Вторник, 18.06.2019, 15:41

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Март » 30 » АРМЯНСКАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ ОБЩИНА ГРУЗИИ
10:54
АРМЯНСКАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ ОБЩИНА ГРУЗИИ
Тигран Ганаланян

Т.Ганаланян - эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк»

Исследование армянской протестантской общины Грузии важно в контексте изучения армянства Грузии, равно как и задач армян-протестантов (евангелистов) в целом.

В Республике Грузия (в том числе армянском Самцхе-Джавахке), помимо армян-католиков и адептов Армянской Апостольской церкви (ААЦ), есть также армяне-протестанты. Образование армянского протестантства в Грузии обусловлено общим распространением протестантства, преимущественно евангеличества, среди восточных армян.

В Восточной Армении, за исключением Карабаха, в отличие от Западной Армении, Тифлиса и других регионов Кавказа, евангеличество возникло без посредничества иностранных проповедников1. Деятельность иностранных миссионеров среди восточных армян охватывала области вне Восточной Армении – в частности, армянонаселенные центры Закавказья. Центрами восточных армян-протестантов стали Арцах, Ереван, ряд населенных пунктов современной Грузии.

Армянская протестантская община Грузии – одна из первых в армянской действительности. Это обусловлено, в частности, тем, что еще с середины XIXв. и до сих пор на территории нынешней Грузии и, в частности, в Тифлисе активно действуют отдельные евангелические проповедники.

Если среди западных армян распространение протестантства было в основном связано с американскими миссионерскими обществами, то в армянских центрах Кавказа выделялись европейские (в частности, немецкие, шведские, швейцарские) проповедники-протестанты. Одними из первых проповедников протестантства на Кавказе были обосновавшиеся в Пятигорске шведские протестанты, немецкие протестанты-пятидесятники, проделавшие большую работу по распространению протестантства на Кавказе. В распространении протестантства среди тифлисских армян важную роль сыграли немецкие эмигранты-лютеране.

Примечательно, что обосновавшиеся в Тифлисе и других центрах Кавказа немцы-лютеране проводили широкомасштабную проповедническую работу по распространению протестантства в различных армянонаселенных районах.

Как в Тифлисе, так и в Шуши, Баку, Шемахе, Ереване, Александрополе, Карсе и других местах были группы евангелистов, которые не принадлежали к лютеранской церкви, официально не признавались отдельными евангелическими обществами и считались вольными евангелистами. Армяне-евангелисты Кавказа не были объединены и не имели организованной евангелической церкви. В 1870-х гг. началось движение, нацеленное на объединение разных групп восточных армян-евангелистов. Этому способствовали армянские деятели американской и британской Библейской ассоциации (они обходили евангелические группы Баку, Шуши, Тифлиса, Восточной Армении и пытались объединить их). В 1870г. американское миссионерское общество «Борд» начало помогать армянским евангелическим общинам Закавказья. Кроме того, важна была позиция Лютеранской церкви, принуждающей армян-евангелистов иметь отдельную административную организацию. В середине 1880-х гг. немцы-лютеране, под властью которых находились армянские лютеранские общины Шамахи и Баку, всячески стремились объединить всех армян-евангелистов Кавказа с Лютеранской церковью.

В Тифлисе, который был центром Закавказья, армяне общались с протестантскими проповедниками других национальностей. Проживавшие в Грузии немцы-протестанты также оказывали влияние на местных армян.

В укреплении позиций армян-протестантов в Грузии, формировании организационных структур большой вклад внес преподобный Абрам Амирханян. Именно по его инициативе сформировалась Армянская Евангелическая церковь Тифлиса. Амирханян наладил отношения с некоторыми видными армянскими деятелями того времени. Кроме него в Тифлисе долгие годы (вплоть до 1920г.) действовал преподобный Маркар Тер-Асатурян. Амирханян был одним из выдающихся протестантских деятелей не только армянской общины, но и всего Кавказа. Со второй половины 1880-х гг. во всем Закавказье и, в частности, в Грузии начались преследования протестантов. Так, были арестованы видные протестантские деятели Василий Павлов, Никита Воронин и Абрам Амирханян2.

