Пятница, 19.04.2024, 11:24

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Май » 28 » АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ АЗЕРБАЙДЖАНА
11:02
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ АЗЕРБАЙДЖАНА
Диана Галстян, Варужан Гегамя
В развитых странах в процессе вынесения решений в государственной и общественной сферах важную роль играют так называемые «мозговые центры» (Think Tanks, далее – МЦ). Национальная безопасность более чем когда-либо обусловлена умением организовать и использовать существующие интеллектуальные ресурсы в соответствии с национальными интересами, и МЦ2 занимают в этом особое место. Без развитого независимого экспертного сообщества современные государства не могут противостоять стоящим перед ними внутренним и внешним вызовам. Если на Западе МЦ – давно состоявшиеся институты, то в постсоветских государствах они или аналогичные по своим функциям центры только-только формируются и пытаются внедриться в процесс «вынесения решений».

Азербайджан также не является исключением. Существующие в стране аналитические центры отчасти пытаются дойти до соответствия критериям западных центров, используя их опыт, однако, тем не менее, у них есть свои особенности, которые представим ниже.

Общая характеристика

Согласно представленному 18 января 2011г. Пенсильванским университетом «Всемирному рейтингу мозговых центров», сегодня в мире насчитывается 6480 МЦ3. Рейтинг составлен на основе опроса нескольких тысяч ученых и экспертов, оценивших работу этих организаций. В этом списке на долю Азербайджана выпало 12 центров (для сравнения отметим, что в Армении и Грузии их по 14) во главе с «Центром социального и экономического развития», который среди 25 лучших МЦ Европы занимает 14-ое место. По данным 2010г., среди МЦ Азербайджана лидирует «Ассоциация свободных мыслителей» («Free Minds Association»).

Выясним, насколько отмеченные 12 центров соответствуют требованиям МЦ.

Аналитические центры в Азербайджане в плане организационной формы являются:

  1. академическими исследовательскими и образовательными институтами,
  2. сформированными при государственных структурах центрами и
  3. общественными организациями.

Наличие последней группы обусловлено тем, что азербайджанские МЦ в основном регистрируются как общественные организации – во избежание проблем с выплатой налогов и из-за отсутствия соответствующего законодательного статуса. Большинство из зарегистрированных в стране 2467 общественных организаций «разворачивают деятельность только на бумаге». Однако рядом с ними есть такие, которые занимаются активной, в том числе, исследовательской и пропагандистской работой. Зачастую такая деятельность приближает их к функциям МЦ. Доказательством сказанному – участие (наряду с научно-исследовательскими структурами) представителей ряда общественных организаций в работе круглого стола на тему «Мозговая атака в XXI веке: задачи и идеи», инициированного Центром стратегических исследований при президенте Азербайджана в 2010г.4

По вышеупомянутым причинам зачастую трудно бывает уточнить, на самом ли деле та или иная организация является МЦ или нет. Исходя из этого, ведущие исследовательские организации страны вынесли решение представить государству законодательные поправки, которые дадут возможность выделить сегмент собственно МЦ.

Независимо от формы организации, основными обозримыми направлениями их деятельности являются:

  1. экономические исследования,
  2. международные отношения,
  3. пропаганда (провластная и антиармянская),
  4. внутриобщественные вопросы,
  5. задачи тюркского мира.

Рассмотрим, какую деятельность разворачивает каждая из этих структур.

Так, из академических исследовательских институтов можно выделить Хазарский (Каспийский) университет (1991г.) и Азербайджанскую дипломатическую академию (2006г.) и их исследовательские центры. Они готовят высококлассные и соответствующие западным критериям кадры, которые еще во время учебы вовлекаются в исследовательскую работу.

Наличие действующих при университетах исследовательских структур (довольно принятая практика в развитых странах) позволяет посредством студентов обеспечить вовлечение новых экспертных кадров в работы аналитических центров.

Из сформированных при государственных структурах центров можно отметить Центр стратегических исследований при Министерстве иностранных дел, а также созданный при Министерстве экономического развития Институт научных исследований и экономических реформ. «Исследовательский продукт» этих учреждений в основном используется в режиме закрытого доступа.

Наиболее известным из созданных по государственной инициативе центров является учрежденный в ноябре 2007г. указом президента Азербайджана Центр стратегических исследований при президенте Азербайджана (SAM), претендующий на «звание» think-tank. Он выражает интересы властей и получает от государства большую финансовую поддержку. Центр разворачивает деятельность по самым разным направлениям, в том числе активно участвует в антиармянской пропаганде. Руководитель и эксперты центра используют любой повод, чтобы озвучить на месте и, в частности, в ходе организуемых в зарубежных странах различных мероприятий позицию Азербайджана в вопросе Карабахского конфликта и Ходжалинских событий, а также распространить антиармянские настроения.

