,
подготовке квалифицированных служителей церкви.
В центральном органе союза армяне-евангелисты Грузии имеют двух
представителей: один из них – заместитель председателя союза. Их
избирают Армянские Евангелические церкви Грузии. Роль армян-евангелистов
Грузии в руководстве союзом свидетельствует о значении
армян-протестантов Грузии в жизни армян-протестантов в целом.
Созданный в недалеком прошлом Армянский Евангелический союз Армении,
Грузии, Восточной Европы и Средней Азии, призванный поддерживать
действующие за пределами Армении, на территории бывшего Советского Союза
и, в частности, в Грузии, Армянские Евангелические церкви, сегодня
находится в центре внимания и заботы единой армянской евангелической
семьи. Весьма примечательны трогательные слова председателя Всемирного
Армянского Евангелического совета, преподобного Мовсеса П.Чанпазяна,
адресованные пастырям, проповедникам и верующим Армянских Евангелических
церквей Грузии по случаю праздника Святой Пасхи (30 марта, 1997г.): «По
случаю праздника Святой Пасхи мы пишем эти строки от имени Всемирного
Армянского Евангелического совета, заверяя вас, что вы в наших сердцах, и
мы будем благовещения»8.
Армяне-евангелисты Грузии объединены в составе совета Армянских
Евангелических церквей Грузии, входящего в Армянский Евангелический союз
Армении, Грузии, Восточной Европы и Средней Азии, который, в свою
очередь, является членом всемирного совета Армянских Евангелических
церквей.
Таким образом, армяне-протестанты Грузии, при всех своих
особенностях, составляют неотъемлемую часть армянской общины этого
государства. В отличие от большинства других стран, деятельность
армян-протестантов в Грузии имеет весьма богатую историю и насчитывает
примерно полтора столетия. Армяне-протестанты являются одной из
старейших протестантских общин Грузии, поскольку они развернули активную
деятельность еще во времена Российской империи, затем – в советское
время и продолжают ее в сегодняшней независимой Республике Грузия.
Проблемы армян-протестантов Грузии, безусловно, составляют часть
проблем армянства РГ в целом. Армяне-протестанты Грузии активно
сотрудничали с адептами ААЦ и участвовали в решении проблем грузинских
армян. Несомненно, эти связи имеют большой потенциал укрепления и
развития.
1Ղազարյան
Ա., Հայ ավետարանական համայնքներն Արևելյան Հայաստանում մինչև խորհրդային
կարգերի հաստատումը (համառոտ ակնարկ), Հայաստանյայց Ավետարանական եկեղեցի, 1
(53), 2010, էջ 6։ (Казарян А., Армянские евангелические общины в
Восточной Армении до утверждения советского строя (краткий очерк),
Армянская Евангелическая церковь, на арм. яз.).
2Раули Лехтонен, Евангельское пробуждение на Кавказе, Свет для народов, 1, 2009, с. 12, http://lioold.unity.se/download.do?ug=Administrator&f=1_2009_rys.pdf
3Ղազարյան
Ա., Լևոնյան Ռ.Ն., Հայաստանյայց Ավետարանական Եկեղեցի (Հայաստան-Կովկաս),
Երևան, 1999, էջ 139։ (Казарян А., Левонян Р.Н., Армянская Евангелическая
церковь (Армения-Кавказ), на арм. яз.).
4Հայ սփյուռք հանրագիտարան, Երևան, 2003, էջ 563։ (Энциклопедия «Армянская диаспора», , на арм. яз.).
5Казарян А., Левонян Р.Н., указ. соч., сс. 175-176.
6Там же, с. 48.
7AMAA
Directory 2010: Armenian Evangelical Churches, Institutions,
Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 11, http://www.amaa.org/Directory%20for%20website.pdf.
8Казарян А., Левонян Р.Н., указ. соч., сс. . 152-153.
«Глобус Национальная безопасность», номер 1, 2011
|