Примечательно также, что в русских евангелических церквях Тифлиса также были армяне-евангелисты. Важным событием в жизни армян-протестантов не только Грузии, но и всего Закавказья был состоявшийся в 1909г. форум армян-евангелистов Кавказа, в котором участвовали представители армянских евангелических общин Тифлиса (М.Тер-Асатурян, Л.Э.Ларсо), Еревана (Ваан Микаелян), Баку (Александр Тарян, Абрам Мелик-Джанян), Карса (Саркис Левонян), Шамаха (Самвел Иванов) и Персии, а также секретарь Шведского миссионерского общества Вильгельм Сиохолм, шведский проповедник Вильгельм Сарве и другие. Однако этот форум также не смог объединить Армянские Евангелические церкви Кавказа в один союз3.

В 1914-1918гг. армяне-лютеране и баптисты (лютеране Шуши, Шемахи и Тифлиса и баптисты Баку) и их церкви были официально признаны российским правительством В жизни армян-протестантов Тифлиса важное значение имело перемещение армян-евангелистов и баптистов в Баку и Тифлис, обусловленное геноцидом армян в Баку.

Среди армянского протестантства Кавказа значительно повысилась роль армян-протестантов Тифлиса, что было обусловлено ослаблением и ликвидацией армянских протестантских общин на территории азербайджанского государства. Таким образом, после ликвидации евангелическо-лютеранского братства Шемахи и общины бакинской армянской баптистской общины центрами армянского евангеличества в Закавказье стали Армения (Ереван, Александрополь) и Тифлис.

Кроме Тифлиса, армянские евангелические-баптистские общины были тогда и в ряде районов Грузии – Ахалцихе, Батуми, Сухуми4. Однако здесь положение армян-протестантов было намного тяжелее. Например, евангелисты Ахалциха, число которых было несколько десятков, не имели ни церкви, ни пастыря. Немногочисленная община армян-евангелистов Батуми также не имела церкви.

Армяне-протестанты Грузии активно содействовали армянам-протестантам в Восточной Армении. Примечательным было содействие армян-евангелистов Тифлиса в начале ХХв. детскому приюту армянской евангелической общины Еревана. Из Тифлиса, Батуми и других местностей армяне-евангелисты часто приезжали в Армению, чтобы ознакомиться с деятельностью и проблемами своих единоверцев. Результатом совместной деятельности армян-евангелистов Армении и Грузии было также основание баптистской церкви в Гюмри, где активную деятельность среди местных баптистов осуществлял М.Котикян. Совместными усилиями Котикяна и армянских проповедников-баптистов из Тбилиси через некоторое время в Ленинакане была основана баптистская церковь.

Следует отметить о сотрудничестве армян-евангелистов и адептов Армянской Апостольской церкви. Например, в Батуми решением армянской общины принадлежащие этим двум христианским течениям школы были объединены, в результате чего армянская община города приобрела учебное заведение более высокого уровня.

Армяне-евангелисты активно участвовали также в деятельности американского «Амеркома», оказывающего помощь Ближнему Востоку. В частности, армяне-протестанты Грузии активно участвовали в работах учрежденного в Ахалцихе детского дома. 17 сентября 1919г. «Амерком» в Тифлисе подписал соглашение с Национальным советом Армении, в рамках которого в Ахалцихе должен был открыться приют для 500 детей. Приют начал работу с 285 сиротами. До этого, в апреле 1919г., согласно подписанному между правительством РА и «Амеркомом» соглашению, с 1 мая все находящиеся в Армении и Грузии армянские детские приюты и больницы перешли под в ведомство «Амеркома»5. Это было обусловлено тяжелейшей социально-экономической ситуацией в Армении.

В 1920гг. в Тифлисе, помимо армян-евангелистов, активную деятельность развернули евангелисты-баптисты. Начав действовать в Тифлисе в 1923г., они вскоре организовали многочисленную общину и открыли молельню в Авлабаре. Укрепившись в Тифлисе, армяне-баптисты перенесли свою деятельность в Армению и основали в Александрополе Баптистскую церковь. В 1920-1928гг. в Тифлисе пастырем был преподобный Мартирос Тер-Саакян, которому удалось наладить хорошие отношения с армянами-адептами ААЦ, немецкими лютеранами, русскими баптистами и другими.