В 2010г. Центр стратегических исследований выступил с инициативой создания Национального экспертного совета, который должен координировать работу МЦ. Цель инициативы – создать в Азербайджане единую аналитическую «продукцию», в которой будут участвовать все научно-исследовательские аналитические центры5. Возможно, целью инициативы является увеличение государственного контроля над интеллектуальным полем Азербайджана. Помимо заявлений об этой инициативе, других публичных шагов в этом направлении не делалось.

В феврале 2011г. исполняющим обязанности директора центра была назначена Гюльшан Пашаева – заместитель бывшего директора Эльхана Нуриева. 21 января 2011г. по приказу Ильхама Алиева Нуриев был освобожден от работы.

Из общественных организаций известен центр по оказанию социологических услуг Pulse R, который каждый год при содействии фонда Фридриха Эберта проводит опросы о социально-экономической ситуации Азербайджана, жизненном уровне, доходах населения, доверии к властям, деятельности общественных институтов, отношении общества к происходящим в Азербайджане и в мире событиям. Учитывая, что эти исследования редактируются также Расимом Мусабековым, который в 2010г. был избран депутатом Милли Меджлиса, и зная об ограничениях в отношении свободы информации в Азербайджане, к результатам этих исследований не могут приниматься безоговорочно. Тем не менее они передают определенные данные об обществе Азербайджана.

В Азербайджане действуют также центры чисто экономической направленности, которые сравнительно независимы, достаточно профессиональны и сотрудничают с западными и экономически развитыми азиатскими государствами. В ряду этих центров выделяются уже упомянутый Центр социального и экономического развития (основан 1 января 2005г.)6, который в этом году был провозглашен ведущим МЦ в Азербайджане и занимает 14-ое место среди лучших МЦ Восточной Европы. Центр проводит в основном исследования экономической, социальной, энергетической сфер Азербайджана, оказывает консалтинговые услуги.

По данным 2010г., ведущий «Free Minds Association» считается первым учрежденным в Азербайджане МЦ (основан в 2005г.), цель которого – распространение свободной мысли, справедливости, прав человека, толерантности. Ассоциация тесно сотрудничает с либеральными организациями стран СНГ, Европы и США. Учредителю и председателю Ассоциации Туралу Велиеву в декабре 2007г. был присужден приз Стокгольмской сети Golden Umbrella (Золотой зонт) в номинации «Лучший мозговой центр в сфере рыночных экономик»7.

Центр экономических исследований (основан 1 января 2005г.) проводит анализ происходящих в стране социально-экономических событий, предоставляет экономические консалтинговые услуги, разрабатывает программы экономических реформ, периодически представляет отчеты о показателях потребительских цен.

Внутреннее сотрудничество

При изучении азербайджанских исследовательских организаций стало ясно, что они почти не сотрудничают друг с другом. Эту ситуацию характеризует прозвучавшее во время Круглого стола организованного по инициативе Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана: «Согласно международным данным, в нашей стране (по данным 2009г.) действуют 12 МЦ. Я хочу спросить у присутствующих, кто из вас знает об остальных 12?»8 Во время вышеупомянутого обсуждения с инициативой начать внутреннее сотрудничество выступил Центр стратегических исследований при президенте Азербайджана, к которому со своими предложениями присоединились другие присутствующие исследовательские организации. В частности, помимо формирования экспертного совета МЦ или союза МЦ, был предложен также механизм проведения тендеров (Например, «МЦ года», «Идея года» и пр.), составление годовых рейтингов, обеспечение диалога с государственными органами и, наконец, создание «аналитического рынка».

Внешнее сотрудничество

Азербайджанские МЦ сотрудничают с различными международными структурами, банками, фондами9, а также центрами других стран. В плане налаживания связей с разными странами особенно активен Центр стратегических исследований при президенте Азербайджана. За очень короткое время центр наладил связи с МЦ Турции, США, Великобритании, Израиля, Германии, Китая, России10, Грузии, Польши, Казахстана, Узбекистана, Норвегии и других стран. Это сотрудничество осуществляется в форме организуемых совместно научных аналитических проектов (конференций, Круглых столов), взаимных визитов руководителей и сотрудников МЦ, обмена опытом.

В частности, активное сотрудничество разворачивается с ведущими МЦ Турции. Азербайджанские центры наладили связи с Турецко-азиатским центром стратегических исследований (TASAM), международной организацией стратегических исследований (USAK), международным центром стратегических исследований Турции (USAD), фондом политических, экономических и общественных исследований (SETA). До 2008г. довольно эффективными были также связи с известным в Турции центром евразийских стратегических исследований ASAM11. 7 марта 2011г. центр стратегических исследований при МИД Турции и центр стратегических исследований при президенте Азербайджана подписали меморандум о сотрудничестве. Можно предположить, что этот факт создает возможность дополнительных связей и влияния для турецкого дипломатического корпуса, чтобы влиять на азербайджанский аналитический центр.

