Армянскому политическому и общественному сознанию надо восстанавливать утерянное в веках государственное мышление и инстинкт
Осмысление и понимание масштабных явлений требуют времени.
Чтобы понять и оценить динамику развития арцахской проблемы,
насчитывающей уже несколько десятилетий, недостаточно принимать во
внимание события последних нескольких лет или тем более месяцев.
Подобный взгляд и сделанные из него выводы, как правило, оказываются
некорректными.
Сегодня уже можно говорить о политическом и историческом опыте
армянского народа, приобретенном им в борьбе за освобождение Арцаха, а
также о некоторых выводах, один из которых говорит о бесперспективности
попыток давления на Армянский мир (HayocAshkhar) с целью принудить его
отказаться от плодов арцахской победы. Сегодня внешнему миру уже сложнее
просчитать реакцию армянства, которое, как показала практика, в
состоянии разглядеть в тумане недоговорок, полунамеков и многословия
политиков и дипломатов на мировых информационных площадках угрозу
армянским национальным интересам и сформировать адекватный отклик.
Попытки надавить на армянскую сторону раз за разом приводят не только
к пробуждению армянства, но и к более ясному пониманию того, что
арцахская проблема является частью общего Армянского вопроса.
Результатом общественной активности становится уточнение позиций и более
четкое понимание экспертным сообществом, политиками и общественными
деятелями того, в каких терминах и понятиях должна обсуждаться проблема
Арцаха. Возможно, даже не отдавая себе отчета, армянство за прошедшие
десятилетия сумело избавиться от ряда ложных или ставших неадекватными
понятий и подходов, в рамках которых происходило развитие арцахской
проблемы. Армянское общество практически полностью отказалось от таких
терминов, как "пояс безопасности", "территории вне Нагорного Карабаха" и
т.д., перейдя к тем, которые отражают реальную действительность, -
"освобожденные территории", "территория НКР".
Другим позитивным примером может служить так называемая проблема
карт. До недавнего времени в армянском информационном пространстве
довольно часто можно было встретить карты, на которых Арцах
ассоциируется с НКАО. Такое положение дел и ситуация были приемлемы в
начале 90-х, но не сегодня. Начавшись как инициатива активных граждан
Арцаха и Республики Армения, потребовавших отказа от карт НКАО, волна
перемен, преодолевая преграды и инерцию, смогла стать общим трендом.
Результатом стал отказ большинства армянских масс-медиа от старых карт
советского периода вне зависимости от их политических предпочтений и
симпатий.
Приведенные выше примеры показывают, как армянство незаметно для
текущего политического анализа и сознания выдавливает из армянской среды
ставшие неадекватными термины и понятия. Конечно же, на процесс
очищения влияет внешнеполитический контекст, однако решающую роль все же
играет политическое созревание армянства, которое учится различать
сиюминутные процессы и явления от жизненно важных национальных
интересов. Изменения в армянском обществе в конечном счете вынуждают
политиков изменить свою позицию, переходя к новым терминам и понятиям.
Использование правильных терминов и понятий является критически
важным, так как применение ошибочных со временем приобретает собственную
инерцию, преодоление которой становится отдельной задачей. Для
действующего политика, государственного деятеля, журналиста война
терминов и понятий может показаться второстепенной и несущественной,
однако на самом деле она на многие годы и десятилетия определяет
тенденции и тренды. Используя в качестве кирпичиков некорректные термины
и понятия, внешние центры силы разрабатывают базовые принципы и фрейм,
использование которых не может не привести к результатам, противоречащим
армянским национальным интересам. И если в начале арцахского этапа
армянского национально-освободительного движения в силу отсутствия
дипломатического и политического опыта такие ошибки были неизбежны,
сегодня они уже недопустимы. Помимо вышеприведенных можно упомянуть
также такие термины и понятия, как "азербайджанские беженцы",
"азербайджанская община Карабаха", "будущий референдум по статусу
Карабаха", "промежуточный статус", на основе которых выстраивался фрейм и
базовые принципы мадридского процесса.