В 1925г. Армянская Евангелическая церковь Тифлиса насчитывала более 60 прихожан и более 200 последователей. Церковь имела также свой хор из 20 человек. В 1926г. правительство Советской Грузии официально признало Армянскую Евангелическую церковь Тифлиса. Церковь объединяла также армян-баптистов Тифлиса (в дальнейшем она была переименована в церковь Евангелических христиан-баптистов). Церковь в то время насчитывала около 80 прихожан. Преподобный Овсеп Ханоян стал одним из первых рукоположенных пастырей Армянской Евангелической церкви Тифлиса, а первым священником новосозданной церкви был избран Овсеп Захарян, который служил в церкви до 1930г., когда в условиях сталинских репрессий ее деятельность была полностью прекращена. Армяне-евангелисты Тифлиса были в тесных связях с евангелистами Армении, объединенными в Араратский союз. Армянская Евангелическая церковь Тифлиса была одной из самых больших и влиятельных церквей Кавказа.

Даже в жестоких условиях преследований и Второй мировой войны в Тифлисе армяне-евангелисты продолжили свою деятельность, однако уже в условиях секретности.

В 1944г. церкви вновь получили право на свою деятельность. Тбилисская церковь христиан-евангелистов и Баптистская церковь объединились в одну евангелическую христианско-баптистскую церковь (это название сохраняется до сих пор) и были включены во Всесоюзный евангелический союз христиан-баптистов. До 1952г. должность священника церкви занимал Асир Асирян, а в 1952-1980гг. – Асатур Арутюнян. В 1980-1994гг. пастырем церкви был Сурен Арутюнян, а в 1991г. был избран второй пастырь – Мкртыч Хачатрян, который занимал эту должность до 1994г. В 1994г. пастырем тбилисской церкви был избран преподобный Александр Минасян.

Во второй половине 1990-х гг. Тбилисская церковь насчитывала около 300 прихожан. В течение деятельности Армянской Евангелической христианско-баптистской церкви Тбилиси 1990-х гг. в разных районах Грузии – Ахалкалаки, Ахалцихе, Болнисе, Лило, Исаине и пр. – были открыты новые армянские евангелические церкви, сформировались евангелические группы. Армяне-евангелисты в Грузии действуют самостоятельно, однако входят в Евангелический союз христиан-баптистов Грузии, имеющий более 5000 членов. Этот союз входит в Европейскую баптистскую федерацию. Кроме того, Армянские евангелические церкви Грузии создали самостоятельный союз, который входит в Армянский евангелический союз Армении, Грузии, Восточной Европы и Средней Азии. Армянская Евангелическая церковь Грузии имеет свое печатное издание – ежемесячник «Բարի լուր» («Благовещение»)6.

Сегодня на территории Грузии действуют шесть армянских евангелических структур – пять армянских евангелических церквей и одно армянское евангелическое братство. Три структуры действуют в Ахалкалаки, по одной – в Ахалцихе, Тбилиси и Сухуми (отчасти признанном столицей Абхазской Республики). В Тбилиси действует созданная еще в 1880-х гг. Армянская Евангелическая церковь, пастырь – преподобный Карен Хачатрян. Пастырем основанной в 1994г. в селе Кумурдо (Гюмбарда) Ахалкалакского района Армянской Евангелической церкви является преподобный Валерий Захарян. Проповедником основанной в ахалкалакском селе Сулда в 1999г. Армянской Евангелической церкви является Гамо Мгдесян. В ахалкалакской Армянской Евангелической церкви (основанной в 2004г.) находится также офис Армянской Евангелической ассоциации Америки. Пастырем этой церкви опять же является преподобный Валерий Захарян. Кроме того, он является представителем Армянской Евангелической ассоциации Америки. В 1993г. в Ахалцихе было основано Армянское Евангелическое братство, председатель которого – все тот же В.Захарян. Пастырем основанной в 1960г. в Сухуми Армянской евангелической церкви является Мигран Торосян7. В Абхазии сегодня проживает около 60 армян-евангелистов.

Итак, мы видим, что важную роль в деятельности армянской протестантской общины играет Валерий Захарян, который одновременно руководит Армянской евангелической церковью Ахалкалаки, Армянской евангелической церковью ахалкалакского села Кумурдо и ахалцихским Армянским Евангелическим братством, а также представляет офис Армянской Евангелической ассоциации Америки т.е. руководит тремя из шести основных армянских евангелических структур Грузии.

После открытия в 1991г. в Армении своего представительства Армянская Евангелическая ассоциация Америки (АЕАА) оказывает содействие армянам-евангелистам Тбилиси и Сухуми, в частности, в образовательной, культурной, социальной и организационной сферах.

31 августа 1995г. решением состоявшегося в Ереване общего собрания центрального органа союза Евангелических церквей Армении, представителей Армянских Евангелических церквей Грузии и армянского представительства АЕАА был создан Армянский Евангелический союз Армении, Грузии, Восточной Европы и Средней Азии. В октябре того же года этот союз стал членом всемирного Армянского Евангелического совета. Центр союза находится в Ереване.