В свою очередь, центр стратегических исследований диаспоры и лобби выступил с инициативой координации МЦ турецких стран. Необходимо отметить, что этот центр создал также базу ресурсов об интеллектуальной деятельности азербайджанцев мира.

В то же время нужно отметить, что часть азербайджанских МЦ, в стиле аналогичных структур, уделяет достаточно большое внимание вопросам «тюркского мира». Некоторые из них имеют на своих сайтах соответствующие рубрики.

Некоторые азербайджанские центры вовлечены в стартовавший в апреле 2008г. проект «Турецкий диалог аналитических центров»12. Кроме того, азербайджанские МЦ участвуют в форумах МЦ стран – членов организации «Исламская конференция», вовлечены в сети независимых МЦ PASOS, европейской сети «Стокгольм», Atlas Network, Global Developed Network.

Азербайджанские МЦ пытаются по возможности расширить рамки сотрудничества, присутствуя на той или иной конференции, либо выступают как приглашающая сторона. Зачастую целью этого участия бывает еще раз говорить об арцахском конфликте и представить азербайджанскую точку зрения по этому вопросу.

Исследовательские центры или МЦ?

Хотя первые исследовательские центры в Азербайджане были созданы в 1994-95гг.13, трудно назвать их think-tank в классическом смысле этого слова. На пути соответствия классическим мозговым центрам14 азербайджанские МЦ пока имеют серьезные препятствия. Могут ли азербайджанские МЦ влиять на вынесение решений, что является одной из их основных функций? Полагаем, сегодня это невозможно, учитывая известный факт авторитарной системы управления Азербайджана. Деятельность азербайджанских МЦ курируется инструкциями властей, точнее действует прямая и односторонняя связь правительство-МЦ. По словам эксперта по экономическим вопросам Зограба Исмаила, Милли Меджлис на практике полностью зависит от воли исполнительной власти, и если даже азербайджанским МЦ удастся на 30-40% влиять на принятие решений, все равно будут приняты те решения, инициатива которых принадлежит исполнительной власти15.

Другой проблемой является финансирование. За некоторыми исключениями, азербайджанские центры имеют ограниченные материальные ресурсы. Примечательно, что азербайджанские экспертные круги выступили с предложением создать «Фонд содействия МЦ» наподобие существующих в стране аналогичных структур. Одним из таких структур является «Фонд государственного содействия развитию СМИ при президенте Азербайджана», который выделяет достаточно средств СМИ для реализации их проектов. В таких условиях можно предположить, во что превратится «Фонд содействия МЦ».

В целом, большое финансовое содействие созданию азербайджанских исследовательских центров оказывают иностранные правительства и фонды. Это содействие в основном входит в формат программ формирования гражданского общества. Этот механизм в определенной степени дает МЦ возможность свободного действия, в то же время не обеспечивая полной независимости. Тогда как независимость является предусловием эффективной деятельности МЦ, что, по нашему убеждению, невозможно в современном Азербайджане. Деятельность азербайджанских МЦ контролируется режимом. Получая финансирование от государства или какой-либо организации, центры вынуждены бывают следовать их требованиям. Естественно, сросшаяся с государством власть не финансирует центры, не представляющие ее интересы и имеющие альтернативные взгляды. В этих условиях почти невозможно говорить о независимых, объективных и эффективных МЦ. Институт мира и демократии, директор которого Лейла Юнусова была одним из инициаторов создания «мозговых центров» в Азербайджане, вначале разворачивала довольно активную деятельность, однако в последнее время действует пассивно из-за скудости финансовых средств. Отсутствие финансирования обусловлено антивластными заявлениями, которые периодически делает центр и лично Лейла Юнусова16. Известно, что против Юнусовой даже было возбуждено уголовное дело.

Перспективы

Таким образом, что ждет исследовательские центры Азербайджана? Какие у них перспективы? В последнее время заметна значительная активность: в Азербайджане делаются некоторые шаги по созданию МЦ, соответствующих требованиям времени. Из них можно отметить командирование в 2009г. 8 азербайджанских делегатов в США в рамках программы USAID с целью изучения опыта и деятельности американских центров. Многолетнее сотрудничество с центрами различных стран способствует развитию азербайджанских МЦ.

Примечательно, что в 2011г. был дан старт проекту «Электронного мозгового центра» (E-Think-tank). Его реализуют Союз выпускников Азербайджана («Alumni Network») и Фонд Маршалла (Германия). Цель проекта – исследовать пути решения проблем азербайджанского общества и создать МЦ. Причем, в эту программу вовлечен Аднан Хаджизаде – один из двух азербайджанских блоггеров, арестованных в 2009г. за политическое инакомыслие.