Однако, если вышеперечисленные термины и понятия в той или иной
степени являются уже частью истории, этого нельзя сказать о
формирующейся на наших глазах ложной концепции, касающейся заселения
освобожденных в результате Арцахской войны территорий. Сама
необходимость заселения, которая должна стать стратегической задачей
армянства в XXI веке, не может быть предметом дискуссий и не подлежит
сомнению. Речь о другом. В последнее время все чаще и чаще можно
встретить точку зрения, высказываемую как общественными, так и
политическим деятелями, что без заселения освобожденных территорий
армянский народ их потеряет: "Если территории будут безлюдны, у нас не
будет аргументов, почему мы должны владеть ими?" Или: "Пустующие земли
приведут к тому, что мы будем вынуждены отдать их" и пр.
Во всех подобных высказываниях происходит незаметная подмена понятий и
проблем, когда заселенность, экономическое освоение и пр. становятся
аргументом для вынесения суждений о судьбе той или иной части армянской
земли. Незаметно для HayocAshkhar ему внушают возможность утери когда-то
потерянной в течение веков и возвращенной армянским воином части
Родины. Такие мнения должны пресекаться в самом зародыше. Какие-либо
рассуждения или оправдания, почему армянские земли могут быть сданы,
являются просто недопустимыми.
Армянскому политическому и общественному сознанию надо
восстанавливать утерянное в веках государственное мышление и инстинкт,
который исключает проведение какой-либо границы и различий между
армянскими землями вне зависимости от того, когда они были или будут
освобождены. Нет и не может быть какой-либо разницы между Гадрутом или
Карвачаром, Ваном или Карином. Какие-либо дискуссии, само предположение о
возможности новых территориальных потерь должны рассматриваться как
национальное предательство. Это одна из аксиом HayocAshkhar, и говорить о
каких-либо политических и тем более экономических аргументах, почему
она должна быть нарушена, недопустимо.
Аргумент возможности сдачи освобожденных территорий, в силу
отсутствия на них достаточного населения, является ложным и вредным. Вне
зависимости от того, насколько заселены освобожденные территории,
возможность их сдачи должна рассматриваться в тех же терминах и в рамках
той же логики, что и сдача центра Еревана или высокогорных сел Сюника
или Лори. Любой другой подход, попытки различить какие-либо "нюансы"
между Ковсаканом, Гюмри или Ереваном должны пресекаться.
Дьявол, как известно, кроется в деталях, и через незаметные для
обыденного сознания различия и трещины в подходах и оценках касательно
армянской земли в общественное, а затем и политическое сознание
проникают ложные концепции и взгляды. Некоторые армянские политики и
общественные деятели должны наконец-то уразуметь, что армянская земля
для армянина одинакова бесценна вне зависимости от того, насколько она
заселена, какова ее экономическая или какая-либо другая ценность и
привлекательность. Армянская мощь и власть - политическая, военная,
экономическая - зиждется на духовном базисе, неотъемлемой частью
которого является Армянское нагорье, колыбель армянской цивилизации.
Понимание абсолютной ценности земли, невозможности и недопустимости
каких-либо дискуссий вокруг ее сдачи должно стать первым шагом к
переходу армянского политического сознания на новый уровень своего
развития.
Может ли армянство (HayocAshkhar) потерять освобожденные территории?
Отвечая утвердительно и обосновывая свой ответ слабостью армянской
экономики, фатальными демографическими трендами и пр., надо четко
понимать, что речь в данном случае идет о системных проблемах и кризисе
армянского общества и государственности. Результатом провальной
социально-экономической политики станет не просто утрата части армянских
земель, но и государственности и суверенного права на будущее. В
проблеме освоения освобожденных территорий как в капле воды отражаются
системные проблемы армянского общества XXI века, как в свое время
падение Карса стало результатом глубинных проблем и болезней Первой
Республики.
Может ли Армения проиграть в будущих войнах, результатом чего станет
потеря Арцаха или какой-либо другой части Армении? Понимание серьезности
вызова, перед которой стоит HayocAshkhar, и того, что речь идет об
абсолютных категориях, должно помочь осознать недопустимость такой
формулировки.
Имеет ли право Армения и армянская государственность в XXI
веке проиграть войну? Имеет ли Армения право на слабую экономику и
несправедливое общество? Однозначно отрицательный ответ должен помочь
идентифицировать действительные проблемы армянства, вместо того чтобы
искать ответы на некорректно сформулированные вызовы и угрозы.
Рачья АРЗУМАНЯН, эксперт по вопросам национальной безопасности, Арцах http://www.golosarmenii.am/ru/20224/world/16469/
|