Основной целью союза является изучение общего состояния, числа адептов Армянской Евангелической церкви в Восточной Европе и Центральной Азии, участие в организации их духовной жизни и помощь этим общинам. Придается важность сотрудничеству всех армян- евангелистов, а также местных армянских евангелических структур с Армянской Апостольской церковью, укреплению связей между армянскими евангелическими общинами, подготовке квалифицированных служителей церкви.

В центральном органе союза армяне-евангелисты Грузии имеют двух представителей: один из них – заместитель председателя союза. Их избирают Армянские Евангелические церкви Грузии. Роль армян-евангелистов Грузии в руководстве союзом свидетельствует о значении армян-протестантов Грузии в жизни армян-протестантов в целом.

Созданный в недалеком прошлом Армянский Евангелический союз Армении, Грузии, Восточной Европы и Средней Азии, призванный поддерживать действующие за пределами Армении, на территории бывшего Советского Союза и, в частности, в Грузии, Армянские Евангелические церкви, сегодня находится в центре внимания и заботы единой армянской евангелической семьи. Весьма примечательны трогательные слова председателя Всемирного Армянского Евангелического совета, преподобного Мовсеса П.Чанпазяна, адресованные пастырям, проповедникам и верующим Армянских Евангелических церквей Грузии по случаю праздника Святой Пасхи (30 марта, 1997г.): «По случаю праздника Святой Пасхи мы пишем эти строки от имени Всемирного Армянского Евангелического совета, заверяя вас, что вы в наших сердцах, и мы будем благовещения»8.

Армяне-евангелисты Грузии объединены в составе совета Армянских Евангелических церквей Грузии, входящего в Армянский Евангелический союз Армении, Грузии, Восточной Европы и Средней Азии, который, в свою очередь, является членом всемирного совета Армянских Евангелических церквей.

Таким образом, армяне-протестанты Грузии, при всех своих особенностях, составляют неотъемлемую часть армянской общины этого государства. В отличие от большинства других стран, деятельность армян-протестантов в Грузии имеет весьма богатую историю и насчитывает примерно полтора столетия. Армяне-протестанты являются одной из старейших протестантских общин Грузии, поскольку они развернули активную деятельность еще во времена Российской империи, затем – в советское время и продолжают ее в сегодняшней независимой Республике Грузия.

Проблемы армян-протестантов Грузии, безусловно, составляют часть проблем армянства РГ в целом. Армяне-протестанты Грузии активно сотрудничали с адептами ААЦ и участвовали в решении проблем грузинских армян. Несомненно, эти связи имеют большой потенциал укрепления и развития.

1Ղազարյան Ա., Հայ ավետարանական համայնքներն Արևելյան Հայաստանում մինչև խորհրդային կարգերի հաստատումը (համառոտ ակնարկ), Հայաստանյայց Ավետարանական եկեղեցի, 1 (53), 2010, էջ 6։ (Казарян А., Армянские евангелические общины в Восточной Армении до утверждения советского строя (краткий очерк), Армянская Евангелическая церковь, на арм. яз.).

2Раули Лехтонен, Евангельское пробуждение на Кавказе, Свет для народов, 1, 2009, с. 12, http://lioold.unity.se/download.do?ug=Administrator&f=1_2009_rys.pdf

3Ղազարյան Ա., Լևոնյան Ռ.Ն., Հայաստանյայց Ավետարանական Եկեղեցի (Հայաստան-Կովկաս), Երևան, 1999, էջ 139։ (Казарян А., Левонян Р.Н., Армянская Евангелическая церковь (Армения-Кавказ), на арм. яз.).

4Հայ սփյուռք հանրագիտարան, Երևան, 2003, էջ 563։ (Энциклопедия «Армянская диаспора», , на арм. яз.).

5Казарян А., Левонян Р.Н., указ. соч., сс. 175-176.

6Там же, с. 48.

7AMAA Directory 2010: Armenian Evangelical Churches, Institutions, Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 11, http://www.amaa.org/Directory%20for%20website.pdf.

8Казарян А., Левонян Р.Н., указ. соч., сс. . 152-153.

«Глобус Национальная безопасность», номер 1, 2011
Просмотров: 875 | Добавил: voskepar | Теги: пять армянских евангелических церкв, Армянская Евангелическая ассоциация | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2019