С другой стороны, сплочением МЦ заинтересована также администрация президента Азербайджана. Мы уже писали о круглом столе-дискуссии на тему «Мозговая атака в XXI веке: задачи и идеи», организованной в 2010г. по инициативе Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана. Целью дискуссии было представить реальную картину мозговых центров, оценить существующие интеллектуальные ресурсы, реальную деятельность организаций, считающих себя «мозговыми центрами», механизмы сотрудничества, царящую в мировой рейтинговой таблице ситуацию, экспертную среду и другие вопросы. В круглом столе-дискуссии участвовали руководителя ряда аналитических исследовательских организаций17.

Таким образом, дальнейшие развития азербайджанских МЦ, по нашему мнению, могут протекать по следующим вариантам. Согласно первому варианту, они, в конце концов, смогут стать свободными центрами с различными финансовыми источниками и передать новое качество интеллектуальной продукции и государственному управлению Азербайджана. Согласно второму варианту, они станут в основном независимыми экспертными центрами, но с государственным финансированием. Или, согласно третьему варианту, власти Азербайджана начнут устанавливать более строгий контроль над интеллектуальным, аналитическим сообществом, станут основным, если не единственным «заказчиком» «интеллектуальной продукции» и тематической направленности, финансируя только провластные центры и лишая возможности деятельности выразителей независимых или альтернативных взглядов. Первые два варианта в условиях нынешнего азербайджанского режима считаем маловероятными: наиболее реалистичен третий вариант.

1 Эксперты Центра информационных исследований НОФ «Нораванк».

2 Гагик Арутюнян, «Мозговые центры» и национальная безопасность, «21-րդ Դար», # 1 (35), 2011.

3 Рейтинги определяются в рамках программы «Think Tanks and Civil Societies Program». Впервые были представлены в 2009г., сегодня имеют ежегодный характер. См. http://www.gotothinktank.com/wp-content/uploads/2010GlobalGoToReport-ThinkTankIndex-UNEDITION-v13.pdf.

4 В числе участников были центр стратегических исследований журналистов «Доктрина», информационное агентство «МилАз», Кавказский центр стратегических исследований, аналитико-информационное агентство «3-ий взгляд», «Организация освобождения Карабаха», центр исследований современных социальных процессов «Ареат», Центр независимых экологических прогнозов, Центр плюрализма «Инам» (Вера), ассоциация «Свободные мыслители», ассоциация сотрудничества Азербайджан-Атлантика, центр стратегических исследований диаспоры и лобби, общественный союз социально-экономических исследований, центр синергетических исследований, центр политических и экономических исследований и т.д. http://sam.gov.az/sites/default/files/publications/analitik_baxis2.pdf.

5 http://www.1news.az/politics/20100608114946294.html.

6См. Диана Галстян, Аракс Пашаян, «Деятельность некоторых исследовательских центров Азербайджана», «Глобус Национальная безопасность», 5(9), 2009.

7Подробности о Центре см. на http://www.azadliqciragi.org.

8См. http://sam.gov.az/sites/default/files/publications/analitik_baxis2.pdf.

9В ряду сотрудничающих организаций – Всемирный банк, Азиатский банк развития, Всемирная торговая организация, Общественная ассоциация защиты США, Институт открытого общества, фонд «Евразия», фонд Джермана Маршалла, фонд Джорджа Сороса и пр.

1014 марта 2011г. в Москве был подписан меморандум между Российским институтом стратегических исследований (РИСИ) и центром стратегических исследований при президенте Азербайджана.

11Этот известный в Турции стратегический центр в 2008г. прекратил свою деятельность из-за лишения финансовой поддержки, см. Арестакес Симаворян, Турецкие аналитические центры: теория и актуальность, «Глобус Национальная безопасность», 3 (7), 2009г., http://noravank.am/upload/pdf/3_globus_National.pdf.

127-12 апреля 2008г. представители аналитических центров 24 стран собрались в Турции для обсуждения международных и региональных вопросов, налаживания сотрудничества и создания коммуникационной сети аналитических центров.

13См. Диана Галстян, Аракс Пашаян, «Деятельность некоторых исследовательских центров Азербайджана», «Глобус Национальная безопасность», 5(9), 2009.

14См. Гагик Арутюнян, «Мозговые центры» и национальная безопасность, «21-րդ Դար», # 1 (35), 2011.

15 http://www.zerkalo.az/2009-08-22/politics/2062-thinktank-azerbaijan-center.

16См. http://www.regnum.ru/news/1205850.html;
http://www.radioazadlyg.org/content/article/2301396.html.

17См. http://sam.gov.az/sites/default/files/publications/analitik_baxis2.pdf.

«Глобус Национальная безопасность», номер 3, 2011
Источник:фонд "Нораванк"
Просмотров: 1147 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024